Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
от 6 июля 2010 г.
резолютивная часть оглашена 24 июня 2010 г.
г. Ижевск
изготовлено в полном объёме 06 июля 2010 г.
Постоянно действующая Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:
председатель Комиссии: - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике; члены Комиссии: - старший государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; - ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции (отсутствует); - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции - кворум соблюден,
рассмотрев дело N СЮ 04-03/2010-64Р, возбуждённое в отношении Индивидуального предпринимателя, по факту распространения на торговом павильоне, расположенном на торгово-остановочном комплексе "Автопарк", наружной рекламы пива и табака с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
в отсутствии ИП, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (почтовое уведомление о вручении от 01.06.2010 г. N 42605127111477), установила:
В ходе установления соответствия наружной рекламы в городе Ижевске Удмуртской Республики требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике 17 марта 2010 года установлен факт распространения на торговом павильоне, расположенном на торгово-остановочном комплексе "Автопарк" (проезжая часть ул. Областная, по направлению в сторону ул. Азина), рекламы следующего содержания:
- "ПИВО", размещённой в верхней части внешней витрины торгового павильона (второе окно слева от входной группы);
- "ТАБАК", размещённой в верхней части внешней витрины торгового павильона (первое окно слева от входной группы).
В ходе данного мероприятия была осуществлена фото-съёмка рекламы с помощью цифровой фотокамеры Konica Minolta Dimage Z3, по результатам проверки составлен акт б/н от 17.03.2010 г.
Торговую деятельность по продаже пива и сигарет в торговом павильоне, расположенном на торгово-остановочном комплексе "Автопарк" (проезжая часть ул. Областная, по направлению в сторону ул. Азина), осуществляет индивидуальный предприниматель (ОГРНИП 305183115700018, ИНН 183114917150).
По факту распространения вышеуказанной рекламы Удмуртским УФАС России в отношении ИП было возбуждено производство по делу N СЮ 04-03/2010-64Р по признакам нарушения ч.3 ст.22, п.4) ч.2 ст.23 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе". Рассмотрение дела N СЮ04-03/2010-80Р назначено на 30 апреля 2010 года в 11 часов 30 мин.
Определение о возбуждении дела от 09 апреля 2010 года N СЮ 04-03/2010-64Р было направлено лицу, участвующему в деле, заказным письмом от 09.04.2010 г. исх. N СЮ 01-17-04/2392.
Согласно пункту 4) определения о возбуждении дела ИП надлежало в срок до 27.04.2010 г. представить в адрес Удмуртского УФАС России документы и сведения. 29 апреля 2010 года в Удмуртское УФАС России за подписью поступили следующие документы: копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей серия 18 N 002950287, копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе серия 18 N 002328113, копия выписки из ЕГРИП от 09.03.2010 г. N 1544, копия паспорта на установку малых архитектурных форм (МАФ) N 95-03, письменные пояснения, согласно которым ИП, в связи с нахождением на больничном, не сможет явиться на рассмотрение дела.
В тоже время, документы, запрошенные определением о возбуждении дела N СЮ 04-03/2010-64Р от 09.04.2010 г., такие как: ассортиментный перечень продукции, реализуемой в торговом павильоне, расположенном на остановке "Автопарк"; сведения о рекламодателе, рекламопроизводителе, рекламораспространителе рекламных сообщений ("ПИВО", "ТАБАК"); копии договоров на размещение рекламы со всеми приложениями, на основании которых распространялась указанная реклама; копии согласованных с рекламодателем и (или) рекламопроизводителем макетов рекламы, размещённой на торговом павильоне, расположенном на остановке "Автопарк"; копии акта выполненных работ и документальное подтверждение произведенных расчётов по данному договору; письменные пояснения по обстоятельствам данного дела, - представлены не были.
Исходя из изложенного, в связи с необходимостью получения дополнительных документов и сведений по обстоятельствам данного дела, а также нахождением лица, в отношении которого возбуждено производство по делу - ИП, на больничном, Комиссия Удмуртского УФАС России решила рассмотрение дела отложить на 27 мая 2010 года в 14-00 часов.
В связи с отсутствием в Удмуртском УФАС России доказательств надлежащего извещения ИП о дате, времени и месте рассмотрения дела N СЮ 04-03/2010-64Р, на основании абз.5 п.34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 г. N 508, определением от 27.05.2010 г. рассмотрение дела было отложено на 24 июня 2010 года в 14-00 часов.
24.06.2010 г. на заседание Комиссии ИП, уведомленный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явился, представив письменные пояснения, из которых следует, что торговый павильон на ул. Областная (остановка "Автопарк") был приобретен ИП в 2007 году с надписями "пиво" и "табак". В настоящее время нарушение законодательства о рекламе устранено, что подтверждается фотографиями, представленными в материалы дела. В торговом павильоне реализуются пиво, сигареты и продукты повседневного спроса. Факт нарушения ФЗ "О рекламе" при распространении рекламы пива без предупреждения о вреде его чрезмерного потребления и наружной рекламы табака со стороны ИП признан.
Изучив материалы дела и письменные пояснения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к следующим выводам. Согласно п.1) ст.3 ФЗ "О рекламе" реклама представляет собой информацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, а также его продвижению на рынке.
В соответствии со ст.3 Федерального закона "О рекламе" под объектом рекламирования понимается товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама. Исходя из содержания ("ПИВО" и "ТАБАК"), визуального восприятия информации (крупные, красочно-оформленные буквы), её месторасположения (размещение во внешней витрине торгового павильона), данная информация привлекает внимание к объекту рекламирования (пиву и сигаретам), реализуемому в торговой точке, способствует его продвижению на рынке, следовательно, является рекламой данной продукции.
Согласно паспорту N 95-03 на установку малых архитектурных форм (МАФ) владельцем торгового павильона, расположенного на торгово-остановочном комплексе по ул. Областная (ост. "Автопарк"), является ИП с 31.01.2008 г., что также подтверждается письменными пояснениями предпринимателя.
Таким образом, ИП является рекламораспространителем рекламы "ПИВО" и "ТАБАК", как лицо, осуществляющее непосредственное распространение рекламы с помощью средства стабильного территориального размещения - торгового павильона, находящегося в его владении и пользовании.
Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе в размере не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
В рекламе "ПИВО", размещённой в верхней части внешней витрины торгового павильона (второе окно слева от входной группы), предупреждение о вреде чрезмерного потребления пива отсутствует, что является нарушением части 3 статьи 22 ФЗ "О рекламе".
Согласно ч.7 ст.38 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель несёт ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-4 статьи 22 Федерального закона "О рекламе".
Следовательно, ИП, разместив указанную рекламу пива на торговом павильоне, расположенном на торгово-остановочном комплексе "Автопарк" (проезжая часть ул. Областная, по направлению в сторону ул. Азина), без предупреждения о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе, нарушил часть 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
В соответствии с п.4) ч.2 ст.23 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна размещаться с использованием средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Распространение рекламы "ТАБАК" с помощью рекламной конструкции, размещённой в верхней части внешней витрины торгового павильона (первое окно слева от входной группы), является нарушением требований п.4) ч.2 ст.23 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с ч.7 ст.38 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель несёт ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-4 статьи 23 Федерального закона "О рекламе".
Таким образом, ИП, разместив рекламу табака с помощью средства стабильного территориального размещения - торгового павильона, расположенного на торгово-остановочном комплексе "Автопарк" (проезжая часть ул. Областная, по направлению в сторону ул. Азина), нарушил п.4) ч.2 ст.23 ФЗ "О рекламе".
Учитывая, что ИП представлены доказательства прекращения распространения рекламы "ПИВО" и "ТАБАК" на торговом павильоне, расположенном на остановочном комплексе "Автопарк" (проезжая часть ул. Областная, по направлению в сторону ул. Азина) до рассмотрения дела, руководствуясь п.47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства о рекламе, Комиссия Удмуртского УФАС России считает нецелесообразным выдачу предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с п.п. 37-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508, п.п. 3.55, 3.55.1, 3.55.2, 3.55.3, 3.55.4, 3.55.5, 3.55.6 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённого Приказом ФАС России от 28.12.2007 г. N 453, Комиссия, решила:
1. Признать рекламу "ТАБАК", размещённую в верхней части внешней витрины торгового павильона (первое окно слева от входной группы), расположенного на торгово-остановочном комплексе "Автопарк" (проезжая часть ул. Областная, по направлению в сторону ул. Азина), ненадлежащей, поскольку при её распространении нарушены требования пункта 4) части 2 статьи 23 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Признать рекламу "ПИВО", размещённую в верхней части внешней витрины торгового павильона (второе окно слева от входной группы), расположенного на торгово-остановочном комплексе "Автопарк" (проезжая часть ул. Областная, по направлению в сторону ул. Азина), ненадлежащей, поскольку при её распространении нарушены требования части 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
3. Признать индивидуального предпринимателя рекламораспространителем, нарушившим ч.3 ст.22, п.4) ч.2 ст.23 Федерального закона "О рекламе".
4. Не выдавать индивидуальному предпринимателю предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения в отношении ИП производства по делу об административном правонарушении, предусмотренному статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трех месяцев с момента вынесения решения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 6 июля 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016