Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
N 472 (опубликовано 8 сентября 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 07.09.2015 г.
Полный текст решения изготовлен 08.09.2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии<_> рассмотрев дело N 284, возбужденное по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" N 135-ФЗ в отношении администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования, в связи с бездействием по приведению в соответствие с действующим законодательством нормативного акта органа местного самоуправления-постановления N 269 от 12.03.2015 г. "Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже рекламных конструкций на территории муниципального района Усольского муниципального образования", в части п.п. "ж" п. 44,предусматривающего отказ в предоставлении услуги - выдачи разрешения на установку рекламной конструкции в случае, если до участия в торгах (в форме конкурса или аукциона) было допущено лицо, занимающее преимущественное положение в сфере распространения наружной рекламы на момент подачи заявки на участие в торгах, либо приобретающее такое положение по результатам торгов, которое определялось в соответствии с частями 5.2-5.5., 9.1. ст. 19 ФЗ "О рекламе", упраздненными, вступившим в силу федеральным законом от 21.07.2014 N 264-ФЗ, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности необоснованному препятствованию осуществления деятельности хозяйствующими субъектами, занимающими преимущественное положение в сфере распространения рекламы на момент подачи заявки на участие в торгах или приобретающими преимущественное положение по результатам торгов, установила:
Приказом Иркутского УФАС России N 284 от 11.08.2015 г. возбуждено дело по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" в отношении администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования, в связи с бездействием по приведению в соответствие с действующим законодательством нормативного акта органа местного самоуправления-постановления N 269 от 12.03.2015 г. "Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже рекламных конструкций на территории муниципального района Усольского муниципального образования", в части п.п. "ж" п. 44,предусматривающего отказ в предоставлении услуги - выдачи разрешения на установку рекламной конструкции в случае, если до участия в торгах (в форме конкурса или аукциона) было допущено лицо, занимающее преимущественное положение в сфере распространения наружной рекламы на момент подачи заявки на участие в торгах, либо приобретающее такое положение по результатам торгов которое определялось в соответствии с частями 5.2-5.5., 9.1. ст. 19 ФЗ "О рекламе", упраздненными, вступившим в силу федеральным законом от 21.07.2014 N 264-ФЗ, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности необоснованному препятствованию осуществления деятельности хозяйствующими субъектами, занимающими преимущественное положение в сфере распространения рекламы на момент подачи заявки на участие в торгах или приобретающими преимущественное положение по результатам торгов.
На рассмотрении дела представитель ответчика признала нарушение антимонопольного законодательства, пояснив при этом, что постановлением администрации N 449 от 02.09.2015 г., нарушение антимонопольного законодательства добровольно устранено, постановление размещено на официальном сайте органа местного самоуправления, в связи с чем просила данное дело прекратить.
Кроме того, п.п. "ж" п. 44 административного регламента не послужил основанием для отказа лицам, обратившимся за предоставлением муниципальной услуги в период действия акта в данной редакции.
Комиссия, заслушав лицо, участвующее в деле, исследовав все имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно п. 20 Административного регламента, утв. постановлением N 269 от 13.03.2015 г., под муниципальной услугой понимается выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже рекламных конструкций на территории муниципального района Усольского муниципального образования.
Подпунктом "ж" пункта 44 установлено, что основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является нарушение требований, установленных частями 5.1.-5.7. и 9.1. статьи 19 ФЗ "О рекламе".
Статья 19 ФЗ "О рекламе" определяет требования к установке и эксплуатации рекламных конструкций.
Части 5.2. - 5.5., 9.1. ст. 19 ФЗ "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006, устанавливали ограничения участия в аукционе лиц, занимающих преимущественное положение в сфере распространения рекламы на момент подачи заявки на участие в торгах или приобретали преимущественное положение по результатам торгов.
В том числе, разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе независимо от формы собственности недвижимого имущества выдавалось лицу, не занимающему преимущественного положения в сфере распространения наружной рекламы в соответствии с частями 5.3 и 5.4 настоящей статьи.
Вступившим в силу Федеральным законом от 21.07.2014 N 264-ФЗ, части 5.2-5.5., 9.1., ст. 19 ФЗ "О рекламе", упразднены.
Применение частей 5.2-5.5. ст. 19 ФЗ "О рекламе" может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе необоснованному препятствованию осуществления деятельности отдельных хозяйствующим субъектов на рынке установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории Усольского района.
Часть 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Следовательно, администрацией муниципального района Усольского районного муниципального образования нарушен п. 2 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" N 135-ФЗ, в результате бездействия по приведению в соответствие с действующим законодательством нормативного акта органа местного самоуправления-постановления N 269 от 12.03.2015 г. "Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже рекламных конструкций на территории муниципального района Усольского муниципального образования", в части п.п. "ж" п. 44,предусматривающего отказ в предоставлении услуги - выдачи разрешения на установку рекламной конструкции в случае, если до участия в торгах (в форме конкурса или аукциона) было допущено лицо, занимающее преимущественное положение в сфере распространения наружной рекламы на момент подачи заявки на участие в торгах, либо приобретающее такое положение по результатам торгов, которое определялось в соответствии с частями 5.2-5.5., 9.1. ст. 19 ФЗ "О рекламе", упраздненными, вступившим в силу федеральным законом от 21.07.2014 N 264-ФЗ, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности необоснованному препятствованию осуществления деятельности хозяйствующими субъектами, занимающими преимущественное положение в сфере распространения рекламы на момент подачи заявки на участие в торгах или приобретающими преимущественное положение по результатам торгов.
Довод представителя ответчика о том, что постановление N 449 от 02.09.2015 г. "О внесении изменений в административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций., утв. постановлением N 269 от 12.03.2015 г." вступило в силу с момента подписания мэром, признан Комиссией несостоятельным, в силу следующего.
Частью 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Вышеуказанное требование также продублировано в ч.3 ст. 47 Устава Усольского районного муниципального образования, утв. решением Усольской районной Думы от 31.05.2005 г. N 191.
Поскольку, предоставление муниципальной услуги -"Выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдачи предписаний о демонтаже рекламных конструкций на территории муниципального района Усольского муниципального образования" затрагивает права и интересы неопределенного круга лиц, нормативно-правовой акт, регламентирующий данные правоотношения подлежит официальному опубликованию в установленном печатном издании, после чего, считается вступившим в силу.
Следовательно, в данном случае недопустимо применение п. 2 ст. 47 Устава., согласно которому, постановления и распоряжения мэра района вступают в силу со дня их подписания указанным должностным лицом органа местного самоуправления.
Комиссия, исследовав и оценив, все имеющиеся в деле материалы, приходит к выводу о том, что оснований для прекращения дела о нарушении антимонопольного законодательства не имеется.
Вместе с тем, имеются основания для выдачи ответчику предписания о прекращении нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Признать администрацию муниципального района Усольского районного муниципального образования нарушившей п. 2 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", в связи с бездействием по приведению в соответствие с действующим законодательством нормативного акта органа местного самоуправления-постановления N 269 от 12.03.2015 г. "Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже рекламных конструкций на территории муниципального района Усольского муниципального образования", в части п.п. "ж" п. 44,предусматривающего отказ в предоставлении услуги - выдачи разрешения на установку рекламной конструкции в случае, если до участия в торгах (в форме конкурса или аукциона) было допущено лицо, занимающее преимущественное положение в сфере распространения наружной рекламы на момент подачи заявки на участие в торгах, либо приобретающее такое положение по результатам торгов, которое определялось в соответствии с частями 5.2-5.5., 9.1. ст. 19 ФЗ "О рекламе", упраздненными, вступившим в силу федеральным законом от 21.07.2014 N 264-ФЗ, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности необоснованному препятствованию осуществления деятельности хозяйствующими субъектами, занимающими преимущественное положение в сфере распространения рекламы на момент подачи заявки на участие в торгах или приобретающими преимущественное положение по результатам торгов.
2. Выдать администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования предписание о прекращении в срок до 18.09.2015 г. нарушения антимонопольного законодательства, в частности п. 2 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", в связи с бездействием по приведению в соответствие с действующим законодательством нормативного акта органа местного самоуправления-постановления N 269 от 12.03.2015 г. "Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже рекламных конструкций на территории муниципального района Усольского муниципального образования", в части п.п. "ж" п. 44,предусматривающего отказ в предоставлении услуги - выдачи разрешения на установку рекламной конструкции в случае, если до участия в торгах (в форме конкурса или аукциона) было допущено лицо, занимающее преимущественное положение в сфере распространения наружной рекламы на момент подачи заявки на участие в торгах, либо приобретающее такое положение по результатам торгов, которое определялось в соответствии с частями 5.2-5.5., 9.1. ст. 19 ФЗ "О рекламе", упраздненными, вступившим в силу федеральным законом от 21.07.2014 N 264-ФЗ, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности необоснованному препятствованию осуществления деятельности хозяйствующими субъектами, занимающими преимущественное положение в сфере распространения рекламы на момент подачи заявки на участие в торгах или приобретающими преимущественное положение по результатам торгов, путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно: отмены или изменения п.п. "ж" п. 44 Регламента и приведения его в соответствие с ФЗ "О рекламе", о чем в срок до 18.09.2015 г. представить в Иркутское УФАС информацию.
3. Копии решения и предписания направить в адрес администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Решение и предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 257
08.09.2015 г. г. Иркутск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области в составе: <_> руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения N 472 от 08.09.2015 г. о признании администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования (д. 1, ул. Свердлова, г. Усолье-Сибирское, Иркутская область, 665452) нарушившей п. 2 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ, предписывает:
Администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования прекратить в срок до 18.09.2015 г. нарушение антимонопольного законодательства, в частности п. 2 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", в связи с бездействием по приведению в соответствие с действующим законодательством нормативного акта органа местного самоуправления-постановления N 269 от 12.03.2015 г. "Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже рекламных конструкций на территории муниципального района Усольского муниципального образования", в части п.п. "ж" п. 44,предусматривающего отказ в предоставлении услуги - выдачи разрешения на установку рекламной конструкции в случае, если до участия в торгах (в форме конкурса или аукциона) было допущено лицо, занимающее преимущественное положение в сфере распространения наружной рекламы на момент подачи заявки на участие в торгах, либо приобретающее такое положение по результатам торгов, которое определялось в соответствии с частями 5.2-5.5., 9.1. ст. 19 ФЗ "О рекламе", упраздненными, вступившим в силу федеральным законом от 21.07.2014 N 264-ФЗ, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности необоснованному препятствованию осуществления деятельности хозяйствующими субъектами, занимающими преимущественное положение в сфере распространения рекламы на момент подачи заявки на участие в торгах или приобретающими преимущественное положение по результатам торгов, путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно: отмены или изменения п.п. "ж" п. 44 Регламента и приведения его в соответствие с ФЗ "О рекламе", о чем в срок до 18.09.2015 г. представить в Иркутское УФАС информацию.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области N 472 (опубликовано 8 сентября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016