Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области
от 16 сентября 2015 г. N 315-15/04 Р3
Резолютивная часть решения оглашена 07 сентября 2015 г.
Решение в полном объеме изготовлено 16 сентября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее- Орловское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии - Кирьянов А.Н., заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии - Губчевская В.М., ведущий специалист - эксперт;
- Силаев А.В., специалист 1 разряда
рассмотрев дело N315-15/04 РЗ, возбужденное в отношении ООО "БОРУС-ПРИНТ" (300041, г. Тула, ул. Сойфера, д. 6; ОГРН: 1027100747816; ИНН: 7106027453) по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального Закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"),
в отсутствие:
- руководителя ООО "БОРУС-ПРИНТ" и/или его доверенного представителя. установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службой по Орловской области (далее - Управление) в результате проводимого должностными лицами антимонопольного органа наблюдения за соблюдением обязательных требований Закона "О рекламе" хозяйствующими субъектами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность в сфере размещения наружной рекламы на территории г. Орла, был выявлен факт распространения наружной рекламы, а именно:
На рекламном щите, расположенном по адресу: г.Орел, ул.Московская, (рядом с проезжей частью в районе дома N72) размещается информация следующего содержания:
Графическая составляющая рекламы:
На рекламном щите изображен мужчина, держащий в руках плакат.
Текстовая составляющая рекламы:
"ВИЗИТКИ, ЛИСТОВКИ ПО ЛУЧШИМ ЦЕНАМ! ВИЗИТКИ ПО 88 КОП. ЛИСТОВКИ А5 1990 РУБ. за 1000шт. ЛИСТОВКИ А4 3990 РУБ. за 1000шт. ЛИСТОВКИ А6 990 РУБ. за 1000 шт. Орел, Новосильский переулок, 4/11, Тел: (4862) 200-999 Типография БОРУС www.BORUS-PRINT.RU
(далее - реклама "БОРУС-ПРИНТ").
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона "О рекламе" - реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижения на рынке.
Из данной нормы Закона "О рекламе" следует, что квалифицирующими признаками рекламы являются:
1.1. распространяется любым способом, в любой форме и любыми средствами.
Информация о типографии "Борус" распространяется на рекламном щите, расположенному по адресу: г.Орел, ул.Московская (рядом с проезжей частью в районе дома N72)
1.2. адресуется неопределенному кругу лиц
Данная информация распространяется для круга лиц, который заранее не определен в качестве конкретной стороны. Из указанной рекламной информации следует, что информация представлена всем потребителям, а не конкретно определившемуся лицу.
1.3. направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижения на рынке.
В статье 3 Закона "О рекламе" приведены понятия:
объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама);
товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Данная информация обращает внимание и поддерживает интерес потребителей к лицу, предоставляющему услуги по изготовлению визиток и листовок - типография "БОРУС".
Таким образом, информация "БОРУС-ПРИНТ", расположенная по адресу: г.Орел, ул.Московская (район дома N72), отвечает всем квалифицирующим признакам рекламы, т.е. является рекламой.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:
-о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Данная информация имеет признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе".
В рекламе "БОРУС-ПРИНТ" используется сравнительная характеристика путем употребления слов "ПО ЛУЧШИМ ЦЕНАМ" без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Рекламодатель - ООО "БОРУС-ПРИНТ" (300041, г. Тула, ул. Сойфера, д. 6; ОГРН: 1027100747816; ИНН: 7106027453).
В соответствии со статьей 38 Закона "О рекламе":
- ответственность за нарушение пункта 1 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе" несет рекламодатель.
22.07.2015 года Управлением был направлен запрос в ФАС России (исх. N2657/04) с целью получения полномочий по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО "БОРУС-ПРИНТ" (300041, г. Тула, ул. Сойфера, д. 6; ОГРН: 1027100747816; ИНН: 7106027453).
19.08.2015 года в адрес Управления поступило письменное уведомление (исх. NАК/39961/15 от 05.08.2015 г.) ФАС России о наделении Управления полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении ООО "БОРУС-ПРИНТ" (300041, г. Тула, ул. Сойфера, д. 6; ОГРН: 1027100747816; ИНН: 7106027453).
20.08.2015 года Управлением в отношении ООО "БОРУС-ПРИНТ" по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе" было возбуждено дело N315-15/04РЗ по факту распространения рекламы с использованием сравнительной характеристики о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Рассмотрение дела N315-15/04РЗ по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе было назначено на 07.09.2015 г.
Определением о возбуждении дела N315-15/04 РЗ (исх.N3024/04 от 20.08.2015 г.) у ООО "БОРУС-ПРИНТ" были запрошены необходимые для рассмотрения дела документы и сведения.
04.09.2015 г. в адрес Управления поступили запрашиваемые документы и сведения от ООО "БОРУС-ПРИНТ" (вх.N8066 от 04.09.2015 г.), а также письменные пояснения по делу.
В своих пояснениях ООО "БОРУС-ПРИНТ" указало, что Общество не является рекламораспространителем и рекламопроизводителем рекламы "БОРУС-ПРИНТ". Рекламораспространителю был отправлен баннер, напечатанный не с того макета. В Варианте оригинал-макета, который необходимо было использовать, стояло указание: *под лучшими ценами следует понимать самые низкие цены в прайс-листе ООО "Борус-принт" на аналогичные позиции. Поскольку, территориально Общество находится в г. Туле, ошибка своевременно замечена не была. Все необходимые пояснения руководитель Общества готов предоставить на рассмотрение дела.
07.09.2015 г. для участия в рассмотрении дела N 315-15/04 РЗ назначенного на 14:30 руководитель ООО "БОРУС-ПРИНТ" и/или его доверенный представитель не прибыли. Комиссия рассмотрела дело N 315-15/04 РЗ в отсутствии руководителя ООО "БОРУС-ПРИНТ" и/или его доверенного представителя.
07.09.2015 г. после рассмотрения Комиссией дела N 315-15/04 РЗ и вынесения резолютивной части решения прибыл руководитель ООО "БОРУС-ПРИНТ".
Руководитель ООО "БОРУС-ПРИНТ" представил в Управление ходатайство (вх.N8098 от 07.09.2015 г) о приобщении к материалам дела макета рекламного щита с расшифровкой критерия определения лучшей цены, а также просьбой принять во внимание искреннее раскаяние, демонтаж рекламной конструкции и назначить штраф физическому лицу, а не юридическому. Кроме того к ходатайству были приложены благодарственные письма от фонда благотворительной помощи детям "RedNose" и Государственного учреждения Тульской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних N1"
Комиссия, рассмотрев документы, имеющиеся в материалах дела N315-15/04 РЗ, пришла к следующим выводам:
1. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация о типографии "Борус" распростралась на рекламном щите, расположенному по адресу: г.Орел, ул.Московская (рядом с проезжей частью в районе дома N72)
Данная информация распространялась для круга лиц, который заранее не был определен в качестве конкретной стороны. Из указанной информации следовало, что информация была представлена всем потребителям, а не конкретно определившемуся лицу.
Согласно пункту 2 приведенной статьи объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Данная информация обращала внимание и поддерживала интерес потребителей к лицу, предоставляющему услуги по изготовлению визиток и листовок - типографии "БОРУС".
2. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:
-о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Данная информация имеет признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе".
В рекламе "БОРУС-ПРИНТ" используется сравнительная характеристика путем употребления слов "ПО ЛУЧШИМ ЦЕНАМ" без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
3. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона "О рекламе" ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В рекламе "БОРУС-ПРИНТ" используется сравнительная характеристика путем употребления слов "ПО ЛУЧШИМ ЦЕНАМ" без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение, что противоречит требованиям пункта 1 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе", то есть являлась ненадлежащей.
5. В соответствии со статьей 38 Закона "О рекламе" за нарушение пункта 1 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе" несет ответственность рекламодатель.
6. Таким образом, ООО "БОРУС -ПРИНТ", как рекламодатель, несет ответственность за нарушение пункта 1 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе".
7. Доказательств того, что в настоящее время реклама "БОРУС -ПРИНТ" не распространяется, ООО "БОРУС -ПРИНТ" в Управление не представило.
8. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) установлена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1, пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 2 статьи 36 Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. N 508 Комиссия, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу "БОРУС -ПРИНТ", поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "БОРУС-ПРИНТ" предписание о прекращении нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Орловского УФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "БОРУС-ПРИНТ".
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии А.Н.Кирьянов
Члены Комиссии М.В. Губчевская
А.В. Силаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области от 16 сентября 2015 г. N 315-15/04 Р3
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016