Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл
(опубликовано 9 июля 2010 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 01 июля 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 08 июля 2010 года.
Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - и.о. руководителя управления Зубарев В.В.;
член Комиссии - специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Мингазов Р.Ш.;
член Комиссии - специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Жарикова Е.Б.,
рассмотрев дело N 03-37/16 по признакам нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) со стороны ООО "ХХХ" и ИП ХХХ при размещении 20 ноября 2009 года в оконном проеме магазина "Л, Этуаль", расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Советская, д. 118, рекламы следующего содержания: "Только в ноябре 2009 50% покупки бесплатно!",
в присутствии представителя от рекламодателя - заведующая ООО "ХХХ" по доверенности б/н от 01.04.2010 года;
в отсутствии надлежащим образом уведомленной ИП ХХХ,
УСТАНОВИЛА:
В ходе проведения мониторинга наружной рекламы, распространяемой на территории города Йошкар-Олы 20 ноября 2009 года, в оконном проеме магазина "Л, Этуаль", расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. ХХХ, специалистами Марийского УФАС России был обнаружен рекламный баннер следующего содержания: "Только в ноябре 2009 50% покупки бесплатно!*", в нижней части баннера изображены 2 подарочных сертификата с надписями "Акция Половина покупки в подарок 100 рублей" и "Акция Половина покупки в подарок 300 рублей", ниже мелким шрифтом размещена информация: "*Сроки проведения акции с 1 ноября по 30 ноября 2009 г. При совершении разовой покупки на сумму от 200 рублей (итоговая сумма в чеке), каждый клиент получает 50 % от суммы чека в виде сертификатов номиналом 100, 300 рублей. Сумма, возвращаемая клиенту в виде сертификатов, округляется в меньшую сторону. Сертификаты акции можно отоварить в любом магазине "Л, Этуаль" и SEPHORA в период с 1 по 17 января 2010 года. Накопительно-дисконтные карты "Л, Этуаль" в акции не участвуют. Информация об организации стимулирующей акции, правилах ее проведения, количестве сертификатов, порядке, месте и сроках их предоставления и использования, вы можете узнать на сайте ХХХ, по телефону Горячей линии: ХХХ (звонок по России бесплатный) и в магазинах "Л, Этуаль" (далее - информация ООО "ХХХ").
Акт мониторинга рекламы от 20 ноября 2009 года.
Определением от 03.06.2010 года N 03-37/1516 было возбуждено дело по признакам нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе N 03-25/50 в отношении ООО "ХХХ" и ИП ХХХ
Генеральный директор ООО "ХХХ" не согласился с мнением антимонопольного органа. Подробно позиция изложена в письме от 19.01.2010 года.
Документы, запрошенные указанным определением, ИП ХХХ представлены не были.
Заслушав объяснения лица участвующего в деле и изучив представленные документы и материалы, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе, товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Таким образом, информация ООО "ХХХ", является рекламой, объектом рекламирования в которой является стимулирующее мероприятие (акция), обозначенное как "50% покупки бесплатно!".
В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, распространении и размещении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Наружная реклама, размещенная ООО "ХХХ" в оконном проеме магазина "Л, Этуаль", расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. ХХХ, предназначена для импульсного восприятия информации потребителем (быстрого и четкого осознания предлагаемой информации, ее понимания, уяснения без длительного сосредоточения внимания).
Согласно инструкции, направленной ООО "ХХХ" сотрудникам магазинов "Л, Этуаль" (Приложение 1 к письму ООО "ХХХ" от 19.01.2010 года) условия акции "50% покупки бесплатно!" состоят в том, что любой покупатель, сделавший разовую покупку в сети магазинов "Л, Этуаль" на сумму 200 руб., получает обратно 50% от суммы чека в виде сертификатов "Половина покупки в подарок". Специально выпущенные для данной акции сертификаты, будут действовать строго в определенный период времени (с 1 по 17 января 2010 года). Сертификаты "Половина покупки в подарок" выдаются только при покупке товара.
Из материалов дела следует, что рекламная информация, которая содержит наиболее привлекательные для потребителя условия, а именно: "50% покупки бесплатно!" и "половина покупки в подарок" (на сертификатах номиналом 100 и 300 рублей), указана крупным шрифтом. Однако, иные существенные условия проведения акции (размещенные в рекламе под знаком "*" и влияющие на намерение покупателя воспользоваться рекламируемым предложением), являются недоступными для потребителя (выполнены мелким нечитаемым шрифтом). В силу указанных обстоятельств, присутствие в рекламе рассматриваемых условий не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, следовательно, не может расцениваться как их наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно условий участия в акции, сроков и месте действительности подарочных сертификатов.
Согласно части 2 статьи 9 Закона о рекламе в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должен быть указан источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Учитывая тот факт, что условия проведения стимулирующего мероприятия "50% покупки бесплатно!" выполнены мелким нечитаемым шрифтом, недоступным для восприятия потребителем, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что источник информации об организаторе данного мероприятия, правилах его проведения, количестве подарочных сертификатов, сроках, месте и порядке их получения в тексте рекламы отсутствует.
В связи с чем, антимонопольный орган пришел к выводу, что рассматриваемая реклама не отвечает требованиям части 7 статьи 5 и части 2 статьи 9 Закона о рекламе.
В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение:
- статьи 9 Закона о рекламе несёт рекламодатель, рекламораспространитель и рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине;
- части 7 статьи 5 Закона о рекламе несёт рекламодатель и рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Согласно статье 3 Закона о рекламе рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Антимонопольным органом установлено, и подтверждается материалами дела, что макет рекламы был разработан дизайнерами департамента маркетинга и рекламы ООО "ХХХ" и утвержден вице-президентом компании. Рекламный материал был выслан в регион в электронном виде. Изготовление рекламы осуществлялось на основании договора N 352 от 10.02.2009 года, заключенного между ООО "ХХХ" и ИП ХХХ (далее - Договор). Согласно пунктам 2.1.2 и 2.1.3. Договора Исполнитель обязан изготовить рекламную продукцию в сроки, указанные заказчиком в Техническом задании. Исполнитель не в праве вносить изменения в Техническое задание без письменного согласования с Заказчиком. На заседании Комиссии Марийского УФАС России представитель ООО "ХХХ" пояснил, что при изготовлении ИП ХХХ рекламной продукции изменения в Техническое задание не вносились. Изготовленные ИП ХХХ рекламные баннеры были размещены сотрудниками магазина "Л, Этуаль" в соответствии с инструкцией ООО "ХХХ".
Таким образом, ООО "ХХХ" является рекламодателем и рекламораспространителем, ИП ХХХ - рекламопроизводителем, а нарушение части 7 статьи 5 и части 2 статьи 9 Закона о рекламе произошло по вине ООО "ХХХ".
Антимонопольным органом установлено, что рассматриваемая реклама распространялась в период с 01 по 30 ноября 2009 года. По окончании акции баннеры с рекламой были демонтированы.
Таким образом, в соответствии с пунктом 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, необходимость в выдаче предписания отсутствует.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО "ХХХ", обнаруженную специалистами Марийского УФАС России 20 ноября 2009 года в оконном проеме магазина "Л, Этуаль", расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, ул.ХХХ, следующего содержания:
"Только в ноябре 2009 50% покупки бесплатно!*", в нижней части баннера изображены 2 подарочных сертификата с надписями "Акция Половина покупки в подарок 100 рублей" и "Акция Половина покупки в подарок 300 рублей", ниже мелким шрифтом размещена информация: "*Сроки проведения акции с 1 ноября по 30 ноября 2009 г. При совершении разовой покупки на сумму от 200 рублей (итоговая сумма в чеке), каждый клиент получает 50 % от суммы чека в виде сертификатов номиналом 100, 300 рублей. Сумма, возвращаемая клиенту в виде сертификатов, округляется в меньшую сторону. Сертификаты акции можно отоварить в любом магазине "Л, Этуаль" и SEPHORA в период с 1 по 17 января 2010 года. Накопительно-дисконтные карты "Л, Этуаль" в акции не участвуют. Информация об организации стимулирующей акции, правилах ее проведения, количестве сертификатов, порядке, месте и сроках их предоставления и использования, вы можете узнать на сайте ХХХ, по телефону Горячей линии: ХХХ (звонок по России бесплатный) и в магазинах "Л, Этуаль",
поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 и части 2 статьи 9 Закона о рекламе.
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с устранением нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии В.В.Зубарев
Члены Комиссии Е.Б. Жарикова
Р.Ш. Мингазов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (опубликовано 9 июля 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016