Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 5 июля 2010 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе рассмотрев дело N 70 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО "ЮгНоутбук" рекламы, содержащей признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе",
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Ставропольского УФАС России поступило заявление "***" по факту нарушения рекламного законодательства со стороны ООО "Юг-Ноутбук".
В ходе проверки фактов, изложенных в заявлении, были выявлены признаки нарушения законодательства о рекламе.
В газетах "Из Рук в Руки. Кавказские Минеральные Воды" (N53 от 09.07.2009, N57 от 23.07.2009, N61 от 06.08.2009, N73 от 17.09.2009, N101 от 24.12.2009), а также в Приложении к новогоднему выпуску газеты "Из Рук в Руки. Кавказские Минеральные Воды" были размещены рекламные объявления "ЮгНоутбук - это ЛУЧШЕЕ!".
Вместе с тем, в газете "Из Рук в Руки. Кавказские Минеральные Воды" N101 от 24.12.2009 размещена реклама компьютерной техники, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия следующего содержания: "ЮгНоутбук - это лучшее! Новейшие ноутбуки и компьютеры по замечательным ценам! Каждому посетителю, назвавшему пароль "ЮгНоутбук - это ЛУЧШЕЕ!" представляется СУПЕРСКИДКА на все ноутбуки!".
В данной рекламе отсутствуют сроки проведения стимулирующего мероприятия.
Кроме того, с октября 2009 года в городе Пятигорске по адресу: трасса Ростов-Баку 373 км 100 м, рынок "Татьяна и К" на щите N6 размещается рекламный баннер 4.5Ч8.0 м следующего содержания: "ЮгНоутбук. ЛУЧШЕЕ! Для бизнеса, отдыха, общения". С февраля 2010 года в городе Пятигорске по адресу: пр. Калинина, 95 размещается реклама на щите 3.0Ч6.0 м аналогичного содержания.
Рекламодателем вышеуказанных рекламных материалов является ООО "ЮгНоутбук".
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.06 "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе", в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия, должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.06 "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2 статьи 5, пунктом 1 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5, пунктом 1 статьи 9 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.06 "О рекламе", несет рекламодатель.
В ходе рассмотрения дела N 70 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе директор Общества заявил, что не признает нарушение рекламного законодательства. Слоганы "ЮгНоутбук. ЛУЧШЕЕ! Для бизнеса, отдыха, общения", "ЮгНоутбук - это ЛУЧШЕЕ!" не нарушают требований статьи 5 рекламного законодательства. Также реклама соответствует требованиям статьи 9 Федерального закона "О рекламе", так как рекламируемое мероприятие не подразумевает проведение лотерей, конкурсов или игр. Кроме того, было представлено заявление о проведении лингвистической экспертизы на исследование вышеуказанных слоганов.
Заявление о проведении лингвистической экспертизы антимонопольный орган отклоняет по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
В ходе проведения лингвистической экспертизы исследуется текст письменного документа или устного высказывания с целью решения вопросов смыслового понимания, установления или толкования его смыслового содержания.
Вышеуказанная реклама была адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания именно к ООО "ЮгНоутбук". Потребители данной рекламы не обладают специальными познаниями в области лингвистики и понимают указанную рекламу буквально - "ЮгНоутбук - это ЛУЧШЕЕ!".
В связи с этим, Ставропольское УФАС России считает, что необходимость в проведении какой-либо экспертизы, в данной ситуации, отсутствует.
Должностное лицо, в производстве которого находится дело, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств по делу в их совокупности.
С доводами ООО "ЮгНоутбук" о том, что реклама Общества соответствует требованиям рекламного законодательства, не согласны по следующим основаниям.
Использование в рекламных материалах слогана "ЮгНоутбук. ЛУЧШЕЕ! Для бизнеса, отдыха, общения" создает неверное представление о том, что рекламируемые товары находятся в более выгодной позиции относительно товаров конкурентов.
Также, использованная в рекламе фраза "ЮгНоутбук - это ЛУЧШЕЕ!" является некорректной в отношении других магазинов оргтехники - конкурентов ООО "ЮгНоутбук". Присутствие указанной фразы в рекламе ООО "ЮгНоутбук" не позволяет правильно, адекватно воспринимать информацию, вводит в заблуждение и влияет на оценку и решение потребителей, относительно выбора магазина оргтехники.
Кроме того, отсутствие в рекламе информации о том, что рекламируемый магазин является победителем акции "Народный стандарт 2008" только в номинации "Салон компьютерной и оргтехники", вводит в заблуждение потребителей, так как представляет собой умышленное создание об объекте рекламирования впечатления, которое на самом деле не соответствует его реальным качествам и характеристикам.
Рекламные объявления "ЮгНоутбук - это лучшее! Новейшие ноутбуки и компьютеры по замечательным ценам! Каждому посетителю, назвавшему пароль "ЮгНоутбук - это ЛУЧШЕЕ!" представляется СУПЕРСКИДКА на все ноутбуки!" сообщают о проведении стимулирующего мероприятия без указания сроков проведения такого мероприятия.
Анализ буквального содержания текста данной рекламы, свидетельствует о том, что объектом рекламирования является акция: "Каждому посетителю, назвавшему пароль "ЮгНоутбук - это ЛУЧШЕЕ!" представляется СУПЕРСКИДКА на все ноутбуки!".
Исходя из смысла статьи 9 Федерального закона Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" к стимулирующим мероприятиям можно отнести лотереи, конкурсы, игры, пари, вручение подарков, призов, снижение цен на товары, распродажи, скидки или иные подобные мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара.
Объединяет эти мероприятия признак стимулирования. Это означает, что в правилах и условиях проведения таких кампаний присутствует причина, побуждающая человека принять в них участие. Как правило, это возможность заполучить какое-нибудь материальное благо, поощрение.
Из формы подачи и смысла рекламной информации следует, что рекламируемая ООО "ЮгНоутбук" акция направлена на стимулирование продаж ноутбуков. Обязательным условием участия в акции является приобретение определенного товара - ноутбук.
Таким образом, реклама "ЮгНоутбук - это лучшее! Новейшие ноутбуки и компьютеры по замечательным ценам! Каждому посетителю, назвавшему пароль "ЮгНоутбук - это ЛУЧШЕЕ!" представляется СУПЕРСКИДКА на все ноутбуки!", является рекламой стимулирующего мероприятия и на нее распространяются требования статьи 9 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе".
В нарушение требований статьи 9 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе" в указанной рекламе ООО "ЮгНоутбук" отсутствует информация о сроках проведения стимулирующего мероприятия.
Таким образом, ООО "ЮгНоутбук" допущено нарушение пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38 - ФЗ "О рекламе", выразившееся в размещении рекламы,
- которая содержит некорректные сравнения рекламируемого магазина оргтехники с другими магазинами оргтехники - конкурентами ООО "ЮгНоутбук";
- которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого магазина оргтехники, перед другими магазинами оргтехники - конкурентами ООО "ЮгНоутбук";
- в которой отсутствует часть существенной информации о том, что рекламируемый магазин является победителем акции "Народный стандарт 2008" только в номинации "Салон компьютерной и оргтехники", при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы;
- в которой отсутствуют сроки проведения стимулирующего мероприятия "Каждому посетителю, назвавшему пароль "ЮгНоутбук - это ЛУЧШЕЕ!" представляется СУПЕРСКИДКА на все ноутбуки!".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать ненадлежащей рекламу "ЮгНоутбук - это ЛУЧШЕЕ!", "ЮгНоутбук - это лучшее! Новейшие ноутбуки и компьютеры по замечательным ценам! Каждому посетителю, назвавшему пароль "ЮгНоутбук - это ЛУЧШЕЕ!" представляется СУПЕРСКИДКА на все ноутбуки!", распространенную ООО "ЮгНоутбук", поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "ЮгНоутбук" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ставропольского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 5 июля 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016