Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
от 20 июля 2010 г.
Резолютивная часть решения оглашена 06 июля 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 20 июля 2010 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
рассмотрев дело N 106-10-А по признакам нарушения ООО "Интер-лес" (ул. Горького, 120 с. Частые Частинского р-на, Пермского кая, 617170), ГКУП "Пермские леса" (г. Пермь, Шоссе Космонавтов, 316/1), ООО "Пермагролес" (г. Пермь, ул. Энергетиков, 39-а), ГКУП "Пермские сельские леса", (г. Пермь, ул.Энергетиков, 39-а), (Пермский край г. Лысьва ул. Вашляева, 26), ООО "Кормовище-лес" (Пермский край г. Лысьва пос. Кормовище, ул. Заречная, 4/2), ООО "Партнер" (618900 Пермский край г. Лысьва ул. Багратиона, 5) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г N135-ФЗ "О защите конкуренции".
в присутствии представителей:
от ООО "Партнер" (по доверенности);
(паспорт);
От ООО "Кормовище-лес"
(директор);
от ГКУП "Пермские леса" -
(доверенность имеется в материалах дела);
от ГКУП "Пермские сельские леса" - (по доверенности),
от Министерства развития предпринимательства и торговли Пермского края - (по доверенности); (по доверенности);
от Агентства по природопользованию (по доверенности присутствовал на заседании 29.03.2010 г);
от ООО "Центр конкурсных технологий" (по доверенности присутствовала на заседании 29.03.2010 г);
в отсутствие представителей:
ООО "Интер-лес" (в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении в отсутствии представителя); ООО "Пермагролес", (извещенных надлежаще о времени и месте рассмотрения дела);
Представители Агентства по природопользованию Пермского края, ООО "Центр конкурсных технологий" заявили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей;
Заседания комиссии состоялись: 29 марта 2010 г, 24 мая 2010 г - рассмотрение дела отложено в связи с необходимостью получения дополнительных документов и информации; 06 июля 2010 г. установила:
В Пермское УФАС России поступило обращение и.о. Министра развития предпринимательства и торговли Пермского края (вх. N 1594-10 от 16.02.2010), касающееся признаков сговора участников проведенного 29.12.2009 г Агентством по природопользованию Пермского края в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 2005 г N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) открытого аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов на территории Пермского края по 33 лотам (номер закупки 7010419).
2-3 февраля 2010 г в ходе проведения открытого аукциона по лотам NN 1, 2, 5, 18, 20, 23, 29 начальная (максимальная) цена контракта была снижена до 0 рублей (при шаге 5%), в результате чего далее проводился аукцион на продажу права заключения государственного контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов на территории Пермского края. Наиболее высокая цена продажи права заключения государственного контракта была предложена по лоту N 5 по охране, защите, воспроизводству лесов на территории Горнозаводского лесничества ИП Куриловой Л.В. - 3 235 08,0 рублей.
В соответствии с Протоколом N 5.18-7/2 открытого аукциона к участию в розыгрыше лота 19 (Лысьвенское лесничество) были допущены ООО "Интер-лес", , ООО "Кормовище-лес", ГКУП "Пермские сельские леса" (далее ОАО "Пермсельлес"), ООО "Партнер", ГКУП "Пермские леса" (далее ГКУП "Пермлес"), ООО "Пермагролес". Начальная (максимальная) цена контракта по лоту 19 (Лысьвенское лесничество) составила 1 291 700,0 рублей. На процедуру аукциона по лоту 19 не явились ООО "Интер-лес", Слаутин А.А., ООО "Кормовище-лес", ГКУП "Пермские леса", ООО "Партнер", ООО "Пермагролес".
Руководствуясь ч. 12 ст. 37 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о размещении заказов) открытый аукцион признан несостоявшимся в связи с участием в аукционе только одного участника, заказчику рекомендовано действовать в соответствии с ч.13 ст. 37 закона о размещении заказов - заключить государственный контракт с единственным участником - ГКУП "Пермские сельские леса".
К участию в розыгрыше лота 30 были допущены ГКУП "Пермские сельские леса", ООО "Партнер". Начальная (максимальная) цена контракта по лоту 30 (Чусовское лесничество) составила 556 500,0 рублей. На процедуру аукциона не явилось ООО "Партнер". Аукцион признан несостоявшимся в связи с участием одного участника. Заказчику рекомендовано заключить государственный контракт в соответствии с ч.13 ст. 37 Закона о размещении заказов - с единственным участником ГКУП "Пермские сельские леса".
Несмотря на одинаковый предмет аукциона по всем лотам, одинаковый состав участников аукциона и присутствие представителей этих участников в помещении Министерства, аукционы по лотам NN 19, 30 в соответствии с ч. 12 ст. 37 Закона о размещении заказов были признаны несостоявшимися в связи с участием в открытом аукционе только одного участника аукциона. Соответственно, контракт согласно ч. 13 ст. 37 закона о размещении заказов будет заключен с таким участником аукциона по начальной (максимальной) цене.
Комиссией в рамках рассмотрения дела у участников аукциона были запрошены следующие документы и информация:
- письменные обоснования неявки при наличии допуска для участия в аукционе; экономическое обоснование отказа от участия в аукционе при наличии допуска; договоры субподряда, купли-продажи леса, иные договоры, заключенные в целях исполнения государственных контрактов; информацию о группе лиц участников аукциона; уставные документы.
У Агентства по природопользованию были запрошены протоколы лесных аукционов и аукционов купли-продажи лесных участков, в которых ранее участвовали ответчики по делу; информация о возможности определения участниками аукционов объемов работ, исходя из конкурсной документации; пояснения о том, кто из участников аукциона обращался за разъяснениями по документации аукциона с выездом на место предполагаемых работ; протоколы аналогичных аукционов, проведенных в 2009 году; информация об арендаторах участков лесов на территории Пермского края; экономическое обоснование стоимости работ по охране, защите, воспроизводству лесов на территории Пермского края; обоснование потенциальной экономической выгоды победителя аукиона; оригиналы заявок участников аукциона.
У ООО "Центр конкурсных технологий" были запрошены справка о том, кто из участников аукциона прошел регистрацию для участия в аукционе, кто из участников аукциона находился в помещении по адресу г. Пермь, ул. Петропавловская, 56 второго и третьего февраля 2010 г, но при этом не принимал участи в процедуре аукциона.
Заслушав пояснения сторон, рассмотрев представленные документы и материалы, комиссия приходит к следующим выводам.
12.04.2010 г Государственное краевое унитарное предприятие "Пермские сельские леса" было преобразовано в Открытое акционерное общество "Пермские сельские леса" (далее ОАО "Пермсельлес") на основании приказа Агентства по управлению имуществом Пермского края от 30.12.2009 г N СЭД-31-02-2361.
Государственный заказчик - Агентство по природопользованию Пермского края опубликовал извещение о проведении открытого аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов на территории лесничеств Пермского края в официальном печатном издании 24.12.2009 года, разместил извещение о проведении открытого аукциона на официальном сайте 29.12.2009 года; номер закупки 7010419 (далее аукцион по охране лесов).
В соответствии с Протоколом N 5.18-7/2 открытого аукциона к участию в розыгрыше лота 19 (Лысьвенское лесничество) были допущены ООО "Интер-лес", , ООО "Кормовище-лес", ГКУП "Пермские сельские леса" (далее ОАО "Пермсельлес"), ООО "Партнер", ГКУП "Пермские леса" (далее ГКУП "Пермлес"), ООО "Пермагролес". Начальная (максимальная) цена контракта по лоту 19 (Лысьвенское лесничество) составила 1 291 700,0 рублей. На процедуру аукциона по лоту 19 не явились ООО "Интер-лес", Слаутин А.А., ООО "Кормовище-лес", ГКУП "Пермские леса", ООО "Партнер", ООО "Пермагролес".
Руководствуясь ч. 12 ст. 37 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о размещении заказов) открытый аукцион признан несостоявшимся в связи с участием в аукционе только одного участника, заказчику рекомендовано действовать в соответствии с ч.13 ст. 37 закона о размещении заказов - заключить государственный контракт с единственным участником - ОАО "Пермские сельские леса".
К участию в розыгрыше лота 30 были допущены ОАО "Пермские сельские леса", ООО "Партнер". Начальная (максимальная) цена контракта по лоту 30 (Чусовское лесничество) составила 556 500,0 рублей. На процедуру аукциона не явилось ООО "Партнер". Аукцион признан несостоявшимся в связи с участием одного участника. Заказчику рекомендовано заключить государственный контракт в соответствии с ч.13 ст. 37 Закона о размещении заказов - с единственным участником ОАО "Пермские сельские леса".
По лотам 1,2,5,18,20, 23 аукциона, где участвовали в том числе ОАО "Пермсельлес", ГКУП "Пермские леса" (далее ГКУП "Пермлес"), ООО "Интер-лес", ООО "Пермагролес", аукцион состоялся, то есть участники активно торговались, цена была снижена до 0,0 руб. на шаге, равном 5% от начальной максимальной цены контракта, затем, в соответствии с п. 3.15 Порядка проведения аукциона документации об открытом аукционе проводился аукцион на продажу права заключить государственный контракт. Победителем признается лицо, предложившее наиболее высокую цену права заключить государственный контракт.
Представитель ООО "Интер-лес" (Зарегистрировано 29.06.2009 г ОГРН 1095947000302 ИНН 5947018326) при допуске на лот 19 на процедуру аукциона не явился, хотя представитель организации по данным ООО "Центр конкурсных технологий" (имеется в материалах дела) присутствовал 2 и 3 февраля 2010 г в здании, где проводился аукцион.
ООО "Интер-лес" пояснило причину отказа от участия в аукционе по указанному лоту тем, что ранее в октябре 2009 г принимало участие в открытом аукционе на право заключения договоров аренды лесных участков для заготовки древесины, для заготовки пищевых лесных ресурсов, для ведения охотничьего хозяйства в Частинском, Еловском, Чайковском районах, но не было допущено для участия в аукционе по причине того, что заявки не соответствовали установленным требованиям; посчитало причину отказа неправомерной и обжаловало отказ в Арбитражный суд Пермского края. Но для производственной деятельности необходим был лесной ресурс. Общество решило участвовать в закупке N 7010419, направило заявки и заплатило задаток. В процессе предварительных заседаний по заявленным в суд искам и принятия судом обеспечительных мер общество стало уверенно, что выиграет судебные иски и получит возможность вновь участвовать в аукционах на аренду лесов с возможностью выигрыша. Поэтому у общества отпала потребность участия в госзаказе по лотам 6-8, 15,17,19,24,25, а также потому что объем заготовляемой древесины невелик, породный состав лиственный, отдален географически, а госзаказ выполняется не за счет денежных средств от государства, а за счет заработанных денежных средств от продажи и переработки пиловочника. Остановил свой интерес на лотах 1,5,18,20,23,27,28, где и участвовал в аукционе и выиграл лоты 27-28.
Комиссия не принимает данные пояснения во внимание и считает необходимым отметить тот факт, что при розыгрыше лота N1 ООО "Интер-лес" активно торговался и даже когда аукцион перешел в продажу права на выполнение работ, ООО "Интер-лес" участвовало в торгах и на 54 шаге предложило за покупку права на выполнение работ цену в 2 119 220 руб.
Кроме того, заявку на участие в аукционе по охране лесов ООО "Интер-лес" направило 15.01.2010 г, оплатив в этот день обеспечение заявки на участие в аукционе в размере 99185 рублей, в то время как резолютивная часть решений Арбитражного суда по иску ООО "Интер-лес" была оглашена лишь 12 марта 2010 г и 30 марта 2010 года, то есть в момент подготовки заявки на участие в аукционе по охране лесов ООО "Интер-лес" не мог знать результатов судебного разбирательства по своим искам, поданным в Арбитражный суд.
Также необходимо отметить, что Агентством по природопользованию Пермского края при подготовке к аукциону по охране лесов были подготовлены: расчет экономической выгоды победителя по всем разыгрываемым лотам, экономическое обоснование стоимости необходимых работ по каждому лоту, местоположения участков по каждому лоту, количество и стоимость ликвидной древесины, подробная информация об объеме выполняемых работ, с которыми мог ознакомиться каждый участник.
Однако, ни один из участников аукциона не обратился в Агентство по природопользованию Пермского края за разъяснениями по тому или иному лоту.
Представитель ГКУП "Пермские леса" (Зарегистрировано 30.04.2008 г ОГРН 1085903003163 ИНН 5948034240) при допуске на лот 19 на процедуру аукциона не явился, хотя представитель организации присутствовал в помещении аукциона в дни его проведения.
Причины не явки на аукцион по лоту 19 организация объяснила тем, что оценив свое финансовое положение приняла решение о целесообразности участия участии в аукционе только, если выигрыш будет по начальным объявленным ценам лотов. Любое уменьшение стоимости лотов экономически не выгодно и участник от организации Данилов М.А. самостоятельно принял решение не участвовать в аукционе.
Комиссия не принимает во внимание данное пояснения об экономической не выгодности участия в аукционе на основании следующего. Государственным контрактом на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов предусмотрен аванс в размере 20% в течение 30 календарных дней с момента подписания государственного контракта, далее оплата производится ежеквартально по факту выполнения работ в начале квартала следующего за отчетным в течение 10 дней после подписания акта сдачи-приемки и предъявления счета-фактуры.
Цена контракта включает все расходы исполнителя, которые он должен понести при исполнении контракта, в том числе:
- по выполнению работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с техническим заданием заказчика;
- по эксплуатации и содержанию автомашин, их техническому обслуживанию и ремонту, заправке ГСМ и др.;
- по оплате труда персонала, задействованного в исполнении контракта;
- по страхованию;
- организации документооборота по услугам, ведению соответствующего учета и т.д.;
- по оплате услуг связи;
- по приобретению пропусков и карточек для проезда на закрытую территорию заказчика (при необходимости);
- по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей;
- всех других расходов, влияющих на расценки.
Таким образом, изъятие из оборотных средств организации денежных средств на оплату заявки для участия в аукционе в размере 1 544 665 рублей и дальнейший отказ от участия в аукционе не является логичным поведением организации, заботящейся об экономической целесообразности деятельности.
В 2009 году при проведении аналогичного аукциона на заключение государственного контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов на территории Пермского края (закупка N 3976662) ГКУП "Пермские леса" проявил экономический интерес к данным работам, участвовал в аукционе, и бы признан единственным участником по 7 лотам, по которым затем были заключены государственные контракты на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов на территории: ГКУ "Добрянское лесничество" (Государственный контракт от 09.03.2009 г N 6), ГКУ "Закамское лесничество" (Государственный контракт от 09.03.2009 г N 7), ГКУ "Красновишерское лесничество" (Государственный контракт от 28.02.2009 г N 15), ГКУ "Лысьвенское лесничество" (Государственный контракт от 09.03.2009 г N 19), ГКУ "Соликамское лесничество" (Государственный контракт от 28.02.2009 г N 25), ГКУ "Чайковское лесничество" (Государственный контракт от 28.02.2009 г N 27), ГКУ "Юрлинское лесничество (Государственный контракт от 28.02.2009 г N 31).
Затем ГКУП "Пермские леса" (Заказчик) заключило с ГКУП "Пермские сельские леса" (Исполнитель) договоры подряда на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов на следующих территориях: Чайковского лесничества (договор подряда от 17.03.2009 г), Юрлинского лесничества (договор от 17.03.2009 г N 11), Добрянского лесничества (договор от 17.03.2009 г N 2), Закамского лесничества (договор от 27.03.2009 г N3), Красновишерского лесничества (Договор от 17.03.2009 г N 5), Лысьвенского лесничества (договор от 17.03.2009 г N 7), Соликамского лесничества (договор от 17.03.2009 г N8).
То есть, распределение лотов между участниками аналогичного аукциона в 2009 году также имело место, в результате хозяйствующий субъект, который был признан единственным участником (ГКУП "Пермские леса") и с которым затем были заключены государственные контракты, в качестве платы за неявку на аукцион (то есть за исполнение предварительной договоренности) заключал договоры подряда на выполнение лесовосстановительных работ с не явившимся на заранее оговоренные лоты участником (ГКУП "Пермские сельские леса"). Такое поведение является типичным для участников аукционов, которые предварительно договорились о разделе лотов между собой.
Представитель ОАО "Пермские сельские леса", (ОГРН 1105905002004 ИНН 5905277174) принимал участие в аукционе по лотам 19, 30. С данной организацией заключены государственные контракты на выполнение работ. Договоров подряда по результатам аукциона 2010 г не заключено, вместе с тем, представитель организации пояснил, что организация не исключает заключение таких договоров в будущем в целях исполнения государственных контрактов.
При проведении аналогичного аукциона в 2009 году ГКУП "Пермские сельские леса" (Заказчик) заключало в целях исполнения государственных контрактов договоры подряда на выполнение работ по защите, охране, воспроизводству лесов с ГКУП "Пермские леса" (исполнителем), в частности, договоры от 17.03.2009 г (Кишертское лесничество), договор без номера, без даты (Куединское лесничество, договор от 17.03.2009 г N 7 (Сивинское лесничество), договор от 17.03.2009 г (Уинское лесничество).
Кроме того, необходимо отметить следующее. Учредителем ГКУП "Пермские сельские леса" является Пермский край в лице Министерства природных ресурсов Пермского края, функции собственника имущества осуществляет Агентство по управлению имуществом Пермского края. 100% акций ОАО "Пермские сельские леса" находится в собственности Пермского края (в соответствии с Уставом). Учредителем ГКУП "Пермские леса" является Пермский край в лице Министерства природных ресурсов Пермского края, функции собственника имущества осуществляет Агентство по управлению имуществом Пермского края (в соответствии с Уставом предприятия).
В соответствии с п.6 ч.1 ст. 9 Федерального закона "О защите конкуренции" ОАО "Пермские сельские леса" и ГКУП "Пермские леса" входят в одну группу лиц.
Следовательно, данный факт также способствует ведению согласованных действий в части разделов лотов как в 2009 г, так и в 2010 году.
Представитель ООО "Пермагролес" (зарегистрировано 02.06.2004 г ОГРН 1045900839764 ИНН 5905229283) при допуске на лот 19 на процедуру аукциона не явился, хотя представитель организации присутствовал в помещении аукциона в дни его проведения.
Организация объяснила свой отказ от участия в аукционе по ряду лотов (в том числе по лоту 19) следующим: "имелись сомнения - сможет ли коллектив достойно справиться с государственным заказом, так как ранее ООО "Пермагролес" таких контрактов не имел, хотя аналогичные работы в рамках исполнения проектов освоения лесов на арендованных лесных участках выполнял. Решил ограничить участие в аукционе тремя лотами: 9,13,26 так как в с. Уинском (лот 26) организация имеет мощности по переработке древесины; в Косинском лесничестве (лот 13) закончился срок аренды лесного участка и состав работ по этому лоту относительно проще других; в Кизеловском лесничестве (лот 9) состав работ также проще других.
Комиссия не принимает во внимание данные пояснения, так как, имея сомнения: "сможем ли справиться" нелогично было бы проводить подготовку к аукциону: оплатить обеспечение заявки в сумме 813 240 рублей, подготовить пакет документов, прибыть к месту проведения аукциона, а затем отказаться от участия в нем.
Кроме того, по тем лотам, где ООО "Пермагролес" участвовало и победило (лоты 9, 13, 26) цена древесины ниже (лот 9 - 27,3 руб/куб.м; лот 13 - 209,4 руб/куб.м; лот 26 - 128,8 руб/куб.м), чем цена древесины в тех лотах, где ООО "Пермагролес" не явилось, объясняя это невыгодностью участия в таких лотах (лот 6 - 221 руб/м.куб; лот 16 - 77,5 руб/м.куб; лот 17 - 214 руб/м.куб; лот 19 - 312 руб/м.куб; лот 31 - 342 руб/м.куб) (подтверждение имеется в материалах дела).
Также необходимо отметить, что учредители ООО "Пермагролес" с 30.04.2008 г по 23.06.2009 г, с 26.06.2006 по 06.09.2009 г являлись сотрудниками ГКУП "Пермские леса" (пояснения ГКУП "Пермские леса").
А такие учредители ООО "Пермагролес", как.. являлись ранее сотрудниками ОАО "Пермские сельские леса" (пояснения ОАО "Пермские сельские леса").
Факт аффилированности ООО "Пермагролес", ГКУП "Пермские леса" и ОАО "Пермские сельские леса" также может способствовать совершению указанными организациями согласованных действий.
( при допуске на лот 19 объяснил свой отказ от участия в аукционе тем, что были проведены переговоры по лесному фонду с Гремячинским ДОК в объеме 30 м.куб по году плюс лесовосстановительные мероприятия: "Не желая сорвать госзаказ, было принято решение не участвовать в конкурсе".
Комиссия не принимает во внимание пояснения, так как каких-либо договоров, подтверждающих отношения с Гремячинским ДОК, им не представлено.
оплатил обеспечение заявки по лоту 19 в размере 64585 руб; был допущен к участию в аукционе, не явился на процедуру аукциона, хотя во время его проведения 02 февраля 2010 г в 15-00 час находился в здании, где проводился аукцион по адресу г. Пермь, ул. Петропавловская, 56.
ООО Кормовище-лес" (зарегистрировано 17.07.2008 ОГРН 1085918000981 ИНН 5918838878).
Объяснил свой отказ от участия в аукционе по лоту 19 тем, что заложен большой объем лесохозяйственных работ. Своими силами такой объем работ выполнить не может, привлечь субподрядчиков нет возможности. Кроме того, достигнуто соглашение с ООО "Капитал 3" по заготовке древесины в 2010 году в объеме 75000 куб.м на приемлемых для ООО "Кормовище-лес" условиях.
Комиссия не принимает во внимание пояснения, так как каких-либо документов, подтверждающих отношения с ООО "Капитал 3" не представил. Подавая заявку для участия в аукционе, организация, как хозяйствующий субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязана была оценить свои силы; тем более, что объем работ и цена работ подробно изложены в Техническом задании на проведение аукциона.
ООО "Партнер" (зарегистрировано 28.04.2008 г ОГРН 1085904008310 ИНН 5904187344). Директор ООО "Партнер" объяснил неявку на процедуру аукциона тем, что в день проведения аукциона регистрация участников проводилась дольше отведенного времени, поэтому процедура самого аукциона началась позже, что не позволило принять участие в аукционе, так как была запланирована деловая встреча.
Комиссия не принимает данные пояснения во внимание, так как участие в аукционе - это один из предметов коммерческой деятельности организации, которая приносит доход. Если руководителю организации нужно было явиться на деловую встречу, у него была возможность направить на процедуру аукциона другого сотрудника организации.
Агентством по природопользованию Пермского края представлены расчеты экономической выгоды выполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов на территории лесничеств Пермского края. Так, средняя сумма дохода от продажи 1 м.куб древесины составляет: по лоту N 19 - 312,58 руб. (документы имеются в материалах дела).
Кроме того, победитель аукциона получал денежную выплату, которая составляла: по лоту N 19 - 1291,7 тыс.руб. Средняя сумма дохода от продажи 1 куб.м древесины составила по лоту N 30 - 252,95 руб. Кроме того, денежная выплата по данному лоту составляла 556,5 тыс.рублей.
Участники аукциона в своих заявках выразили согласие принять участие в аукционе на поставленных условиях, что ознакомлены с условиями проведения работ и имеют ясное и четкое представление об оплате работ. Никто из участников на обращался за разъяснениями, никто не воспользовался правом ознакомиться со сметой заказчика. Как пояснил представитель Агентства по природопользованию Пермского края, каких-либо запросов относительно качества леса на участках, выставленных на аукцион, от участников не поступало.
До момента перечисления задатка на участие в аукционе участники приняли осознанное окончательное решение об участии в аукционе, о чем свидетельствует перечисление денежных средств. В случае, если контракт был бы не выгодным, из обращения организаций не были бы изъяты денежные средства в крупном размере на срок от 15 и более дней.
В случае экономической не выгодности участия в торгах организации могли отозвать заявки для участия в аукционе по отдельным лотам, однако данным правом не захотели воспользоваться.
Причина, по которой участники не заинтересованы в соревновании на торгах это наличие у них какого-либо общего интереса экономического характера.
Участники аукциона, отказавшись принять в нем участие, не соперничали с конкурентами за заключение контракта, тем самым обеспечивая конкуренту возможность стать победителем с наиболее высокой (максимальной) ценой контракта. Такое поведение свидетельствует о том, что каждому из участников было заранее известно о том, что он будет победителем в конкретном лоте.
Комиссия считает, что действия каждого из участников аукциона (ООО "Интер-лес", ГКУП "Пермлес", ООО "Пермагролес", ОАО "Пермсельлес", , ООО "Кормовище-лес", ООО "Партнер") были вызваны действиями другого участника, поскольку каждый из участников, подавая заявки на заранее оговоренные лоты, предоставлял возможность второму участнику подать заявки на те же лоты, заранее зная, что не примет участия в аукционе по заранее оговоренным лотам и обеспечивая тем самым безоговорочную победу единственному явившемуся на аукцион участнику в соответствии с распределением лотов.
Каждый из участников не соперничал с конкурентами за заключение контракта, тем самым обеспечивая конкуренту возможность стать победителем с наиболее высокой (максимальной) ценой контракта. Это поведение свидетельствует о том, что каждому из участников было заранее известно о том, что он будет победителем в конкретном лоте.
При этом каких-либо объективных обстоятельств (изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар и других), которые бы в равной мере повлияли на такое поведение участников Комиссией не установлено.
Комиссия считает, что Компании были осведомлены о содержании конкурсных заявок друг друга, их действия по участию в конкурсе были согласованы, направлены на раздел лотов в соответствии с интересами каждого из указанных хозяйствующих субъектов с целью исключения конкуренции между Компаниями в борьбе за их получение, и привели таким образом к поддержанию максимальных цен на торгах.
Ответчики по настоящему делу, а именно: ООО "Интер-лес", ГКУП "Пермские леса", ООО "Пермагролес", ОАО "Пермские сельские леса", А.А.Слаутин, ООО "Кормовище-лес", ООО "Партнер", действуя в собственном экономическом интересе, подав заявки на участие в аукционе, оплатив задаток, и не явившись на него, превратили процедуру аукциона в формальную имитацию конкурентной борьбы. Они не посчитали даже нужным явиться в аукционную комнату, чтобы довести свой сценарий до конца. Напомним, что при этом представители ответчиков находились в здании, где проходила процедура аукциона.
Это лишило аукцион его существенного назначения, состоящего в выявлении наиболее выгодных предложений лиц, намеревающихся заключить договор по результатам аукциона.
Все участники данных аукционов осуществляют предпринимательскую деятельность на рынке выполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов в Пермском крае, то есть являются конкурентами.
Согласно п.7 ст. 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на рынке. Из смысла данной нормы следует, что конкурирующие фирмы обязаны вести самостоятельную и независимую борьбу за получение контракта на торгах, а попытки любого рода кооперации в этом вопросе должны пресекаться.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 11 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о защите конкуренции) согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.
Поведение участников, когда ими подается заявка на участие в аукционе, эта заявка допускается к участию, а участник не является на аукцион, находясь при этом в здании, где проходит процедура аукциона, и победу получает единственный участник, принявший участие в аукционе, свидетельствует о согласованных действиях участников по разделению между собой случаев победы в разыгрываемых лотах.
Отказ хозяйствующих субъектов, кроме единственного, от участия в процедуре аукциона привел к объявлению аукциона несостоявшимся (в соответствии с ч. 12 ст. 37 ФЗ "О размещении заказов."), и в дальнейшем, к заключению государственного контракта с единственным участником (в соответствии с ч.13 ст. 37 ФЗ О размещении заказов) по начальной (максимальной) цене.
В соответствии с ч.1 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 г N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" для лиц вне зависимости от того, занимают они доминирующее положение или нет, установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия (ст. 11 Федерального Закона от 26.07.2009 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"). При этом согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении.
В результате вышеописанных действий участники аукциона поддержали максимально высокие цены государственных контрактов и дискредитировали идею проведения конкурсной процедуры, направленной на достижение оптимальных результатов при заключении государственных контрактов и экономию бюджетных средств при закупке товаров для государственных нужд.
На основании изложенного выше Комиссия пришла к выводу о нарушении запрета на осуществление согласованных действий хозяйствующих субъектов, которые приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в процессе проведения аукциона на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов на территории лесничеств Пермского края в 2010 г.
В результате осуществления незаконных согласованных действий бюджету Пермского края нанесен ущерб, который можно оценить следующим образом:
Принимая во внимание одинаковый предмет аукциона по всем лотам, а также то, что по лотам 1,2,5,18,20,23,29 торги состоялись в условиях добросовестной конкуренции, участники по этим лотам не допускали согласованных действий, цена была снижена до 0 руб, и далее участники торговались ЗА ПРАВО заключить государственный контракт, Комиссия оценивает стоимость 1 лота как среднеарифметическое от суммы, которую предлагали участники в процессе торгов по этим лотам, а именно: 2212715 156304 3235008 3059320 4678700 1474988 1840256 (руб.) = 16 657 291 руб.: 7 = 2 379 613 руб.
Следовательно, ущерб, нанесенный бюджету Пермского края при осуществлении согласованных действий по розыгрышу лотов 19, 30 составил:
1) со стороны ОАО "Пермские сельские леса": 2 379 613 х 2 = 4 759 226 руб;
2) со стороны ГКУП "Пермские леса": 2 379 613 х 1 = 2 379 6 13 руб.;
3) со стороны ООО "Интер-лес": 2 379 613 х 1 = 2 379 613 руб.;
4) со стороны ООО "Пермагролес": 2379613 х 1= 2 379 613 руб.;
5) со стороны ООО "Кормовище-лес": 2379613 х 1= 2 379 613 руб;
6) со стороны ООО "Партнер": 2379613 руб. х 2 = 4 759 226 руб;
7) со стороны 2 379 613 х 1 = 2 379 613 руб.
Суммарный ущерб, нанесенный незаконными согласованными действиями ответчиков по делу, равен 21 416 517 руб.
Учитывая изложенное, Комиссия Пермского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". решила:
1. Признать: ООО "Интер-лес", ГКУП "Пермские леса", ООО "Пермагролес", ОАО "Пермские сельские леса", ООО "Партнер", , ООО "Кормовище-лес" нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в части осуществления согласованных действий при проведении аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в лесничествах Пермского края в 2010 г (закупка 7010419) по 19 и 30 лотам, так как такие согласованные действия привели к установлению (поддержанию) цен на торгах.
2. Выдать ООО "Интер-лес", ГКУП "Пермские леса", ООО "Пермагролес", ОАО "Пермские сельские леса", , ООО "Кормовище-лес", ООО "Партнер" предписание, направленное на обеспечение норм конкуренции.
3. Материалы дела в форме надлежащим образом заверенных копий в соответствии с письмом Руководителя ФАС России от 29.10.2009 г N ИА/39193 направить в ГУВД по Пермскому краю для рассмотрения вопроса о привлечении к уголовной ответственности по статье 178 Уголовного Кодекса РФ.
В соответствии со ст. 52 ФЗ "О защите конкуренции" настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Пермского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 106-10-А о прекращении нарушений
антимонопольного законодательства
20 июля 2010 г г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
на основании своего решения от 20.07.2010 г по делу N 106-10-А о нарушении ООО "Интер-лес", ГКУП "Пермские леса", ООО "Пермагролес", ОАО "Пермские сельские леса", ООО "Кормовище-лес", ООО "Партнер", Слаутиным А.А. пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части
осуществления согласованных действий при проведении аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в лесничествах Пермского края в 2010 году (закупка 7010419) по 19 и 30 лотам, так как такие согласованные действия привели к установлению (поддержанию) цен на торгах предписывает:
1. ООО "Интер-лес", ГКУП "Пермские леса", ООО "Пермагролес", ОАО "Пермские сельские леса", ООО "Кормовище-лес", ООО "Партнер", прекратить нарушение п.2 ч.1. ст. 11 Федерального закона "О защите конкуренции", а именно: не осуществлять согласованных действий хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие согласованные действия приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
2. ООО "Интер-лес", ГКУП "Пермские леса", ООО "Пермагролес", ОАО "Пермские сельские леса", ООО "Кормовище-лес", ООО "Партнер", в течение двух лет с момента получения настоящего предписания один раз в полугодие, не позднее 15 числа месяца, следующего за последним месяцем отчетного полугодия, представлять в Пермское УФАС России информацию о соблюдении п.2 ч.1 ст. 11 Федерального закона "О защите конкуренции".
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. В соответствии с ч. 2.2 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке и совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий, направленных на обеспечение конкуренции, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шестнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 20 июля 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016