Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
N К15/94 (опубликовано 8 сентября 2015 г.)
Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
в присутствии представителя ответчика - администрации Аромашевского муниципального района - Казанцевой Елены Александровны (доверенность N 66 от 19.08.2015), -рассмотрев дело N К15/94, возбужденное по признакам нарушения администрацией Аромашевского муниципального района (627350, Аромашевский р-н, с. Аромашево, ул. Ленина, д. 166) ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ходе проведения планового контрольного мероприятия, проведенного уполномоченной инспекцией Управления 19.05.2015 - 05.06.2015 (акт N 08 от 05.06.2015) в отношении администрации Аромашевского муниципального района, возбуждено дело N К15/94 по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в:
- неприведении в соответствии с действующим законодательством Административного регламента по предоставлению администрацией Аромашевского муниципального района муниципальной услуги "Принятие решений о проведении ярмарок на территории Аромашевского муниципального района", утв. постановлением администрации от 06.07.2012 г. N 46;
- принятие акта - Административный регламент по предоставлению администрацией Аромашевского муниципального района муниципальной услуги "Выдача разрешений на право организации розничного рынка и предоставлении информации о выданных разрешениях для внесения в реестр розничных рынков Тюменской области", утв. постановлением администрации от 06.07.2012 г. N 47, - устанавливающего не предусмотренные действующим законодательством требования к хозяйствующим субъектам, которые могут привести к ограничению конкуренции.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции одним из оснований для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного, приказом Тюменского УФАС России от 30.07.2015 N 419 в отношении администрации Аромашевского муниципального района было возбуждено дело по признакам нарушения ч. 1 ст.15 Закона о защите конкуренции.
В заседании комиссии по рассмотрению настоящего дела представитель ответчика вменяемое нарушение антимонопольного законодательства признала, пояснив при этом, что в целях устранения выявленного нарушения администрацией Аромашевского муниципального района в указанные муниципальные правовые акты внесены соответствующие изменения.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона о защите конкуренции в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 26.08.2015, 14:00 час.
Исследовав письменные доказательства по делу, принимая во внимание представленные объяснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "о розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ" (далее - Закон о розничных рынках) порядок организации деятельности ярмарок устанавливается нормативными правовыми актами субъектов РФ. В развитие указанного положения федерального закона постановлением Правительства Тюменской области от 27.12.2013 N 600-п утвержден Порядок организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них в Тюменской области (далее - Порядок), который устанавливает порядок организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них в Тюменской области, а также требования к организации продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг на ярмарках, а именно:
- определен порядок принятия решения о проведении ярмарки, в том числе установлены требования к перечню документов, прилагаемых к заявлению о проведении ярмарки;
- определен порядок предоставления торговых мест на ярмарке;
- установлены требования к организации продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарках.
Вместе с тем, в ходе проведения анализа Административного регламента по предоставлению администрацией Аромашевского муниципального района муниципальной услуги "Принятие решений о проведении ярмарок на территории Аромашевского муниципального района", утв. постановлением администрации от 06.07.2012 N 46 (далее - Регламент о проведении ярмарок) установлено, что Регламент о проведении ярмарок не соответствует указанному Порядку в части перечня документов, которые необходимо прикладывать к заявлению о проведении ярмарки.
Так, согласно п. 2.11 Порядка, решение о проведении ярмарки, организатором которой выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принимается на основании письменного заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя о проведении ярмарки (далее - заявление).
При этом, заявление должно содержать:
а) наименование и юридический адрес организатора ярмарки;
б) тип ярмарки;
в) место и срок проведения ярмарки. Срок проведения ярмарки может указываться в днях, неделях, месяцах, а также определенными периодами, например ярмарки выходного дня.
г) размер платы за предоставление оборудованных торговых мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (уборкой территории, проведением ветеринарно-санитарной экспертизы и других услуг), с учетом необходимости компенсации затрат на организацию ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, в случае предоставления торговых мест на платной основе;
К заявлению прилагаются:
выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), включающая сведения о постановке юридического лица (индивидуального предпринимателя) на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица (индивидуального предпринимателя);
копия документа, подтверждающего право собственности на объект (объекты) недвижимого имущества, на которых предполагается проведение ярмарки, - в случае если организатором ярмарки является собственник указанного объекта (объектов), или договор, подтверждающий право пользования объектом (объектами) недвижимого имущества, либо иной договор, заключенный с правообладателями объекта (объектов) недвижимого имущества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, не запрещающие проведение ярмарки в указанном месте в пределах срока указанных договоров, - в случае если организатор ярмарки не является собственником указанного объекта (объектов);
утвержденный организатором план мероприятий;
информация уполномоченного органа Министерства внутренних дел Российской Федерации о возможности организации временных автостоянок для парковки личного автотранспорта и регулирования движения автотранспорта в местах проведения ярмарки.
Между тем, согласно п. 2.9 Регламента о проведении ярмарок, для предоставления муниципальной услуги в части приема заявления и документов, необходимых для получения разрешения необходимы следующие документы:
заявление о предоставления решения о проведении ярмарки на фирменном бланке;
копии учредительных документов;
выписка из ЕГРЮЛ или ее нотариально удостоверенная копия;
нотариально удостоверенная копии свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;
нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок;
справка о предполагаемом количестве работников, занятых на ярмарке и среднем уровне заработной платы, заверенная руководителем и бухгалтером.
Таким образом, перечень документов, необходимых для получения разрешения, определенный Регламентом о проведении ярмарок, не соответствует п. 2.11 действующего Порядка, а именно устанавливает требования о предоставлении документов, не предусмотренных Порядком, как-то:
- нотариально удостоверенной копии свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе и документа, подтверждающего право на объект или объекты недвижимости;
- копии учредительных документов;
- справки о предполагаемом количестве работников, занятых на ярмарке и среднем уровне заработной платы, заверенная руководителем и бухгалтером.
В том числе, Регламент о проведении ярмарок не соответствует Порядку в части указания оснований для отказа в проведении ярмарки (п. 2.13 Регламента о проведении ярмарок).
Вместе с тем, предъявление к хозяйствующим субъектам требований, предусмотренных действующим законодательством РФ, может привести к ограничению конкуренции, что запрещено ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
2. Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон о розничных рынках) разрешение на право организации рынка (далее - разрешение) для предоставления разрешения также необходимы следующие документы:
1) копии учредительных документов (оригиналы учредительных документов в случае, если верность копий не удостоверена нотариально);
2) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или ее удостоверенная копия, включающая сведения о постановке юридического лица на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица;
3) удостоверенная копия документа, подтверждающего право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок.
В свою очередь, в соответствии с п. 2.9. Регламента по предоставлению администрацией Аромашевского муниципального района муниципальной услуги "Выдача разрешений на право организации розничного рынка и предоставлении информации о выданных разрешениях для внесения в реестр розничных рынков Тюменской области", утв. постановлением администрации от 06.07.2012 г. N 47 (далее - Регламент), для предоставления муниципальной услуги в части приема заявления и документов, необходимых для получения разрешения, необходимы следующие документы:
заявление о предоставлении разрешения на право организации розничного рынка на фирменном бланке;
копии учредительных документов;
выписка из ЕГРЮЛ или ее нотариально удостоверенная копия;
нотариально удостоверенная копия свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;
нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок.
Согласно п. 2.13 Регламента, основаниями для отказа в приеме заявления являются:
- отсутствие у представителя организации документа, подтверждающего полномочия;
- наличие неполного комплекта документов, перечисленных в приложении N 1 к настоящему Регламенту (прим.: соответствует перечню документов, указанному в п. 2.9 Регламента).
Указанный перечень документов, необходимых для получения разрешения на право организации розничного рынка (приложение N 1 к Регламенту, п. 2.9 Регламента), не соответствует ч. 2 ст. 5 действующей в настоящее время редакции Закона о розничных рынках (пп. 1-5), в соответствии с которыми предоставление нотариально удостоверенной копии свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе не требуется, а также отсутствует требование о предоставлении нотариально удостоверенных копий документов, перечисленных в ч. 2 ст. 5 Закона (п. 2.9 Регламента).
Кроме того, требование Регламента о предоставлении документов, указанных в пп. 1-5 п. 2.9 Регламента исключительно заявителем не соответствует положениям ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 210-ФЗ от 27.07.2010 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в соответствии с которой, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя, в том числе:
- представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
- представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
Так, если заявитель не представит документы, указанные в пп. 3, 5 Регламента, то они должны запрашиваться уполномоченным органом в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых такие документы находятся.
Учитывая изложенное, действия администрации Аромашевского муниципального района, в части принятия акта, устанавливающего требования к предоставлению документов необходимых, для получения разрешения, не предусмотренные ч. 2 ст. 5 Закона о розничных рынках, могут привести к ограничению конкуренции.
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия, в том числе указанные в данной норме).
Таким образом, в действиях администрации Аромашевского муниципального района содержится нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в:
- неприведении в соответствии с действующим законодательством Административного регламента по предоставлению администрацией Аромашевского муниципального района муниципальной услуги "Принятие решений о проведении ярмарок на территории Аромашевского муниципального района", утв. постановлением администрации от 06.07.2012 г. N 46;
- принятие акта - Административный регламент по предоставлению администрацией Аромашевского муниципального района муниципальной услуги "Выдача разрешений на право организации розничного рынка и предоставлении информации о выданных разрешениях для внесения в реестр розничных рынков Тюменской области", утв. постановлением администрации от 06.07.2012 г. N 47, - устанавливающего не предусмотренные действующим законодательством требования к хозяйствующим субъектам, которые могут привести к ограничению конкуренции.
Вместе с тем, в материалы дела ответчиком предоставлены документы, свидетельствующие об устранении выявленных нарушений, а именно:
- постановление от 12.08.2015 N 52 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального района от 06.07.52012 N 46";
- постановление от 12.08.2015 N 53 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального района от 06.07.52012 N 47".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьей 49, статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать в действиях администрации Аромашевского муниципального района нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в:
- неприведении в соответствии с действующим законодательством Административного регламента по предоставлению администрацией Аромашевского муниципального района муниципальной услуги "Принятие решений о проведении ярмарок на территории Аромашевского муниципального района", утв. постановлением администрации от 06.07.2012 г. N 46;
- принятии акта - Административного регламента по предоставлению администрацией Аромашевского муниципального района муниципальной услуги "Выдача разрешений на право организации розничного рынка и предоставлении информации о выданных разрешениях для внесения в реестр розничных рынков Тюменской области", утв. постановлением администрации от 06.07.2012 г. N 47, - устанавливающего не предусмотренные действующим законодательством требования к хозяйствующим субъектам, которые могут привести к ограничению конкуренции, -
Производство по делу прекратить в связи с добровольным устранением нарушения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области N К15/94 (опубликовано 8 сентября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016