Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
от 16 сентября 2015 г. N 15-ФАС22-АМ/06-15
Резолютивная часть решения оглашена "2" сентября 2015 г. г. Барнаул
В полном объеме решение изготовлено "16" сентября 2015 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<_>
рассмотрев дело N15-ФАС22-(АМ)/06-15 по признакам нарушения ООО "Полет ласточки" (Алтайский край, г.Рубцовск, ул. Дзержинского, 10-4), ООО "Альбатрос" (Алтайский край, г.Бийск, ул.Крестьянская, 64), ИП Казаковой <_> ИП Дьяченко <_> ООО "Предгорье Алтая" (ул.Дорожная, 30,с.Нелюбино, Томская область, Томский район, 634517), ИП Семкиным <_> пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении соглашения, приводящего к установлению и поддержанию цен на услугу по закупу сырого коровьего молока в Волчихинском районе Алтайского края в период с декабря 2014 г., установила:
В управление ФАС по Алтайскому краю поступили на рассмотрение заявления жителей Волчихинского района Алтайского края (вх. N 3013 от 23.03.2015, вх.N3014 от 23.03.2015) по вопросу законности и обоснованности снижения закупочных цен на молоко, сдаваемое молокосборщикам владельцами личных подсобных хозяйств.
Из информации, представленной в антимонопольный орган администрацией Волчихинского района Алтайского края, по рассматриваемому вопросу, следует, что услуги по закупу сырого коровьего молока у населения на территории Волчихинского района в период 2014-2015 гг. оказывают следующие хозяйствующие субъекты (продавцы): ООО "Полет ласточки" (Алтайский край, г.Рубцовск, ул. Дзержинского, 10-4); ООО "Альбатрос" (Алтайский край, г.Бийск, ул.Крестьянская, 64); ИП Казакова <_> ИП Дьяченко <_>
На основе информации, представленной хозяйствующими субъектами установлено, что ООО "Альбатрос" прекратило оказание услуг по закупу сырого коровьего молока с апреля 2015 г., а ИП Дьяченко работает по агентскому договору на совершение сделок по приобретению товаров от 15.01.2015 г. с ООО "Предгорье Алтая", согласно условиям которого ИП Дьяченко обязана приобрести товар (сырое коровье молоко) на условиях, наиболее выгодных для ООО "Предгорье Алтая" по цене не выше установленной ООО "Предгорье Алтая". Таким образом, ИП Дьяченко самостоятельно не устанавливает цену на услугу по закупу сырого коровьего молока для населения Волчихинского района.
В свою очередь из документов и материалов, представленных ООО "Предгорье Алтая" в управление ФАС по Алтайскому краю, следует, что между ООО "Предгорье Алтая" и ИП Семкиным заключен агентский договор на совершение сделок по приобретению товаров для комитента от 01.02.2014 г., на основании которого Общество обязуется по поручению ИП Семкина за вознаграждение приобрести от своего имени, но за его счет товар-молоко коровье. При этом цены, по которым ООО "Предгорье Алтая" закупает сырое коровье молоко у населения, устанавливает ИП Семкин, поэтому ИП Семкин привлечен в качестве ответчика по настоящему делу.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" услуги по закупу сырого коровьего молока не входят в перечень товаров и услуг, на которые органы государственной власти имеют право устанавливать цены (тарифы), в том числе, наценки. Поэтому хозяйствующие субъекты - участники товарного рынка услуг по закупу сырого коровьего молока самостоятельно формируют цены, исходя из собственных затрат.
Из документов и материалов, представленных в управление ФАС по Алтайскому краю хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока на территории Волчихинского района Алтайского края, установлено, что услуга по закупу сырого коровьего молока у населения в январе 2015 года оказывалась по цене 17,0-19,0 рублей за 1 л. сырого коровьего молока.
На 1, 2 и 3 мая 2015 года прослеживается снижение цен на услугу по закупу сырого коровьего молока до 12,0 рублей. Так, ООО "Полет ласточки" издало Приказ N18 от 30.04.2015 г. об установлении закупочной цены в размере 12,0 руб. для населения с 02.05.2015 г. в с.Усть-Волчиха, с.Малышев Лог, с.Приборовое, с.Селиверстово, п.Целинный, с.Волчиха, с.Новокормиха, с.Солоновка, с.Коминтерн, с.Пятков Лог, с.Вострово Волчихинского района Алтайского края. Из документов представленных ИП Казаковой также прослеживается снижение цены на услугу по закупу сырого коровьего молока с 01.05.2015 г. до 12,0 руб. ИП Семкин установил цену на услугу по закупу сырого коровьего молоко для населения в Волчихинском районе до 12,0 руб. с 03.05.2015 г.
В июне 2015 года цена на услуги по закупу сырого коровьего молока ООО "Полет ласточки", ИП Казаковой, ИП Семкиным снижена до 10 рублей. ООО "Полет ласточки" издало Приказ N21 от 29.05.2015 г. об установлении закупочной цены в размере 10,0 руб. для населения с 01.06.2015 г. в с.Малышев Лог, с.Приборовое, с.Селиверстово, п.Целинный, с.Волчиха, с.Новокормиха, с.Солоновка, с.Коминтерн, с.Пятков Лог, с.Вострово Волчихинского района Алтайского края. У ИП Казаковой и ИП Семкина в июне 2015 г. цена на услугу по закупу сырого коровьего молока у населения составляла также 10 руб.
Продавцами услуг по закупу сырого коровьего молока выступают организации, имеющие возможность для сбора молока: соответствующий автомобильный парк, холодильные установки для охлаждения, временного хранения закупленного молока и дальнейшей перепродажи его организациям-переработчикам.
Покупателями услуг по закупу сырого коровьего молока являются сельскохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм собственности (ОАО, ЗАО, ООО, агрофирмы, СХПК и др.), крестьянско-фермерские хозяйства и личные подсобные хозяйства населения, которые, как правило, не имеют мощностей по хранению и переработке молока, поэтому при выборе продавца услуг руководствуются условиями реализации, территориальной близостью, формой и условиями расчетов.
Учитывая высокие транспортные издержки на доставку молока до места его первичного охлаждения, владельцы личных подсобных хозяйств не осуществляют доставку самостоятельно. Сбор сырого коровьего молока в Волчихинском районе и его доставку до места его первичного охлаждения осуществляют молокосборщики непосредственно у владельцев личных подсобных хозяйств района, которые собирают сырое коровье молоко сразу в нескольких подсобных хозяйствах, тем самым минимизируя свои издержки на его доставку.
Производственные отношения между покупателями услуг по закупу сырого коровьего молока и лицами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока, строятся на договорной основе, заключаемой, чаще всего, в устной форме. Учитывая, что молоко является скоропортящимся продуктом, а для осуществления его переработки необходимы существенные финансовые вложения, которыми большинство сельхозтоваропроизводителей не обладает, покупатели услуг по закупу сырого коровьего молока не имеют, как правило, возможности воздействовать на цену сдаваемого им молочного сырья (особенно в летний период, когда возникает проблема "лишнего" молока в связи с увеличением его производства). Соответственно, цены на закуп сырого коровьего молока устанавливают лица, оказывающие услуги по закупу сырого коровьего молока, которые в силу своего положения на рынке имеют возможность формировать закупочные цены, используя свое положение.
Рассмотрев материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, Комиссия УФАС по Алтайскому краю приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признаются картелем и запрещаются ограничивающие конкуренцию соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.
Согласно пункту 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" к признакам ограничения конкуренции относится, в том числе, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Из представленных документов и материалов, следует, что ООО "Полет ласточки", ИП Казакова Т.Н. в последующем осуществляют поставку молока разным предприятиям-переработчикам и по разным ценам, о чем свидетельствуют копии договоров поставки и приложений к ним.
Так, ООО "Полет ласточки" сдает молоко на ОАО "Кипринский маслосырзавод" и Рубцовский молочный завод филиал ОАО "Вимм-Билль-Данн". ИП Казакова сдает молоко ИП Филимонцеву, ООО "СК "Нива", ООО "Молпром-Сибирь".
ИП Семкин перерабатывает молоко по договору переработки от 01.02.2014 г. с ООО "Молочный завод "Краснощеково".
ООО "Полет ласточки" оказывает услуги по закупу сырого коровьего молока в селах Усть-Волчиха, Волчиха, Вострово, Приборовое, Новокормиха, Пятков лог, Коминтерн, Солоновка, Селиверстово, Целинное, Правда, Малышев лог Волчихинского района. ИП Казакова в с. Селиверстово Волчихинского района. ИП Семкин оказывает услуги по закупу сырого коровьего молока у населения сел Солоновка, Приборовое, Волчиха, Бор-Форпост, Вострово Волчихинского района.
ООО "Полет ласточки", ИП Казакова, ИП Семкин осуществляют свою деятельность на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока в Волчихинском районе Алтайского края, то есть являются конкурентами, поэтому на них распространяются запреты, установленные в пункте 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что все хозяйствующие субъекты несут различные издержки по закупу сырого коровьего молока, т.к. различным является объем затрат на его закуп с учетом стоимости одного литра молока, различное "плечо доставки", хозяйствующие субъекты имеют различный парк автомобилей, несут различные затраты на ГСМ.
Таким образом, вышеизложенное дает основание отрицать наличие объективных условий, в равной степени влияющих на ООО "Полет ласточки", ИП Казакову, ИП Семкина для установления в краткосрочном временном периоде и поддержания одинакового уровня цен на услугу по закупу сырого коровьего молока на территории Волчихинского района Алтайского края.
При установлении в течение краткосрочного периода времени и поддержании лицами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока, одинакового уровня цен, достигается устранение конкурентных отношений между ними, а именно - устранение ценовой состязательности на рынке услуг по закупку сырого молока.
Необходимо также принять во внимание, что установление и поддержание одинаковых цен на услугу по закупу сырого коровьего молока выгодно предпринимателям, т.к. отсутствие конкурентного соперничества на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока не предполагает наличия мотивации для улучшения качества обслуживания покупателей услуг, предложения новых форм сервиса и т.д.
Только заключенные соглашения между лицами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока, приводящие к установлению и поддержанию одинаковых цен на услугу по закупу сырого коровьего молока, создают ситуацию, когда покупатели услуг по закупу сырого коровьего молока в большинстве случаев не имеют возможности выбора иных лиц, оказывающих данную услугу, с другими ценами закупки, поскольку других рынков сбыта практически нет.
Доказательством наличия соглашения заключенного между ООО "Полет ласточки", ИП Семкиным, ИП Казаковой, направленного на установление и поддержание одинаковых цен на услугу по закупу сырого коровьего молока в период с мая 2015 г., является поведение данных хозяйствующих субъектов, которое приводит к отказу от соперничества на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока при отсутствии на то объективных причин, в равной степени влияющих на всех хозяйствующих субъектов на товарном рынке.
Поведение ООО "Полет ласточки", ИП Казаковой, ИП Семкина, выразившееся в установлении и поддержании одинаковых цен на услугу по закупу сырого коровьего молока с мая 2015 года на территории Волчихинского района Алтайского края, является результатом устной договоренности (заключения соглашения) и противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:
Признать ООО "Полет ласточки", ИП Казакову, ИП Семкина нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем заключения соглашения и участия в соглашении, что привело к установлению и поддержанию одинаковых цен на услугу по закупу сырого коровьего молока с мая 2015 года на территории Волчихинского района Алтайского края.
Выдать ООО "Полет ласточки", ИП Казаковой, ИП Семкину предписание о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, путем проведения самостоятельной ценовой политики при формировании цены на услугу по закупу сырого коровьего молока в Волчихинском районе Алтайского края исходя из суммы необходимых для оказания этих услуг расходов и прибыли.
Дело N 15-ФАС22-АМ/06-15 в отношении ООО "Альбатрос", ИП Дьяченко, ООО "Предгорье Алтая" прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассмотренных действиях хозяйствующих субъектов.
<_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
П Р Е Д П И С А Н И Е N15-ФАС 22-АМ /06-15
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
16 сентября 2015 г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<_>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 16.09.2015 г. (резолютивная часть решения оглашена 02.09.2015 г.) по делу N15-ФАС 22-АМ/06-15 о нарушении ООО "Полет ласточки", ИП Казаковой Т.Н., ИП Семкиным В.В. пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
ООО "Полет ласточки", ИП Семкину, ИП Казаковой в срок до 1 октября 2015 года прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которое выразилось в заключении устного соглашения, приводящего к установлению и поддержанию одинаковых цен на услугу по закупу сырого коровьего молока в Волчихинском районе Алтайского края с мая 2015 года.
ООО "Полет ласточки", ИП Семкину, ИП Казаковой проводить самостоятельную ценовую политику при формировании цены на услугу по закупу сырого коровьего молока на территории Волчихинского района Алтайского края исходя из суммы необходимых для оказания этих услуг расходов и прибыли.
О выполнении предписания письменно сообщить в УФАС по Алтайскому краю не позднее пяти дней со дня его выполнения, с приложением копий подтверждающих документов.
<_>
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 16 сентября 2015 г. N 15-ФАС22-АМ/06-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016