Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
от 2 июля 2010 г.
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, рассмотрев материалы дела N 131-10-р по нарушению ООО "ТЕЛЕНЕДЕЛЯ ПЕРМЬ" ч.3 ст.21, ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и протокол N 258-10-АДМ от 25.05.2010 г по ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
ООО "ТЕЛЕНЕДЕЛЯ ПЕРМЬ"
в присутствии представителя ООО "ТЕЛЕНЕДЕЛЯ ПЕРМЬ", установила:
Решением Комиссии Пермского УФАС России от 06 апреля 2010 года по делу N 131-10-р признана ненадлежащей реклама медицинских услуг, оказываемых ООО "ЮМИКОН", размещенная на странице 69 журнала "Теленеделя" N 46 (190), поскольку в ней нарушены требования ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 г N 38-ФЗ "О рекламе", а также реклама алкогольной продукции "Hennessy" ("Хеннесси"), размещенная на странице 49 журнала "Теленеделя" N 46 (190), поскольку в ней нарушены требования ч.3 ст.21 Федерального закона от 13.03.2006 г N 38-ФЗ "О рекламе"
Указанное решение вынесено Комиссией по следующим обстоятельствам.
В Пермское УФАС России поступило заявление (вх. N 16096-09 от 29.12.2009 г) о ненадлежащей рекламе, размещенной в журнале "Теленеделя" N 46 (190) (далее - Журнал).
В результате рассмотрения заявления Пермским УФАС России установлено следующее.
1. На станице 69 Журнала размещена реклама стоматологической компании "Юмикон" следующего содержания:
"ЮМИКОН стоматологическая компания Взгляни на мир с улыбкой! Оказываем услуги по лечению и протезированию зубов:
- лечение и протезирование зубов
- профилактика и профессиональная гигиена полости рта
- работаем со страховыми полисами ДМС
- своя зуботехническая лаборатория
- пенсионерам скидки, рассрочка платежа".
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Указанная реклама не содержит предупреждение о возможных противопоказаниях к медицинским услугам (протезирование зубов) и о необходимости консультации специалиста.
Пермским УФАС России сделан запрос (исх. N 1460-10 от 04.03.2010 г) в адрес ГОУВПО "Пермская государственная медицинская академия имени Е.А. Вагнера" с просьбой представить информацию о наличии/отсутствии противопоказаний к медицинской услуге по протезированию зубов.
В ответ на запрос ГОУВПО "Пермская государственная медицинская академия имени Е.А. Вагнера" представило информацию (вх. N 2928-10 от 22.03.2010 г), в соответствии с которой противопоказаниями к медицинской услуге по протезированию зубов являются:
- острые соматические заболевания;
- воспалительные заболевания и травмы челюстно-лицевой области;
- аллергическая реакция организма пациента на некоторые материалы, применяемые для изготовления зубных протезов (пластмассы, металлы).
Таким образом, указанная реклама нарушает требования ч.7 ст.24 Федерального закона "О рекламе".
На заседании Комиссии представитель ООО "ТЕЛЕНЕДЕЛЯ ПЕРМЬ" признал факт нарушения ч.7 ст.24 Федерального закона "О рекламе", а также представил доказательства устранения данного нарушения, а именно, журнал "Теленеделя" N 48 (192).
В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с п.7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований ч.7 ст.24 Федерального закона "О рекламе" несет рекламораспространитель.
Согласно п.7 ст.3 Федерального закона "О рекламе", рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно договору от 12.11.2009 г., заключенному между ООО "ТЕЛЕНЕДЕЛЯ ПЕРМЬ" и ООО "ЮМИКОН", рекламораспространителем указанной рекламы является ООО "ТЕЛЕНЕДЕЛЯ ПЕРМЬ".
2. Кроме этого, на странице 49 Журнала размещена реклама мероприятия "Ночь пожирателей рекламы-2009". Данная реклама содержит следующий текст: "VJ-бары элитных напитков от Hennessy", а также надпись "Hennessy".
ООО "ТЕЛЕНЕДЕЛЯ ПЕРМЬ" представлены письменные пояснения относительно размещения данной рекламы (вх. N 2951-10 от 22.03.2010 г).
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Также, согласно п.16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 г N 37 информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
"Hennessy" ("Хеннесси") - всемирно известная торговая марка, ассоциирующаяся у потребителя с алкогольной продукцией - коньяком "Hennessy".
Таким образом, объектами рекламирования в данном случае являются как само мероприятие - "Ночь пожирателей рекламы", так и алкогольная продукция (коньяк "Hennessy"), реализуемая при его проведении, поскольку указанная реклама адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования - мероприятию - "Ночь пожирателей рекламы" и продукции "Hennessy", формирует и поддерживает к ним интерес.
Согласно ч.3 ст.21 Федерального закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Рассматриваемая реклама не содержит предусмотренного настоящим законом предупреждения и, следовательно, нарушает требования ч.3 ст.21 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с п.7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований ч.3 ст.21 Федерального закона "О рекламе" несет рекламораспространитель.
Согласно п.7 ст.3 Федерального закона "О рекламе", рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламораспространителем данной рекламы также является ООО "ТЕЛЕНЕДЕЛЯ ПЕРМЬ".
На заседании Комиссии представитель ООО "ТЕЛЕНЕДЕЛЯ ПЕРМЬ" факт нарушения ч.3 ст.21 Федерального закона "О рекламе" не признал, а также пояснил, что в настоящее время указанная реклама не распространяется.
Поскольку перечисленная реклама размещалась ООО "ТЕЛЕНЕДЕЛЯ ПЕРМЬ" до 31 марта 2010 года, то в данном случае применяются положения КоАП в редакции от 28.12.2009 г.
Согласно ст.14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Место совершения правонарушения - г. Пермь.
Время его совершения - ноябрь 2009 года.
В действиях ООО "ТЕЛЕНЕДЕЛЯ ПЕРМЬ" содержится состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 14.3 КоАП РФ, а именно:
1) объект административного правонарушения - имущественные отношения в сфере предпринимательской деятельности;
2) объективная сторона административного правонарушения - действия ООО "ТЕЛЕНЕДЕЛЯ ПЕРМЬ" по распространению в журнале "Теленеделя" N 46 (190) рекламы в нарушение требований ч.3 ст.21, ч.7 ст.24 Федерального закона "О рекламе";
3) субъект административного правонарушения - ООО "ТЕЛЕНЕДЕЛЯ ПЕРМЬ";
4) субъективная сторона правонарушения - вина ООО "ТЕЛЕНЕДЕЛЯ ПЕРМЬ".
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "ТЕЛЕНЕДЕЛЯ ПЕРМЬ" как лицо, определившее содержание рекламы, имело возможность соблюсти требования ч.3 ст.21, ч.7 ст.24 Федерального закона "О рекламе", однако Обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных законом требований к содержанию данной рекламы. Доказательств отсутствия возможности соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе ООО "ТЕЛЕНЕДЕЛЯ ПЕРМЬ" не представлено.
В соответствии с п.16.1 Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в отношении юридических лиц формы вины не выделяются. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, вина в действиях ООО "ТЕЛЕНЕДЕЛЯ ПЕРМЬ" установлена.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Правонарушение, совершенное ООО "ТЕЛЕНЕДЕЛЯ ПЕРМЬ" является грубым нарушением, поскольку посягает на установленный государством порядок в сфере распространения рекламы, а также права потребителей рекламы.
Таким образом, с учетом характера совершенного ООО "ТЕЛЕНЕДЕЛЯ ПЕРМЬ" правонарушения и степени его общественной опасности оснований, позволяющих признать данное правонарушение малозначительным, не установлено.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении также отсутствуют.
При этом смягчающим обстоятельством можно считать тот факт, что ООО "ТЕЛЕНЕДЕЛЯ ПЕРМЬ" впервые привлекается к административной ответственности по ст.14.3 КоАП РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 4.3, 14.3 и частью 1 статьи 29.9 КоАП РФ, постановила:
1. Признать ООО "ТЕЛЕНЕДЕЛЯ ПЕРМЬ" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Назначить ООО "ТЕЛЕНЕДЕЛЯ ПЕРМЬ" административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.
Постановление объявлено 02 июля 2010 года.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
Сумму штрафа надлежит уплатить в бюджет:
код штрафа: 161 1 16 26000 01 0000 140
получатель: Управление федерального казначейства по Пермскому краю (Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю)
в ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю г. Перми
р/с 40101810700000010003
БИК 045773001
ИНН 5902290360
КПП 590201001
ОКАТО 57 401 000 000
В тридцатидневный срок после вступления постановления о наложении штрафа в законную силу ООО "ТЕЛЕНЕДЕЛЯ ПЕРМЬ" обязано представить в Пермское УФАС России надлежащим образом заверенную копию платежного документа, подтверждающего уплату штрафа.
При неуплате штрафа в срок, согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии со ст. 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 2 июля 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016