Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
(опубликовано 3 августа 2010 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 29.07.2010
Решение в полном объеме изготовлено 03.08.2010
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Комиссия) по рассмотрению дела N 167-15к о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <> - председатель комиссии; <> - член комиссии,
в присутствии:
представителя ответчика - администрации Таловского муниципального района Воронежской области: <> МУ "Отдел по управлению муниципальным имуществом" <>
в отсутствие надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела представителя заинтересованного лица - ОАО "ЦентрТелеком",
рассмотрев дело N 167-15к, возбужденное 20.07.2010 по признакам нарушения администрацией Таловского муниципального района Воронежской области части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона РФ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области в рамках проведения контрольного мероприятия по соблюдению антимонопольного законодательства органами власти, органами местного самоуправления был выявлен факт издания 27.01.2010 администрацией Таловского муниципального района Воронежской области (далее - Администрация) постановления N 170 "О заключении договора аренды нежилого помещения с ОАО "ЦентрТелеком", в соответствии с которым между администрацией и ОАО "ЦентрТелеком" 27.01.2010 был заключен договор аренды N 3 нежилого помещения, общей площадью 34,9 кв.м., расположенного по адресу: ул. Центральная, 123, с. Вязовка, Таловский район, Воронежская обл.
Воронежским УФАС России 20.07.2010 было возбуждено дело в отношении Администрации по признакам нарушения статей 15, 17.1 Закона "О защите конкуренции".
В ходе заседания Комиссии представитель Ответчика пояснил, что основанием для издания постановления N 170 "О заключении договора аренды нежилого помещения с ОАО "ЦентрТелеком" и заключения договора аренды N 12 от 27.12.2010 на срок с 01.01.2010 до 30.12.2010 послужило неоднократное предыдущее заключение договоров аренды именно этого нежилого помещения с этим хозяйствующим субъектом. Также представитель Ответчика пояснил, что указанное нежилое помещение используется в целях размещения оборудования АТС, осуществляющей обслуживание населения Таловского района по предоставлению услуг связи.
Изучив материалы дела, истребованные правовые акты и документы, выслушав доводы и возражения, Комиссия пришла к следующему выводу.
27.01.2010 Администрацией издано постановление N 170 "О заключении договора аренды нежилого помещения с ОАО "ЦентрТелеком", в котором целевым образом без проведения торгов содержится указание о заключении договора аренды нежилого помещения, площадью 34,9 кв.м., расположенного по адресу: ул. Центральная, 123, с. Вязовка, Таловский район, Воронежская обл. на срок менее одного года с ОАО "ЦентрТелеком".
Договор аренды нежилого помещения N 12 от 27.01.2010 с ОАО "ЦентрТелеком" был заключен Администрацией на новый срок без проведения процедуры торгов.
В соответствии с разъяснениями ФАС России по применению ст. 17.1 Закона "О защите конкуренции" возможно без проведения торгов заключение на новый срок договоров аренды муниципального имущества, заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Закона N209-ФЗ, и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых.
ОАО "ЦентрТелеком" нельзя отнести к субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 31 Информационного письма N 66 от 11.01.2002 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации договор аренды, заключенный на новый срок, является новым договором аренды. Таким образом, при заключении Администрацией договоров на новый срок, у сторон возникли новые правоотношения, которые в соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим на момент их возникновения.
В соответствии с Уставом Таловского муниципального района Воронежской области, органы местного самоуправления муниципального района самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом.
Устав Таловского муниципального района Воронежской области закрепляет за Администрацией статус исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления.
Статья 15 Закона "О защите конкуренции" устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Статья 17.1 содержит исчерпывающий перечень видов хозяйствующих субъектов (юридических и физических лиц), с которыми заключение договоров аренды муниципального имущества на новый срок возможно без соблюдения процедуры проведения торгов (конкурса, аукциона). Также в данной статье Закона "О защите конкуренции" содержаться необходимые условия заключения договоров, предусматривающих переход прав владения или пользования без соблюдения конкурсных процедур.
Исходя из вышеизложенного, с момента вступления в силу статьи 17.1 Закона "О защите конкуренции", заключение договоров на новый срок без проведения торгов, в том числе заключение дополнительных соглашений, увеличивающих срок договоров, является нарушением требований, предусмотренных статьей 17.1 Закона "О защите конкуренции".
Передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту - ОАО "ЦентрТелеком" без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного хозяйствующего субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении государственного или муниципального имущества.
Передача прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.
Таким образом, передача целевым образом без проведения торгов собственником имущества - Администрацией прав владения и (или) пользования муниципальным имуществом - нежилым помещением площадью 34,9 кв.м., расположенного по адресу: ул. Центральная, 123, с. Вязовка, Таловский район, Воронежская обл. ОАО "ЦентрТелеком" путем издания 27.01.2010 постановления N 170 "О заключении договора аренды нежилого помещения с ОАО "ЦентрТелеком" и последующим заключением договора аренды N 12 указанного нежилого помещения является нарушением статей 15, 17.1 Закона "О защите конкуренции".
Учитывая изложенное, Комиссией установлен факт нарушения администрацией Таловского муниципального района статьи 15, части 1 статьи 17.1 Закона "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать администрацию Таловского муниципального района Воронежской области нарушившей статью 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части принятия нормативного правового акта, реализация которого приводит или может привести к ограничению конкуренции.
2. Признать администрацию Таловского муниципального района Воронежской области нарушившей статью 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части заключения договора аренды муниципального имущества на новый срок с хозяйствующим субъектом, с которым заключение договоров аренды муниципального имущества на новый срок не возможно без соблюдения процедуры проведения торгов (конкурса, аукциона).
3. Выдать администрации Таловского муниципального района Воронежской области предписание о прекращении выявленных нарушений антимонопольного законодательства по истечении срока аренды нежилого помещения, установленного договором N 12 от 27.01.2010 и о совершении действий направленных на обеспечение конкуренции.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (опубликовано 3 августа 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016