Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
от 15 сентября 2015 г. N 14-ФАС22-АМ/06-15
Резолютивная часть решения оглашена "2" сентября 2015 г. г. Барнаул
В полном объеме решение изготовлено "15" сентября 2015 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<_>
рассмотрев дело N14-ФАС22-(АМ)/06-15 по признакам нарушения ИП Целевич<_> ИП Стуровым <_> ООО "Молторг" (658390, Алтайский край, Шипуновский район, с.Шипуново, ул. Советская, 67), ООО "Молприм" (658390, Алтайский край, Шипуновский район, с.Шипуново, ул. 8 Марта, 24-2), ООО "Предгорье Алтая" (ул. Дорожная, 30, д. Нелюбино, Томский район, Томская область, 634517), ИП Семкиным <_> пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении соглашения, приводящего к установлению и поддержанию цен на услугу по закупу сырого коровьего молока в Шипуновском районе Алтайского края с февраля 2015 г., установила:
В управление ФАС по Алтайскому краю поступили на рассмотрение заявления жителей Шипуновского района Алтайского края (вх. N153836 от 07.04.2015, вх. N154046 от 10.04.2015, вх. N154747 от 24.04.2015, вх. N156143 от 26.05.2015, вх. N156981 от 09.06.2015) по вопросу законности и обоснованности снижения закупочных цен на молоко, сдаваемое молокосборщикам владельцами личных подсобных хозяйств.
Из информации, представленной в антимонопольный орган администрацией Шипуновского района по рассматриваемому вопросу, следует, что на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока у населения на территории Шипуновского района осуществляют деятельность следующие хозяйствующие субъекты (продавцы): ИП Целевич, ИП Стуров, ООО "Молторг", ООО "Молприм", ООО "Предгорье Алтая".
Согласно документам, представленным ООО "Предгорье Алтая" в управление ФАС по Алтайскому краю, установлено, что между ООО "Предгорье Алтая" и ИП Семкиным заключен агентский договор на совершение сделок по приобретению товаров для комитента от 01.02.2014 г., на основании которого Общество обязуется по поручению ИП Семкина за вознаграждение приобрести от своего имени, но за его счет товар-молоко коровье. При этом цены, по которым ООО "Предгорье Алтая" закупает сырое коровье молоко у населения, устанавливает ИП Семкин, поэтому ИП Семкин привлечен в качестве ответчика по настоящему делу.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" услуги по закупу сырого коровьего молока не входят в перечень товаров и услуг, на которые органы государственной власти имеют право устанавливать цены (тарифы), в том числе, наценки. Поэтому хозяйствующие субъекты - участники товарного рынка услуг по закупу сырого коровьего молока самостоятельно формируют цены, исходя из собственных затрат.
Из документов и материалов, представленных в управление ФАС по Алтайскому краю хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока на территории Шипуновского района Алтайского края, установлено, что ценовая ситуация на рынке закупа сырого коровьего молока у населения в феврале 2015 г. характеризовалась ценами на услуги по закупу сырого коровьего молока в размере от 19,0 до 20,5 рублей, в первой половине марта 2015 г. цены составляли от 18,0 до 19,5 рублей, во второй половине марта 2015 г. - от 17,0 до 18,5 рублей, при этом, хозяйствующие субъекты устанавливали различные цены на услуги по закупу сырого коровьего в Шипуновском районе Алтайского края.
С 01.04.2015 г. произошло снижение цен на услуги по закупу сырого коровьего молока до 16,0-17,0 рублей за 1 литр, при этом ИП Семкиным и ООО "Молприм" была установлена одинаковая цена на услуги по закупу сырого коровьего молока в размере 16,0 рублей во всех населенных пунктах Шипуновского района (ООО "Молприм" установило указанную цену на услуги по закупу сырого коровьего молока в 22 из 24 населенных пунктов Шипуновского района).
В указанный период ИП Стуров устанавливал цены на услуги по закупу сырого коровьего молока в размере 16,0-16,5 рублей, ИП Целевич - в размере 16,05-16,5 рублей, ООО "Молторг" - в размере 16,0-17,0 рублей, таким образом, данные хозяйствующие субъекты самостоятельно определялии цены, исходя из собственных затрат.
Во второй половине апреля 2015 г. указанная тенденция продолжилась. ИП Семкин и ООО "Молприм" снизили цену на услуги по закупу сырого коровьего молока до 14,0 рублей во всех населенных пунктах Шипуновского района, где они осуществляют данный вид деятельности. ИП Стуров, ИП Целевич, ООО "Молторг" в указанный период устанавливали различные цены на услуги по закупу сырого коровьего в Шипуновском районе от 13,9 до 16,0 рублей, исходя из собственных затрат.
С 01-03 мая 2015 г. ИП Семкин и ООО "Молприм" снизили цену на услуги по закупу сырого коровьего молока до 12,0-12,1 рублей во всех населенных пунктах Шипуновского района, где они осуществляют данный вид деятельности, а ИП Стуров, ИП Целевич, ООО "Молторг" продолжали устанавливать различные цены от 12,0 до 14,0 рублей.
Таким образом, снижение цен на услугу по закупу сырого коровьего молока с апреля 2015 г. у ООО "Молприм" и ИП Семкина происходило на одни и те же даты с установлением одинаковых цен на услугу по закупу сырого коровьего молока в Шипуновском районе Алтайского края.
Остальные хозяйствующие субъекты (ИП Целевич, ООО "Молторг", ИП Стуров) осуществляли самостоятельную ценовую политику, устанавливали цены исходя из собственных затрат. Кроме того, ИП Целевич, ИП Стуров, ООО "Молторг" снижали цены на услуги по закупу сырого коровьего молока соразмерно снижению закупочных цен на молоко организациями, оказывающими услуги по дальнейшему продвижению молока до переработки, не увеличивая при этом свою прибыль, при этом разница между закупочной и отпускной ценой в указанный период не увеличивалась и составляла 1,5-2,0 рубля.
Покупателями услуги по закупу сырого коровьего молока на территории Шипуновского района Алтайского края являются владельцы личных подсобных хозяйств, производящие сырое коровье молоко, которые, как правило, не имеют мощностей по хранению и переработке молока, поэтому при выборе продавца услуг руководствуются условиями реализации, территориальной близостью, формой и условиями расчетов.
Продавцами услуг по закупу сырого коровьего молока выступают организации, имеющие возможность для сбора молока: соответствующий автомобильный парк, холодильные установки для охлаждения, временного хранения закупленного молока и дальнейшей перепродажи его организациям-переработчикам.
Учитывая высокие транспортные издержки на доставку молока до места его первичного охлаждения, владельцы личных подсобных хозяйств не осуществляют доставку самостоятельно. Сбор сырого коровьего молока в Шипуновском районе и его доставку до места его первичного охлаждения осуществляют молокосборщики непосредственно у владельцев личных подсобных хозяйств района.
Производственные отношения между покупателями услуг по закупу сырого коровьего молока и лицами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока, строятся на договорной основе, заключаемой, чаще всего, в устной форме. Учитывая, что молоко является скоропортящимся продуктом, а для осуществления его переработки необходимы существенные финансовые вложения, которыми большинство сельхозтоваропроизводителей не обладает, покупатели услуг по закупу сырого коровьего молока не имеют, как правило, возможности воздействовать на цену сдаваемого им молочного сырья (особенно в летний период, когда возникает проблема "лишнего" молока в связи с увеличением его производства). Соответственно, цены на услуги по закупу сырого коровьего молока устанавливают лица, оказывающие услуги по закупу сырого коровьего молока, которые в силу своего положения на рынке имеют возможность формировать закупочные цены, используя свое положение.
Присутствующие в ходе рассмотрения настоящего дела представители ИП Целевич, ООО "Молторг" пояснили, что основными причинами снижения закупочных цен с марта 2015 года стали увеличение объемов сдаваемого молока, а также снижение цен предприятиями-переработчиками, с которыми у хозяйствующих субъектов заключены договоры на поставку.
Рассмотрев материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, Комиссия УФАС по Алтайскому краю приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", признаются картелем и запрещаются ограничивающие конкуренцию соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.
Согласно пункту 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" к признакам ограничения конкуренции относится, в том числе, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Следует отметить, что ИП Семкин и ООО "Молприм" оказывают услуги по закупу сырого коровьего молока у населения Шипуновского района по различным схемам.
ИП Семкин оказывает услуги по закупу сырого коровьего молока по агентскому договору на совершение сделок по приобретению товаров от 01.02.2014 г., на основании которого ООО "Предгорье Алтая" обязуется по поручению ИП Семкина за вознаграждение приобрести от своего имени, но за его счет товар-молоко коровье. ООО "Предгорье Алтая" работает по агентскому договору на совершение сделок по приобретению товаров от 01.09.2014 с ООО "Авто". ООО "Авто" осуществляет закуп сырого коровьего молока от своего имени и за счет ООО "Предгорье Алтая".
В дальнейшем, закупленное ООО "Предгорье Алтая" коровье молоко, через ООО "Авто", ИП Семкин перерабатывает по договору переработки от 01.02.2014 г. с ООО "Молочный завод "Краснощеково". Согласно пп.2.1 п.2 договора, цена переработки в 2015 году определяется по себестоимости выработанной продукции за одну тонну. Услуги по переработке предъявляются по отгрузке сложившейся цене по себестоимости за каждую тонну продукции" (п.1 дополнительного соглашения от 31.12.2014 г. N 1 к договору переработки N б/н от 01.02.2014 года). Стоимость услуг по переработке - 2,5 рублей за 1 кг молока. Таким образом, издержки, связанные с оплатой агентского вознаграждения и стоимости приобретения сырья, заложены в цену готовой продукции.
ООО "Молприм" оказывает услуги по закупу сырого коровьего без посредников, в дальнейшем осуществляет поставку молока для ООО "Шипуновское молоко" (переработчик). Структура затрат на оказание услуг по закупу сырого коровьего молока ООО "Молприм" представлена следующими статьями затрат: стоимость молока; заработная плата; запасные части, ремонт; аренда автотранспорта; аренда помещения; ГСМ; налоги; прочие.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что хозяйствующие субъекты несут различные издержки по закупу сырого коровьего молока, т.к. различным является структура и объем затрат на его закуп с учетом стоимости одного литра молока, различное "плечо доставки", несут различные затраты на ГСМ.
Изложенное выше дает основание отрицать наличие объективных условий, в равной степени влияющих на ИП Семкина и ООО "Молприм" для снижения и установления цен на услуги по закупу сырого коровьего молока одномоментно и до одинакового уровня на территории Шипуновского района Алтайского края.
При одномоментном снижении цен на услуги по закупу сырого коровьего молока лицами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока, до одинакового уровня достигается устранение конкурентных отношений между ними, а именно - устранение ценовой состязательности на рынке закупки сырого молока.
Только заключенные соглашения между лицами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока, направленные на установление одинаковых закупочных цен, создают ситуацию, когда покупатели услуг по закупу сырого коровьего молока в большинстве случаев не имеют возможности выбора иных лиц, оказывающих данную услугу, с другими ценами закупки, поскольку других рынков сбыта практически нет.
Доказательством наличия соглашения заключенного между ООО "Молприм" и ИП Семкиным, направленного на установление и поддержание одинаковых цен на услугу по закупу сырого коровьего молока с апреля 2015 года, является поведение (фактические действия) данных хозяйствующих субъектов, которое приводит к отказу от соперничества на рынке закупки молока посредством совершения одинаковых действий по снижению закупочных цен на сырое молоко при отсутствии на то объективных причин, в равной степени влияющих на всех хозяйствующих субъектов на товарном рынке.
Поведение ООО "Молприм" и ИП Семкина, выразившееся в установлении и поддержании одинаковых цен на услугу по закупу сырого коровьего молока с апреля 2015 года на территории Шипуновского района Алтайского края, являются результатом заключенной устной договоренности (соглашения) и противоречат требованиям пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
Признать ООО "Молприм", ИП Семкина нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем заключения соглашения и участия в соглашении, что привело к установлению и поддержанию одинаковых цен на услугу по закупу сырого коровьего молока в Шипуновском районе Алтайского края в период с апреля 2015 года.
Выдать ООО "Молприм", ИП Семкину предписание о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, путем проведения самостоятельной ценовой политики при формировании закупочных цены на сырое молоко в Шипуновском районе Алтайского края исходя из суммы необходимых для оказания этих услуг расходов и прибыли.
Дело N 14-ФАС22-АМ/06-15 в отношении ИП Целевич, ИП Стурова, ООО "Молторг", ООО "Предгорье Алтая" прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассмотренных действиях хозяйствующих субъектов.
<_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
П Р Е Д П И С А Н И Е N14-ФАС 22-АМ /06-15
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
Резолютивная часть предписания оглашена "2" сентября 2015 г. г. Барнаул
В полном объеме предписание изготовлено "15" сентября 2015 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<_>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 15.09.2015 г. (резолютивная часть решения оглашена 02.09.2015 г.) по делу N14-ФАС22-АМ/06-15 о нарушении ООО "Молприм", ИП Семкиным пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
ООО "Молприм", ИП Семкину в срок до 1 октября 2015 года прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которое выразилось в заключении устного соглашения, приводящего к установлению и поддержанию одинаковых цен на услугу по закупу сырого коровьего молока в Шипуновском районе Алтайского края с апреля 2015 года на территории Шипуновского района Алтайского края.
ООО "Молприм", ИП проводить самостоятельную ценовую политику при формировании цены на услугу по закупу сырого коровьего молока на территории Шипуновского района Алтайского края исходя из суммы необходимых для оказания этих услуг расходов и прибыли.
О выполнении предписания письменно сообщить в УФАС по Алтайскому краю не позднее пяти дней со дня его выполнения, с приложением копий подтверждающих документов.
<_>
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 15 сентября 2015 г. N 14-ФАС22-АМ/06-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016