Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 3 сентября 2015 г. N 06-09/РНП-51-80
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее по тексту решения - Комиссия Мурманского УФАС) в составе:
Председатель Комиссии Мурманского УФАС - Калитина Н.А., заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
Члены Комиссии Мурманского УФАС:
Воронина К.Ф. - начальник отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Пахолкова Е.В. - специалист-эксперт отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
в отсутствие представителей Муниципального казенного учреждения "Управление образования города Кировска" направивших ходатайство о рассмотрении вопроса о включении ООО "Ярстроймонтаж" в их отсутствии,
в отсутствие общества с ограниченной ответственностью "Ярстроймонтаж", надлежащим образом уведомленного о рассмотрении дела, представившего письменные пояснения и ходатайство о рассмотрении в отсутствии его представителей,
рассмотрев обращение, представленное Муниципальным казенным учреждением "Управление образования города Кировска" (далее по тексту решения - Заказчик, МКУ "Управление образования") о включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ярстроймонтаж" (далее по тексту решения - ООО "Ярстроймонтаж", Общество) в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате внеплановой проверки, проведённой в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее по тексту решения - Закон о контрактной системе), пунктом 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", установила:
25 августа 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от Заказчика поступило обращение о включении сведений в отношении ООО "Ярстроймонтаж" (ИНН юридического лица: 7604261417, сведения об учредителях (физическом лице), членах коллегиального исполнительного органа, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридического лица: ИНН: 760309868833, ФИО: Африкян Армине Грачиковна; адрес: 150000, г. Ярославль, ул. Маланова, д.2, пом.1-9) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением Общества от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона "Устройство приточно - вытяжной вентиляции в здании ХЭК МКУ "Управление образования", номер извещения: 0349300020315000050 (далее по тексту решения - Электронный аукцион).
Комиссия Мурманского УФАС в результате осуществления проверки факта уклонения Общества от заключения контракта при проведении Электронного аукциона и проведения на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Из существа дела следует, что 01 июля 2015 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг размещено извещение о проведении Электронного аукциона.
Заказчик: Муниципальное казенное учреждение "Управление образования города Кировска"
Наименование объекта закупки: устройство приточно - вытяжной вентиляции в здании ХЭК МКУ "Управление образования.
Начальная (максимальная) цена контракта: 1 373 367.00 руб.
Согласно протоколу подведения итогов Электронного аукциона от 13.07.2015 года, победителем признано ООО "Ярстроймонтаж" (номер заявки 2) с ценой контракта 1 256 630,77 рублей (один миллион двести пятьдесят шесть тысяч шестьсот тридцать) рублей 77 копеек.
В регламентированный срок - 10.08.2015 года Общество направило Заказчику контракт, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника размещенной закупки и в подтверждение предоставления обеспечения исполнения контракта копию платежного поручения от 10.08.2015 N285 на сумму 137 336 руб. 70 коп.
Регламентированный срок подписания контракта заказчиком истекал 13 августа 2015 года в 23 часа 59 минут.
Частью 3 статьи 70 Закона о контрактной системе определено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе, контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
По состоянию на 13 августа 2015 года в 17 часов 15 минут (окончание рабочего дня Заказчика) денежные средства, перечисленные платежным поручением N 285 от 10.08.2015 года, не поступили на лицевой счет заказчика, указанный в извещении и документации электронного аукциона. В качестве подтверждения МКУ "Управление образования" представило оборотно-сальдовую ведомость средств, поступивших во временное пользование за период с 01.01.2015 г. по 13.08.2015 г., выписку из лицевого счета от 05.08.2015 г. (после 05.08.2015 года денежные средства на счет заказчика не поступали), запрос заказчика (исх. N1280 от 13.08.2015 г.) в Управление Федерального казначейства по Мурманской области, ответ Управления Федерального казначейства по Мурманской области от 13.08.2015 г. N49-16-40/7368.
В силу части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Частью 13 статьи 70 Закона о контрактной системе определено, что победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
В связи с не представлением ООО "Ярстроймонтаж" в установленный срок обеспечения исполнения контракта Заказчик в соответствии с частью 13 статьи 70 и частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе признал Общество уклонившимся от подписания контракта (протокол о признании участника уклонившимся от подписания контракта от 13.08.2015 года).
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, в случае, если контракт заключен с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт при уклонении победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта и заявке или предложению которого присвоен второй номер, заказчик в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта с указанным участником направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 настоящей статьи, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя), участника закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер, и иные свидетельствующие об отказе победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта документы.
27 августа 2015 года Заказчик заключил контракт с участником предложение о цене контракта, которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующее после предложенных победителем, уклонившегося от заключения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из смысла данной нормы права следует, что в реестр недобросовестных поставщиков, могут быть включены лишь те участники размещения закупки, которые осуществляли умышленные действия по уклонению от заключения контракта. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по сути является санкцией за недобросовестное поведение (злоупотребление и умышленность) поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном уклонении от заключения контракта.
Комиссия Мурманского УФАС полагает, что для решения вопроса о включении в Реестр недобросовестных поставщиков необходимо подходить в каждом случае индивидуально, учитывая все обстоятельства дела.
Согласно письменным пояснениям ООО "Ярстроймонтаж" от 02 сентября 2015 г. N 14 Общество 10 августа 2015 года подписало электронной подписью контракт и прикрепило документ, подтверждающий предоставление обеспечение исполнения контракта (копию платежного поручения от 10.08.2015 г. N 285 на сумму 137 336 руб. (Сто тридцать семь триста тридцать шесть) рублей 70 копеек).
В пояснениях ООО "Ярстроймонтаж" указало, что в связи с отзывом лицензии у ОАО АКБ "ПРОБИЗНЕСБАНК" г. Москва, в котором открыт расчетный счет ООО "Ярстроймонтаж", счет организации оказался заблокирован, фактически Общество не имело и по сей день не имеет доступа к денежным средствам на счете, платежные поручения также остаются без исполнения. Оказать влияние на сложившуюся ситуацию ООО "Ярстроймонтаж" не в силах, однако Общество не имело умысла уклониться от заключения контракта.
Согласно сведениям, с официального сайта Центрального банка Российской Федерации http://www.cbr.ru/credit/likvidbase/LikvidBase.aspxPart=0#SL_2412 приказом от 12.08.2015 года NОД-2071 с 12 августа 2015 года отозвана лицензия на осуществление банковских операций у кредитной организации Акционерный Коммерческий Банк "ПРОБИЗНЕСБАНК" (Открытое Акционерное Общество) (регистрационный номер Банка России 2412).
Часть вторая статья 849 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает сроки по выдаче и перечислению со счета денежных средств клиента: банк обязан начать выполнение поручения клиента о безналичном перечислении не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа. Указанный срок может быть увеличен или уменьшен законом, банковскими правилами и договором банковского счета.
При определении сроков, указанных в статье 849 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду, что под термином "день" следует понимать "банковский" или "операционный" день, т. е. часы работы банка, в течение которых осуществляется обслуживание платежных документов. В соответствии с банковскими правилами и обычаями операционный день заканчивается за два часа до окончания работы банка. Если платежный документ поступил за пределами операционного дня, он считается принятым банком на следующий день.
Комиссия Мурманского УФАС пришла к выводу, что Общество не имело умысла уклониться от подписания контракта, предпринимало действия для заключения контракта. Факт уклонения ООО "Ярстроймонтаж" от заключения контракта, выразившийся в непредставлении обеспечения исполнения контракта, не свидетельствует о совершении юридическим лицом именно виновных, недобросовестных действий, а потому включение ООО "Ярстроймонтаж" в реестр недобросовестных поставщиков не является необходимой мерой ответственности и несоразмерно характеру допущенного нарушения.
Таким образом, осуществленное в соответствии с частью 18 статьи 44 Закона о контрактной системе блокирование операций по счету для проведения операций по обеспечению участия в аукционе в электронной форме участника размещения закупки - ООО "Ярстроймонтаж" (ИНН юридического лица: 7604261417, сведения об учредителях (физическом лице), членах коллегиального исполнительного органа, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридического лица: ИНН: 760309868833, ФИО: Африкян Армине Грачиковна; адрес: 150000, г. Ярославль, ул. Маланова, д.2, пом.1-9), подавшего заявку на участие в Электронном аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Электронном аукционе, подлежит прекращению.
Руководствуясь статьёй 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Мурманского УФАС России, решила:
Сведения в отношении общества с ограниченной ответственностью ООО "Ярстроймонтаж" (ИНН юридического лица: 7604261417, сведения об учредителях (физическом лице), членах коллегиального исполнительного органа, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридического лица: ИНН: 760309868833, ФИО: Африкян Армине Грачиковна; адрес: 150000, г. Ярославль, ул. Маланова, д.2, пом.1-9) в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 3 сентября 2015 г. N 06-09/РНП-51-80
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016