Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
от 10 сентября 2015 г. N РНП-43-85
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Заместителя председателя комиссии:
Фуфачевой И.Н. - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС,
Членов комиссии:
Зыкина М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС,
Анохина С.Е. - специалиста 1 категории отдела контроля закупок Кировского УФАС,
в присутствии:
<_> - директора ООО "Строй - Эксперт" по паспорту,
рассмотрев материалы о включении сведений об ООО "Строй - Эксперт" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), установила:
02.09.2015 г. в Кировское УФАС России поступили материалы Администрации Яранского городского поселения Яранского района Кировской области (далее - Заказчик) в соответствии с ч.5 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) об уклонении ООО "Строй - Эксперт" (ИНН 4345344730, ОГРН 1124345027290, адрес: 610011, Кировская область, г. Киров, ул. Сутырина, д. 3, кв. 24) от заключения контракта на выполнение работ по ремонту тротуаров (извещение номер 0140300004715000020).
Определение поставщика способом электронного аукциона осуществлялось в рамках действия Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта).
Согласно п. 5.7. Приказа ФАС России от 26.01.2011 N 30 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган в пределах компетенции территориального органа принимает решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).
Порядок ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определен Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Приказом Кировского УФАС России N 2/1 от 09.01.2014 г. "О создании Комиссии по контролю в сфере закупок" полномочия по рассмотрению сведений заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков возложены на Комиссию по контролю в сфере закупок.
Согласно ч.4 ст.104 Закона о контрактной системе, в случае, если контракт заключен с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт при уклонении победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта и заявке или предложению которого присвоен второй номер, заказчик в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта с указанным участником направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 настоящей статьи, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя), участника закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер, и иные свидетельствующие об отказе победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта документы.
Из материалов, представленных Заказчиком, следует, что согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0140300004715000020-3 от 03.08.2015 г. (номер извещения 0140300004715000020) единой комиссией Заказчика было принято решение о признании победителем электронного аукциона ООО "Строй - Эксперт".
Заказчик посредством электронного документооборота 04.08.2015 г. направил проект контракта ООО "Строй - Эксперт".
06.08.2015 г. ООО "Строй - Эксперт" направлен протокол разногласий к проекту контракта.
07.08.2015 г. протокол разногласий Заказчиком обработан и направлен без изменений проект контракта.
10.08.2015 г. ООО "Строй - Эксперт" повторно направило протокол разногласий к проекту контракта.
10.08.2015 г. протокол разногласий Заказчиком обработан и направлен без изменений проект контракта.
С учетом урегулирования разногласий регламентированный срок подписания проекта контракта участником 13.08.2015 г.
14.08.2015 г. Заказчику поступило уведомление от оператора ЭТП ЗАО "Сбербанк-АСТ" об уклонении участника от заключения контракта.
Оплата обеспечения исполнения контракта путем внесения денежных средств на расчетный счет Заказчика не производилась.
В соответствии с ч.7 ст.104 Закона о контрактной системе, в случае поступления сведений об уклонении участника закупки от заключения контракта и отсутствия документов, свидетельствующих об отказе участника закупки от заключения контракта, уполномоченный, на осуществление контроля в сфере размещения заказов, федеральный орган исполнительной власти осуществляет проверку содержащихся в указанных документах информации и фактов.
В связи с отсутствием документов, свидетельствующих об отказе участника закупки от заключения контракта, комиссия Кировского УФАС проводит внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе в части направления в Кировское УФАС России сведений об участнике закупки, а также проверку факта уклонения ООО "Строй - Эксперт" от заключения контракта.
В результате осуществления внеплановой проверки действий Заказчика и представленных материалов, установлено следующее.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
В соответствии с пунктами 8, 9 статьи 104 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы. Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе входит в число единых требований к участникам закупки, устанавливаемых заказчиком при осуществлении закупки.
По смыслу названных норм права включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках).
То есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, фактически, мерой юридической ответственности.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном нарушении исполнителем условий муниципального контракта.
Иное понимание не приведет к достижению целей правового регулирования, повлечет необоснованное, формальное ограничение прав и интересов субъектов хозяйственной деятельности.
Антимонопольный орган при вынесении решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не может ограничиться только формальной констатацией факта уклонения от заключения контракта, не выявляя иные, связанные с этим обстоятельства, не исключая возможности для самих субъектов нарушения указанного закона подтвердить свою невиновность.
Из материалов, представленных Заказчиком, следует, что извещение N 0140300004715000020 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту тротуаров опубликовано 23.07.2015 г. в сети Интернет на сайте www. zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта - 988 831,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0140300004715000020-3 от 03.08.2015 г. (номер извещения 0140300004715000020) контракт заключается с ООО "Строй - Эксперт" с ценой контракта 944 333,56 руб.
В соответствии с информацией оператора ЭТП Сбербанк-АСТ, представленной Заказчиком скриншот экрана страницы с хронологией событий, ООО "Строй - Эксперт" в регламентированный срок 13.08.2015 г. не направлены подписанные сертификатом усиленной электронной подписи проект контракта, обеспечение исполнения контракта. На основании ч.13 ст.70 и ч.5 ст.96 Закона о контрактной системе ООО "Строй - Эксперт" признается уклонившимся от заключения контракта.
В материалах дела имеются письменные пояснения ООО "Строй - Эксперт" с указанием причины невозможности подписания в регламентированный срок проекта контракта (в виду отсутствия в техническом задании работ: демонтаж асфальта, планировка горизонтальных поверхностей до 600 мм., устройство подстилающих слоев щебеночных, тромбование подстилающих слоев, армирование и бетонирование в местах примыканий тротуаров к проезжей части, устройство водоотведения). К письменным пояснениям в качестве подтверждения прилагаются фотографии предполагаемого участка проведения работ.
На заседании комиссии Кировского УФАС России директор ООО "Строй - Эксперт" пояснила, что не было намерений уклоняться от заключения контракта, готовы подписать контракт и осуществить работы с учетом подготовки участка к работам Заказчиком или путем внесения изменений в документацию с учетом увеличения цены контракта по данным видам работ.
Дополнительно сообщает, что данное несоответствие документации с фактическим объемом работ было выявлено при выезде на место выполнения работ после проведения аукциона и до подписания проекта контракта, что не позволило им своевременно отказаться от аукциона, написать запрос о разъяснении документации. Считает, что таким образом Заказчик вводит в заблуждение участников аукциона. Также сообщает, что являются добросовестным Подрядчиком, участником аукционов и исполняют все контракты, что подтверждается информацией с сайта http: zakupki.gov.ru., просит в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Учитывая информацию, представленную Заказчиком, пояснения представителя ООО "Строй - Эксперт", комиссия Кировского УФАС России считает факт уклонения ООО "Строй - Эксперт" от заключения контракта не подтвержденным, т.к. не было установлено совершение целенаправленных (умышленных) действий или бездействий ООО "Строй - Эксперт" в целях уклонения от подписания контракта, а также действий совершенных по неосторожности, т.е. действий в создании условий, влекущих невозможность подписания контракта.
Руководствуясь ч.8 ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия решила:
Сведения, представленные Администрацией Яранского городского поселения Яранского района Кировской области об уклонении ООО "Строй - Эксперт" (ИНН 4345344730, ОГРН 1124345027290, адрес: 610011, Кировская область, г. Киров, ул. Сутырина, д. 3, кв. 24) от заключения контракта на выполнение работ по ремонту тротуаров (извещение номер 0140300004715000020) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председателя комиссии И.Н. Фуфачева
Члены комиссии М.Н.Зыкин
С.Е.Анохин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 10 сентября 2015 г. N РНП-43-85
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016