Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
от 14 сентября 2015 г. N 15-01-18.1-04/721
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по контролю за соблюдением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: А.П. Великанова - начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли;
Членов Комиссии: В.П. Фролова - государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и торговли;
Л.В. Огородовой - государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и торговли,
рассмотрев по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) жалобу Акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности", Нижне-Волжский филиал (далее также - заявитель; АО "СОГАЗ") на действия заказчика - Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Волгоградский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (ИНН 3444048472; ОГРН 1023403441380) (далее - ГБОУ ВПО ВолгГМУ) при организации и проведении закупки товаров работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ; Закон), в форме запроса цен на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию иностранных студентов ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава России (N 31502703563).
с участием в заседании Комиссии представителей:
от ГБОУ ВПО ВолгГМУ - Сысуева Ю.В., по доверенности от 01.06.2015;
в отсутствие представителей от заявителя, извещённого надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Волгоградское УФАС) поступила жалоба АО "СОГАЗ" (вх. N 6396 от 04.09.2015) на действия заказчика (закупочной комиссии заказчика) ГБОУ ВПО ВолгГМУ при организации и проведении закупки в форме запроса цен на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию иностранных студентов ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава России (N 31502703563).
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении процедуры закупки до рассмотрения жалобы по существу (исх. N 04-22/6161 от 09.09.2015) направлено заявителю по электронной почте на адрес Bardakov.Yury@sogaz.ru, заказчику, закупочной комиссии заказчика - по электронной почте на адрес ipmarchukov@volgmed.ru, а также размещено на сайте антимонопольного органа volgograd.fas.gov.ru. ГБОУ ВПО ВолгГМУ разъяснена предусмотренная частью 12 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обязанность заказчика по извещению лиц, подавших заявки на участие в закупке, о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.
Рассмотрение жалобы заявителя назначено на 11.09.2015, 09 часов 00 минут. Комиссией Волгоградского УФАС объявлен перерыв в заседании до 14.09.2015, 14 часов 00 минут. Рассмотрение жалобы по существу завершено 14.09.2015.
Комиссией установлено, что извещение о проведении закупки N 31502703563 от 27.08.2015 размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru; далее - официальный сайт).
Дата окончания подачи заявок - 02.09.2015. Дата рассмотрения и оценки заявок - 03.09.2015.
Предмет Договора - на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию иностранных студентов ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава России. Начальная (максимальная) цена договора - 702 000,00 рублей.
Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок от 03.09.2015, заявка АО "СОГАЗ" была признана не соответствующей требованиям извещения и документации о закупке на основании п.3. ч.13.1 документации, в т.ч. требованиям, установленным разделом 10 настоящей документации (в декларации о соответствии требованиям к участникам закупки не продекларированы все требования установленные в п.10.2. документации о запросе цен).
Победителем запроса цен признано ООО "Росгосстрах", с которым заказчиком заключён гражданско-правовой договор от 07.09.2015 N 31502703563.
Не согласившись с решением закупочной комиссии, АО "СОГАЗ" обратилось с жалобой в антимонопольный орган. Заявитель указал, что Заказчик неправомерно отклонил заявку N 264, так как она содержала документ, подтверждающий соответствие АО "СОГАЗ" требованию установленного в п. 10.2 документации о запросе цен.
Заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя. Доводы АО "СОГАЗ" заказчик считает несостоятельными, а обжалуемые действия закупочной комиссии - законными, в связи с чем просит признать жалобу АО "СОГАЗ" необоснованной.
Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, указанный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг бюджетным учреждением при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ и размещённого до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, при осуществлении им закупок:
а) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
в) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
Заказчик, как следует из п. 1.1 его Устава, осуществляет деятельность в организационно-правовой форме федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования.
Правовой акт, регламентирующий правила закупки ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава России размещён на официальном сайте 31.03.2014.
В соответствии с п. 1.5 закупочной документации, источник финансирования определён как "средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности заказчика".
Таким образом, Закон N 223-ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг ГБОУ ВПО ВолгГМУ.
2. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, целями регулирования указанного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом N 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учётом положений ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с п. 15 Положения о закупке ГБОУ ВПО ВолгГМУ, выбор исполнителя путём проведения запроса цен может осуществляться, если предметом закупки является поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, для которых есть функциональный рынок и сложившиеся цены, а начальная (максимальная) цена договора составляет не более 500 000 (пятьсот тысяч) рублей.
В силу п. 22 Положения о закупке, участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с Положением о закупке.
Согласно подп. 1 - 2 п. 23 Положения о закупке, к участникам закупки предъявляется ряд обязательных требований, к которым относится, в частности, соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки; правомочность участника закупки заключать договор и др.
Согласно п. 25 Положения о закупке, требования к участникам закупки, а также единицы измерения требований к участникам закупки указываются заказчиком в документации о закупке.
В силу подп. 14 п. 28 Положения о закупке, в документации о закупке указываются условия допуска к участию в закупке.
Исходя из п. 35 Положения, комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днём окончания срока подачи заявок на участие в запросе цен, рассматривает заявки на соответствие их установленным требованиям, после чего оценивает такие заявки.
В соответствии с п. 3.1 закупочной документации, заявка на участие в закупке заполняется участником по всем пунктам технического задания без технических ошибок и исправлений и без использования формулировок, допускающих двусмысленные толкования.
В заявке должны быть указаны товарные знаки (марки) всех наименований предлагаемых для поставки товаров, производители и страны происхождения товара, а также конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о запросе цен. Участник несет персональную ответственность за достоверность предоставляемой информации в заявке на участие в запросе цен.
В соответствии с п. 10.2 закупочной документации, к участникам закупки предъявляются следующие обязательные требования:
1) соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки;
2) правомочность участника закупки заключать Договор;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;
6) отсутствие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом N 223-ФЗ;
7) отсутствие сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О Договорной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о Договорной системе), в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки.
В соответствии с абз. 1 п. 10.3 документации о закупке, участник закупки должен в произвольной форме продекларировать в составе своей заявки соответствие требованиям, установленным п.10.2 документации (в том числе в отдельном документе).
Согласно п. 13.1 закупочной документации, к участию в закупке не допускаются заявки участников в случае:
1) непредставления обязательных документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки, а также о соисполнителях (субподрядчиках, субпоставщиках) в случае их наличия в заявке участника;
2) несоответствия участника закупки, а также соисполнителей (субподрядчиков, субпоставщиков), если таковые указаны в заявке участника, требованиям, установленным к ним в соответствии с пунктом 10.2 Документации о закупке;
3) не соответствие заявки участника закупки требованиям документации о закупке (в т.ч. требованиям, установленным разделом 3 и разделом 10 документации) в отношении предлагаемых товаров, работ, услуг, включая требования к качеству, а также предоставление недостоверных сведений о товарах, работах, услугах,
4) иные основания, если они прямо предусмотрены документацией.
Комиссией Волгоградского УФАС установлено, что в заявке АО "СОГАЗ" правомочность участника закупки заключать Договор не продекларирована.
При данных обстоятельствах, комиссия антимонопольного органа приходит к выводу об обоснованности принятого закупочной комиссией решения об отказе заявителю в допуске к процедуре оценки заявок в соответствии с п. 3 ч. 13.1 закупочной документации, п. 35 Положения о закупке.
3. В соответствии с п. 37 Положения о закупке, результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе цен оформляются протоколом, который подписывается всеми членами комиссии, представителем заказчика и размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания такого протокола.
Протокол закупки товаров N 31502703563 подписан всеми членами комиссии и размещён на официальном сайте 03.09.2015. В протоколе отражены сведения о наименовании закупки, заказчике, месте его нахождения и почтовом адресе, дате и месте проведения процедуры закупки, дате подписания протокола, сведения о комиссии, о предмете договора, его начальной (максимальной) цене. В протоколе указана информация о поступивших заявках и их содержании, о принятых решениях по допуску участников, о выборе победителя закупки.
Нарушений требований законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц к содержанию протокола рассмотрения и оценки заявок, Комиссией Волгоградского УФАС не установлено.
4. В соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.
Учитывая обстоятельства настоящего дела, изложенные выше, Комиссия Волгоградского УФАС считает необходимым признать жалобу АО "СОГАЗ" необоснованной.
Оснований для выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, по настоящему делу не выявлено.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Признать жалобу Акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности", Нижне-Волжский филиал на действия закупочной комиссии Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Волгоградский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации при проведении закупки в форме запроса цен на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию иностранных студентов ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава России (N 31502703563), необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 14 сентября 2015 г. N 15-01-18.1-04/721
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016