Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 1 июля 2010 г.
Резолютивная часть решения оглашена 17 июня 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 01.07.2010 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела N 03-03/19-10 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<_>
рассмотрев на заседании 10.06.2010 дело N 03-03/19-10 о нарушении ОАО "ЯСК" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) объявила перерыв в рассмотрении дела до 11 часов 30 минут 17.06.2010;
рассмотрев на заседании 17.06.2010 дело N 03-03/19-10 о нарушении ОАО "ЯСК" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
у с т а н о в и л а:
В Ярославское УФАС России поступило заявление ТСЖ "Родонит" на действия ОАО "ЯСК", выразившиеся в выставлении и взимании платы за электрическую энергию, приобретенную ТСЖ "Родонит" для потребления в местах общего пользования в многоквартирном жилом доме, который в установленном порядке оборудован стационарными электроплитами, по тарифу, установленному для городского населения, проживающего в домах, не оборудованных электроплитами.
Представители ОАО "ЯСК" не согласились с вменяемым нарушением, пояснили, при расчетах с ТСЖ "Родонит" применялся тариф 203 коп/кВт.ч. (тарифная группа население, за исключением проживающих в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами) по следующим основаниям.
Согласно п.2 Приложения к Постановлению правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 24.11.2008 N ППр-237-ЭЭ организации - исполнители коммунальных услуг, потребляющие электроэнергию для электроснабжения жилых домов, оборудованных в установленном порядке электроплитами, рассчитываются за электроэнергию, потребленную непосредственно населением по тарифу, указанному в строке 1.1.2 (население, проживающее в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами), за электроэнергию на прочие цели - по тарифу, указанному в строке 1.1.1 (Население, за исключением проживающих в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами) (далее - Примечания).
Согласно договору снабжения электрической энергией N 20542 от 23.10.2009, заключенному между ТСЖ "Родонит" и ОАО "ЯСК", электрическая энергия приобретается ТСЖ "Родонит" на прочие цели, то есть для мест общего пользования, а не для энергоснабжения жилых помещений граждан непосредственно.
Принимая решение по делу о нарушении ОАО "ЯСК" антимонопольного законодательства, Комиссия исходит из следующего.
Приказом N 81 от 01.07.1996 ОАО "ЯСК" включен в "реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 %, или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов", с долей на ранке электроэнергии в географических границах Ярославской области более 50 %.
Между ОАО "ЯСК" и ТСЖ "Родонит" заключен договор снабжения электрической энергией N 20542 от 23.10.2009 (далее - Договор). Согласно п. 1.2 Договора Покупатель (ТСЖ) приобретает электрическую энергию для целей оказания коммунальных услуг собственникам (нанимателям) жилых помещений в многоквартирном доме (г. Ярославль, Ленинградский пр-т, д. 117 к.2) в объеме, необходимом для оказания коммунальных услуг.
В соответствии с Приложением N 1 к Договору электрическая энергия приобретается ТСЖ "Родонит" для мест общего пользования: лестничные клетки, лифты, приборы дымоудаления.
Из технического паспорта на жилой дом N 117 корп. 2 "А" по Ленинградскому проспекту г. Ярославль следует, что в данном доме предусмотрено оборудование жилых помещений электроплитами (ввиду отсутствия конструктивных элементов в графе "газоснабжение").
Департаментом топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области установлен тариф на электрическую энергию, отпускаемую ОАО "ЯСК" в 2009 году населению Ярославской области (Приказ Департамента N 237 от 24.11.2008): для группы наделения проживающих в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами - в размере 142 коп. кВт.ч. (одноставочный тариф).
Из имеющихся в материалах дела счетов-фактур (N 6/ 65649 от 31.10.2009, N (N 6/ 70638 от 30.11.2009, N 6/78801 от 31.12.2009) следует, что ОАО "ЯСК" при расчетах с ТСЖ "Родонит" по Договору (т.е. в части объемов электроэнергии, потребляемой ТСЖ "Родонит" для общедомовых нужд) применяется тариф 203 коп./кВт.ч. (тарифная группа население, за исключением проживающих в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами).
В силу пункта 2 Постановления Правительства N 1444 от 07.12.1998 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением", для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7.
В соответствии с пунктом 27 "Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", утвержденных Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания") ко второй группе потребителей "Население" приравниваются исполнители коммунальных услуг, в том числе товарищества собственников жилья, приобретающие электроэнергию для коммунально-бытового потребления граждан в объемах фактического потребления потребителей-граждан и объемах электроэнергии, израсходованной в местах общего пользования. Приводится ссылка на Постановление Правительства N 1444 в части применения понижающего коэффициента при установлении тарифа для приравненных к населению исполнителей коммунальных услуг.
При этом, из смысла пункта 2 Постановления Правительства N 1444 не следует, что, определяя тариф на электроэнергию, надлежит производить разделение на объемы, потребленные в квартирах и местах общего пользования.
Согласно части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" запрещаются любые действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц.
В связи с вышеизложенным, действия ОАО "ЯСК" по выставлению и взиманию платы за электрическую энергию, приобретенную ТСЖ "Родонит" для потребления в местах общего пользования в многоквартирном жилом доме, в установленном порядке оборудованном стационарными электроплитами, с использованием тарифа, установленного для городского населения, проживающего в домах, не оборудованных электроплитами (большем, чему установленный тариф для населения проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами) осуществятся с нарушением норм Постановления Правительства N 1444 и ущемляют интересы ТСЖ "Родонит" и образуют состав нарушения антимонопольного законодательства по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, ОАО "ЯСК" за период с 01.10.2009 по 31.12.2009 незаконно получило доход равный 8450 рублей 57 копеек (восемь тысяч четыреста пятьдесят рублей пятьдесят семь копеек).
Доводы ответчика по поводу примечания при расчетах п.2 Приложения к Постановлению правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 24.11.2008 N ППр-237-ЭЭ, согласно которому, организации - исполнители коммунальных услуг, потребляющие электроэнергию для электроснабжения жилых домов, оборудованных в установленном порядке электроплитами, рассчитываются за электроэнергию, потребленную непосредственно населением по тарифу, указанному в строке 1.1.2, за электроэнергию на прочие цели - по тарифу, указанному в строке 1.1.1 отклоняются, ввиду противоречия такого толкования ОАО "ЯСК" данного пункта Примечаний содержанию пункта 27 Методических указаний.
С Января 2010 года ОАО "ЯСК" производит расчет с ТСЖ "Родонит" по тарифу установленному для населения проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, что свидетельствует об отсутствии оснований для выдачи ОАО "ЯСК" соответствующего предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия,
р е ш и л а:
1. Признать открытое акционерное общество "Ярославская сбытовая компания" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать открытому акционерному обществу "Ярославская сбытовая компания" предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
П Р Е Д П И С А Н И Е по делу N 03-03/19-10
17 июня 2010 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела N 03-03/19-10 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<_> руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 17 июня 2010 года по делу N 03-03/19-10 о нарушении Открытым акционерным обществом "Ярославская сбытовая компания" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Открытому акционерному обществу "Ярославская сбытовая компания" в срок до 30 июля 2010 года перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства (части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции") в размере 8450 рублей 57 копеек.
Доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства должен быть перечислен в доход федерального бюджета по коду 161 1 16 020 10 01 0000 140
Получатель: ИНН 7604009440 КПП 760401001
ОКАТО 78401000000
УФК МФ РФ по Ярославской области
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Ярославской области
БИК 047888001
р/сч 40101810700000010010
в полях 104, 105 платежного документа необходимо указать код бюджетной классификации и ОКАТО.
О выполнении предписания сообщить в срок до 10 августа 2010 года, путем направления в адрес Ярославского УФАС России письменного уведомления и документа (платежное поручение) подтверждающего перечисление в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства в размере 8450 рублей 57 копеек по указанным выше реквизитам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 1 июля 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016