Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области
от 2 июля 2010 г.
Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 23.06.2010 года, составленный в отношении закрытого акционерного общества "Эвалар" установил:
В журнале ООО "АВС" N1-2 за январь - февраль 2010 г. распространяемый на территории Брянской области размещена рекламная информация горячего напитка "Натургриппин". В данной рекламе "Натургриппин" представлен в качестве средства защищающего от гриппа и простуды при любой разновидности вируса. Указано, что "Натургриппин" не просто снимеет симптомы - он не дает гриппу и простуде развиваться! Компоненты "Натургриппин" обладают доказанной противовирусной активностью и поэтому уже при первом приеме заметно улучшает самочувствие, а при курсовом приеме - ускоряют процесс выздоровления. Одновременно "Натургриппин" стимулирует выработку собственного интерферона, повышая защитные силы организма и способствует выздоровлению. Также указано, что данный напиток не имеет побочных действий.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации N77.99.7.У.11070.12.08 от 22.12.2008 года Натургриппин зарегистрирован как "специализированный пищевой продукт диетического (лечебного и профилактического) питания.
При этом в рекламе указано, что препарат "Натургриппин" не является лекарством, а является продуктом диетического (лечебно-профилактического) питания при острых простудных и распираторных заболеваниях.
В соответствии со ст.1 ФЗ "О рекламе" целями указанного закона является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
В соответствии с п.2 ч.3 ст.5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, срока службы, сроках годности товара.
П.6 ч.5 ст.5 ФЗ "О рекламе" предусмотрено, что в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Согласно п.1 ч.1 ст.25 реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.
В представленных письменных объяснениях (вх.N2064 от 14.05.2010 г.) ЗАО "Эвалар" указывает, что вся информация, использованная в рекламном тексте полностью подтверждается результатами исследований специализированного продукта "Натургриппин" на базе медицинского учреждения. Отсутствие побочных эффектов подтверждается регистрационными документами.
Комиссия Брянского УФАС России исследовав документы, представленные ЗАО "Эвалар" не согласилась с данным выводом. Так в экспертном заключении ГУ НИИ Питания РАМН от 13.11.2008 г. N72/Э-2548/п-08 при исследовании эффективности пищевой добавки "Натургриппин" указано, что "у пациентов, получавших "Натургриппин", отмечено сокращение длительности и осложнений заболеваний ОРВИ". Но нет указаний на то, что "уже при первом приеме заметно улучшают самочувствие". Кроме того, согласно отчету "о применении продукта диетического (лечебно-профилактического) питания Натургриппин в лечении и профилактике острых респираторных инфекций верхних и нижних дыхательных путей" критериями включения в группу для проведения испытания препарата "Натургриппин" явились отсутствие в анамнезе указаний на повышенную чувствительность к компонентам препарата. Возраст больных от 15 до 65 лет. Хотя согласно инструкции по применению препарата "Натургриппин" минимальным возрастом для применения препарата является 14 лет. Лица моложе 15 лет в исследовании участия не принимали.
Таким образом, нельзя объективно судить каким образом "Натургриппин" влияет на категорию людей не участвующих в испытании.
На основании вышеизложенного Комиссией сделан вывод о наличии признаков нарушения п.2 ч.3 и п.6 ч.5 ст. 5, п.1ч.1 ст.25 ФЗ "О рекламе" в рекламе продукта диетического (лечебно-профилактического) питания при острых простудных и респираторных заболеваниях.
В соответствии с договором N002/РУ от 10.07.2009 г. на размещение рекламы рекламодателем рассматриваемой рекламной информации является ЗАО "Эвалар" (659332, Алтайский край, г.Бийск, ул. Социалистическая, 23/6).
В соответствии с ч. 6 ст. 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение п.2 ч.3 и п.6 ч.5 ст.5, п.1 ч.1 ст.25 закона о рекламе несет рекламодатель.
Таким образом, установлено событие административного правонарушения, выразившегося в размещении рекламы пищевой добавки, с указанием на лечебные свойства данного продукта. Субъектом административного правонарушения является ЗАО "Эвалар".
Частью 1 Статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей
Руководствуясь ст. 38 Федерального закона "О рекламе", ст. ст. 14.3, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
1. Применить к ЗАО "Эвалар" за размещение в печатном издании "АВС" N1-2 за 2010 рекламы с нарушением п.2 ч.3 и п.6 ч.5 ст. 5; п.1 ч.1 ст.25 ФЗ от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе", меру ответственности в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
2. Сумму штрафа надлежит заплатить в соответствующий бюджет.
Согласно пункту 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Реквизиты счетов для зачисления административных штрафов:
N счета получателя: 40101810300000010008
ИНН получателя платежа: 3234034811
Наименование банка получателя платежа: ГРКЦ Банка России по Брянской области; БИК: 041501001
ОКАТО: 15401000000
КБК: 161 11626000010000140; КПП: 325001001
Наименование получателя: УФК по Брянской области (УФАС России по Брянской области) Сумма платежа: 100%
Назначение платежа: административный штраф по постановлению Брянского УФАС России о наложении штрафа об административном правонарушении от 02.07.2010 г. (40% в федеральный бюджет, 60%- в бюджет субъекта Российской Федерации)
В трехдневный срок со дня уплаты штрафа надлежит представить в Брянское УФАС России надлежащим образом заверенные копии платежных документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии со ст. 31.1 КоАП РФ постановление вступает в законную силу по истечении десятидневного срока с момента получения постановления о наложении штрафа.
Руководитель Брянского
УФАС России
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 2 июля 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016