Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия
от 11 сентября 2015 г. N 05-14/8244
И. о. зам. руководителя Чувашского УФАС России "_", рассмотрев протокол и материалы дела N 30-АР-2015 г. об административном правонарушении, возбужденного протоколом об административном правонарушении от 12.08.2015 г. в отношении общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (юридический адрес: 101000, г. Москва, пер. Колпачный, д.6, стр.5, ком.23, ОГРН 1147746269406, ИНН 7709949391, КПП 770901001, дата присвоения ОГРН - 13.03.2014 г.), по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с нарушением требований, установленных частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в отсутствии представителя ООО "Перспектива", извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, установил:
в Чувашское УФАС России поступило обращение Некоммерческого партнерства "Межрегиональный центр защиты прав пайщиков кредитных кооперативов" вх.N 05-16/908 от 11.02.2015 г., о том, что на 17-й странице газеты "ПРО-город" N 5 (232) от 07.02. 2015 г. размещена реклама финансовых услуг по выдаче займов и приему сбережений, следующего содержания:
"Микрофинансовая организация горячая линия
КАПИТАЛЪ 8 800 333 85 41
www.kapital.msk.ru 8 987 673 59 36
г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 52/2
БЦ "Первая площадка", 2 эт., оф.247
График работы: пн-пт с 10 до 19, сб-вс - выходные
Сбережения до 15 % в месяц
Высокий процент по вкладам. Высокая степень защищенности
Займы 2% в день
Займы предоставляются ООО "Капиталъ" от 5000 руб. до 35 000 руб. на срок от 7 до 30 дней, под 2% за каждый день пользования займом. Вложения принимаются ООО "Перспектива" от 50000 до 1500000 руб., от 10% до 15% в месяц на срок от 3 мес. до 1 года. Выплаты производятся как ежемесячно, так и в конце срока, в зависимости от программы вложений.".
Данная реклама сопровождается визуальным изображением пачки 5000 -х купюр.
Некоммерческое партнерство "Межрегиональный центр защиты прав пайщиков кредитных кооперативов" (письмо вх.N 05-16/908 от 11.02.2015 года) также обратилось в Чувашское УФАС России с заявлением о том, что данная реклама не соответствует Федеральному закону "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" и Федеральному закону "О рекламе".
По мнению заявителя, из содержания рекламы следует, что принимает сбережения микрофинансовая организация МФО "Капиталъ", так как наименование этой организации с указанием принадлежности к микрофинансовым организациям размещено крупным шрифтом в верхней части рекламы, при этом в нижней части рекламы мелким шрифтом размещена информация о том, что сбережения принимаются ООО "Перспектива", которое микрофинансовой организацией не является и государственными органами не контролируется.
Таким образом, рассматриваемая реклама вводит в заблуждение потребителей рекламы, указывая, что принимает сбережения "до 15%" в месяц микрофинансовая организация, используя при этом высокий уровень доверия к рекламе организаций, контролируемых Центральным Банком России.
Согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Изучив содержание рекламы финансовых услуг по выдаче займов и приему сбережений, Чувашское УФАС России установило, что данный модуль:
публично распространен в печатном средстве массовой информации - на 17-й странице газеты "ПРО-город" N 5 (232) от 07.02. 2015 г.;
предназначен для неопределенного круга лиц;
распространением данной рекламы преследуется цель обращения внимания на финансовые услуги по выдаче займов и приему сбережений потребителей с целью получения прибыли.
Данная информация направлена на продвижение указанных финансовых услуг на рынке, так как в публикации содержится информация о процентах (Сбережения до 15% в месяц" и "Займы 2 % в день"), сообщение о "Высокой степени защищенности вкладов" вызывает интерес у неопределенного круга лиц, и способствует продвижению этих услуг на рынке.
Таким образом, содержание данной информации соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 Федерального закона "О рекламе", поэтому является рекламой.
Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" установлено, что ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Общие требования к рекламе установлены в статье 5 Федерального закона "О рекламе", которой определено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.
Частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Данный рекламный модуль содержит в верхней части рекламы напечатанную крупным шрифтом информацию "Микрофинансовая организация "Капиталъ", далее следует информация о финансовых услугах "Сбережения до 15 % в месяц" и "Займы 2% в день", также напечатанная крупным шрифтом, при этом в нижней части рекламы мелким шрифтом размещена информация о том, что "Займы предоставляются ООО "Капиталъ", а "Вложения принимаются ООО "Перспектива"".
Таким образом, рассматриваемая реклама понимается неоднозначно в части наименования юридического лица, оказывающего финансовые услуги по принятию сбережений, а также в части его принадлежности к микрофинансовым организациям и способна ввести потребителя в заблуждение.
При этом следует учитывать, что включение обществом в текст рекламы адреса сайта в сети Интернет и номера телефона для уточнения подробностей о рекламируемой финансовой услуге не может свидетельствовать о соблюдении рекламодателем требований законодательства о размещении в рекламе существенной информации, отсутствие которой способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.
Исходя из вышеизложенного, рассматриваемая реклама финансовых услуг нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Ответственность за нарушение части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", согласно части 6 статьи 38 данного закона, несет рекламодатель.
Чувашское УФАС России запросило письмом исх. N 05-16/2611 от 25.03.2015 редакцию газеты "ПРО-город Чебоксары" о представлении письменного объяснения обстоятельств, связанных с публикацией данной рекламы.
Редакция СМИ газета "ПРО-город Чебоксары" в лице ИП Злыденной И.А. письмом от 05-16/2384 от 02.04.2015 сообщила, что содержание рекламы финансовых услуг МФО "Капиталъ" определило ООО "Перспектива", которое предоставило рекламный материал и заключило договор на размещение рекламных и/или информационных материалов N 200 от 30.10.2014 с редакцией газеты.
В смысле Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, а рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункты 5 - 7 части 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе").
Таким образом, ООО "Перспектива" в смысле статьи 3 Федерального закона "О рекламе" является рекламодателем.
Исходя из вышеизложенного, реклама финансовых услуг ООО "Перспектива" не отвечает требованиям части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", поскольку в данной рекламе отсутствует существенная для потребителей информация о том, что ООО "Перспектива" не является микрофинансовой организацией, а микрофинансовая организация "Капиталъ" при этом не принимает сбережения, как можно понять из информации в верхней части рекламного модуля, напечатанной крупным шрифтом.
Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем законодательства о рекламе образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического, должностного или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая вышеизложенное, ООО "Перспектива" виновно в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, поскольку именно данное юридическое лицо определило содержание рассматриваемой рекламы, при этом не предприняло всех зависящих от общества мер по соблюдению требований, определенных частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Административная ответственность за указанное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Надлежащая и достоверная реклама является неотъемлемой составляющей добросовестной конкуренции и защиты прав потребителей. Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о пренебрежительном отношении рекламодателя к соблюдению данных норм рекламного законодательства.
Доказательства исключительности рассматриваемых случаев нарушений требований рекламного законодательства не представлены.
С учетом вышеизложенного в рассматриваемом случае исключается возможность применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о малозначительности совершенного административного правонарушения.
В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении наказания ООО "Перспектива" учитываются обстоятельства и характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение данного лица. Обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность отсутствуют.
Определяя степень ответственности юридического лица - ООО "Перспектива", считаю возможным применить меру наказания в пределах низшей санкции, предусмотренной статьей 14.3 КоАП РФ.
Руководствуясь статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, 29.10, 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе", постановил:
1. Признать ООО "Перспектива" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Назначить ООО "Перспектива" наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Сумму штрафа за нарушение законодательства о рекламе надлежит уплатить по следующим реквизитам:
Получатель:
ИНН 2128017971, КПП 213001001 УФК по Чувашской Республике (Чувашское УФАС России)
Банк получателя:
ГРКЦ НБ Чувашской Республики Банка России г. Чебоксары,
БИК 049706001, р/счет 40101810900000010005,
КБК 161 1 16 26000 01 6000 140 ОКТМО 97701000
Наименование платежа: "Денежные взыскания (штраф) за нарушение законодательства о рекламе".
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление
может быть обжаловано в Арбитражный суд в соответствии с АПК РФ в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия от 11 сентября 2015 г. N 05-14/8244
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016