Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области
от 9 июля 2015 г. N 03-10/97-15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Томского УФАС России) в составе: председателя комиссии: | |
Алиева Р.А., |
заместителя руководителя-начальника отдела контроля закупок; |
членов комиссии: | |
Константинова В.А., |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок; |
Криворучко А.П., |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок; |
Иванова Р.М., |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок, |
в отсутствии представителей заказчика - Администрации муниципального образования "Город Кедровый", уведомленного о времени и месте рассмотрения дела N03-10/97-15 (исх.NАК/3401 от 06.07.2015) и приславшего заявление о рассмотрении жалобы без участия представителя заказчика (исх.N2152 от 09.07.2015), заявителя - ООО "Центр повышения энергетической эффективности", уведомленного о времени и месте рассмотрения дела (исх.NАК/3402 от 06.07.2015), рассмотрев дело N03-10/97-15, возбужденное по жалобе ООО "Центр повышения энергетической эффективности" (далее - заявитель) на действия заказчика при проведении открытого конкурса "Выполнение работ по разработке схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Город Кедровый", установила:
В Томское УФАС России обратилось ООО "Центр повышения энергетической эффективности" (далее - заявитель) (вх.N3493 от 03.07.2015) с жалобой, поданной в срок и соответствующей ст.105 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ), на действия ООО "Центр повышения энергетической эффективности" (далее - заявитель) на действия заказчика при проведении открытого конкурса "Выполнение работ по разработке схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Город Кедровый" (извещение N0165300011415000011), (далее - электронный аукцион), нарушающие, по мнению заявителя, законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
1. Заявитель считает, что заказчик нарушил требования ч.9 ст.32 Закона 44-ФЗ, не правильно установив критерии оценки заявок и их величин значимости.
В соответствии с п.2 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 28 ноября 201З г. N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила), минимальная значимость стоимостных критериев оценки - 20%, максимальная значимость нестоимостных критериев оценки - 80%, могут быть установлены только для "исполнения (как результат интеллектуальной деятельности), финансирование проката или показа национального фильма, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ".
Работы по разработке схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения не относятся ни к одной из вышеперечисленных категорий.
2. Заявитель сообщает, что заказчиком в пп.а) п.2.2.3 ч.1.22 Информационной карты открытого конкурса установлен следующий показатель оценки: Наличие у участника конкурса сертификата соответствия системе менеджмента качества 1509001-2011.
ГОСТ Р 150 9001-2011 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут использоваться дпя внутреннего применения организациями, в целях сертификации или заключения контрактов. Он направлен на результативность системы менеджмента качества при выполнении требований потребителей.
Стандартом менеджмента качества 1509001-2011 сертифицируется не качество продукции, а сам процесс производства и управления компанией. Получение данного сертификата является добровольным решением организации независимо от ее организационно-правовой формы. В связи с этим, по мнению заявителя, требование заказчика о наличии указанного сертификата нарушает его права в части участия в открытом конкурсе.
3. ООО "Центр повышения энергетической эффективности" указывает, что в пп.б) п.2.2.3 ч.1.22 Информационной карты открытого конкурса заказчик установил следующий показатель оценки: Наличие у участника конкурса сертификата соответствия системе менеджмента качества 15050001-2011.
Система менеджмента 150 50001-2011 - международный стандарт дпя управления энергосистемами, который определяет требования дпя установки, внедрения, сопровождения и улучшения системы энергоменеджмента, цель которой - позволить организации следовать системному подходу в достижении последовательного улучшения энергосистемы, включая энергоэффективность, энергобезопасность, энергопотребление.
Применение системы менеджмента 150 50001-2011 к предмету закупки не относится. Получение данного сертификата является добровольным решением организации независимо от ее организационно-правовой формы. В связи с этим, требование заказчика о наличии указанного сертификата нарушает права заявителя в участии в открытом конкурсе.
4. Заявитель также оспаривает показатель оценки, установленный в пп.2.2.4 пункта 1.22 Информационной карты открытого конкурса, а именно:
- Наличие у участника конкурса специалистов, имеющих ученую степень (не менее 5 человек)
- Наличие у участника конкурса специалистов, имеющих сертификат соответствия системе менеджмента качества IS0 9001-2011, (не менее 10 человек)
- Наличие у участника конкурса специалистов, имеющих сертификат соответствия системе экологического менеджмента стандарта ИСО 14001-2007, (не менее 10 человек).
- Наличие у участника конкурса специалистов, имеющих сертификат соответствия системе энергетического менеджмента стандарта ИСО 50001-2011, (не менее 5 человек).
Как поясняет заявитель, ISO 9001-2011 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут использоваться для внутреннего применения организациями, в целях сертификации или заключения контрактов. Он направлен на результативности системы менеджменты качества при выполнении требований потребителей. Стандартом менеджмента качества ISO 9001-2011 сертифицируется не качество продукции, а сам процесс производства и управления компанией.
Применение системы менеджмента ISO 9001-2011 к предмету закупки не относится. Стандарт ИСО 14000-2007 - международный стандарт по созданию системы экологического менеджмента. ИСО 14000-2007 представляет собой семейство стандартов, связанных с окружающей средой, которое существует, чтобы помочь организациям:
- свести к минимуму негативное влияние деятельности организации на окружающую среду;
- соблюдать применимые законы, правила и другие экологически ориентированные
требования;
- постоянно совершенствоваться в приведенном выше.
Применение системы менеджмента 150 14000-2007 к предмету закупки не относится. Система менеджмента 150 50001-2011 - международный стандарт для управления энергосистемами, который определяет требования для установки, внедрения, сопровождения и улучшения системы энергоменеджмента, цель которой - позволить организации следовать системному подходу в достижении последовательного улучшения энергосистемы, включая энергозффективность, энергобезопасность, энергопотребление.
Применение системы менеджмента 150 50001-2011 к предмету закупки не относится. Получение данных сертификатов является добровольным решением организации независимо от ее организационно-правовой формы. В связи с этим, по мнению заявителя, требование заказчика о наличии указанных сертификатов нарушает его права в части участия в открытом конкурсе, нарушает основные принципы конкуренции, равноправности между участниками закупки, заложенные в Законе 44-ФЗ.
На основании изложенного заявитель просит признать документацию по закупке N0148ЗОО02191500001б несоответствующей законодательству; обязать Заказчика устранить нарушения.
Представитель заказчика в письменной отзыве на жалобу пояснил следующее:
Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении", схема теплоснабжения документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Согласно ч.5 ст.38 Закона N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" схемы водоснабжения и водоотведения учитывают результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и содержат:
1) основные направления, принципы, задачи и плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения;
2) прогнозные балансы потребления горячей, питьевой, технической воды, количества и состава сточных вод сроком не менее чем на 10 лет с учетом различных сценариев развития поселений, городских округов;
3) зоны централизованного и нецентрализованного водоснабжения (территорий, на которых водоснабжение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения соответственно) и перечень централизованных систем водоснабжения и водоотведения;
4) карты (схемы) планируемого размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
5) границы планируемых зон размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
6) перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения и водоотведения в разбивке по годам, включая технические обоснования этих мероприятий и оценку стоимости их реализации.
Частью 6 ст.32 Закона 44-ФЗ установлено, что сумма величин значимости критериев, указанных в п.п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона 44-ФЗ, при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в целях заключения контрактов на исполнения (как результат интеллектуальной деятельности), а также на финансирование проката или показа национального фильма, на выполнение научно-исследовательских, опытно--конструкторских или технологических работ должна составлять не менее чем двадцать процентов суммы величин значимости всех критериев.
На основании вышеизложенного заказчик считает, что не нарушил требования Закона 44-ФЗ, установив величину значимости критерия "Цена контракта" 20%.
Заказчик считает, что разработка схем относится к научно-исследовательским работами и на основании этого в Информационной карте открытого конкурса устанавливлен следующий показатель оценки: наличие у участника конкурса сертификата соответствия системе менеджмента качества IS0 9001-2011.
На основании изложенного, заказчик считает жалобу необоснованной.
Изучив доводы жалобы ООО "Центр повышения энергетической эффективности", проведя внеплановую проверку на основании ч.15.ст.99 Закона 44-ФЗ всех материалов закупки N0165300011415000011, Комиссия Томского УФАС России установила:
Извещение N0165300011415000011, о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе опубликованы на сайте www.zakupki.gov.ru 01.07.2015.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет 135 000 рублей.
Заказчик: Администрация муниципального образования "Город Кедровый".
Предмет контракта: Выполнение работ по разработке схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Город Кедровый".
В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.8 ст.32 Закона 44-ФЗ порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В соответствии с п. 3 Приложения, минимальная значимость стоимостных критериев оценки - 20 %, максимальная значимость нестоимостных критериев оценки - 80%, могут быть установлены только для обеспечения муниципальных нужд: "исполнение (результат интеллектуальной деятельности), финансирование проката или показа национального фильма, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ".
Как следует из извещения о проведении открытого конкурса, размещенного на официальном сайте, а также из документации об открытом конкурсе, предметом муниципального контракта является выполнение работ по разработке схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Город Кедровый".
Работы по разработке схем водоснабжения и водоотведения не относятся к научно-исследовательским, опытно-конструкторским или технологическим работам.
Согласно п.1.22 Информационной карты открытого конкурса оценка заявок осуществляется комиссией по следующим критериям:
N п/п |
Наименование критерия оценки |
Значимость критерия оценки, в случае, если предложение о цене контракта до 25% ниже начальной (максимальной) цены контракта |
Значимость критериев оценки, в случае, если предложение о цене контракта на 25% и более ниже начальной (максимальной) цены контракта |
|
|
А |
Б |
1 |
Цена контракта |
20% |
10% |
3 |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок |
40% |
45% |
2 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
40% |
45% |
Совокупная значимость критериев |
100% |
100% |
В соответствии с Приложением к правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства N1085 для вышеуказанных работ должны быть установлены следующие предельные величины значимости:
- минимальная значимость стоимостных критериев оценки - 60 %;
- максимальная значимость нестоимостных критериев оценки - 40%.
Таким образом, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что заказчиком при установлении величин значимости критериев оценки нарушена ч. 9 ст. 32 Закона 44-ФЗ.
Комиссия Томского УФАС России установила, что наличие сертификатов соответствия системе менеджмента качества ISO 9001-2011, сертификата соответствия системе энергетического менеджмента ISO 50001-2011, наличие у участника конкурса специалистов, имеющих сертификат соответствия системе менеджмента качества ISO 9001-2011, (не менее 10 человек), наличие у участника конкурса специалистов, имеющих сертификат соответствия системе экологического менеджмента стандарта ИСО 14001-2007, (не менее 10 человек), наличие у участника конкурса специалистов, имеющих сертификат соответствия системе энергетического менеджмента стандарта ИСО 50001-2011, (не менее 5 человек) установлено заказчиком в конкурсной документации в качестве показателя, по которому в соответствии с критерием "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" конкурсная комиссия оценивает заявки на участие в открытом конкурсе.
Установление в конкурсной документации данного показателя не противоречит ч.1 ст.32 Закона 44-ФЗ. Отсутствие у участника закупки указанных сертификатов не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.
Исходя из выше указанного, Комиссия Томского УФАС России, пришла к выводу, что дальнейшее осуществление закупки может привести к нарушению прав и законных интересов участников закупки и необходимости выдачи заказчику предписания о внесении изменений в конкурсную документацию.
На основании установленного, руководствуясь ст.32, ст.50, ч.15, 22 ст.99 Закона 44-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Центр повышения энергетической эффективности" на действия ООО "Центр повышения энергетической эффективности" (далее - заявитель) на действия заказчика при проведении открытого конкурса "Выполнение работ по разработке схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Город Кедровый" частично обоснованной.
2. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем внесения изменений в конкурсную документацию (извещение N0165300011415000011).
Председатель комиссии |
|
Алиев Р.А. |
Члены комиссии |
|
Константинов В.А |
|
|
Криворучко А.П.
Иванов Р.М. |
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений в сфере закупок
по делу N03-10/97-15
09.07.2015 г. Томск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Томского УФАС России) в составе: председателя комиссии: | |
Алиева Р.А., |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок; |
членов комиссии: | |
Константинова В.А., |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок; |
Криворучко А.П., |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок; |
Иванова Р.М., |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок; |
на основании решения от 09.07.2015, принятого по делу N03-10/97-15, возбужденному по жалобе ООО "Центр повышения энергетической эффективности" на действия заказчика при проведении открытого конкурса "Выполнение работ по разработке схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Город Кедровый" (извещение N0165300011415000011) и руководствуясь п.2 ч.22 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ), предписывает:
Заказчику - Администрации муниципального образования "Город Кедровый"", допустившему при проведении электронного аукциона нарушение ч.9 ст.32 Закона 44-ФЗ в результате установления в конкурсной документации величины значимости критериев оценки заявок не в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 201З г. N1085 (далее - Правила), прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, для чего в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания:
1) Внести изменения в конкурсную документацию (извещение N0165300011415000011) в соответствии с Правилами.
2) В течение трехдневного срока, со дня исполнения настоящего предписания, направить в Томское УФАС России информацию и копии документов, подтверждающие исполнение настоящего предписания.
Председатель комиссии |
|
Алиев Р.А. |
Члены комиссии |
|
Константинов В.А. |
|
|
Криворучко А.П.
|
|
|
Иванов Р.М. |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 9 июля 2015 г. N 03-10/97-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016