Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
N 06-07/66-15 (опубликовано 8 сентября 2015 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля органов власти Гудкевич Е.В., специалист-эксперт отдела контроля органов власти Зайцева Ю.В.,
с участием представителей:
- организатора торгов - Северная дирекция инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" - Палёха О.А., Овчинниковой Е.А., Догадкиной О.Ю. (по доверенности).
Представители заявителя - ООО "ОДЕСснаб" на заседание Комиссии не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом (доказательства находятся в материалах дела),
рассмотрев 08.09.2015 жалобу ООО "ОДЕСснаб" на действия организатора закупки - Северная дирекция инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО ""ОДЕСснаб" на действия организатора закупки - Северная дирекция инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" (далее - организатор закупки) при организации и проведении торгов.
Обжалуемые торги - открытый аукцион N 6584/ОАЭ-ЦДИДМ/15 на право заключения договора поставки средств индивидуальной защиты для работников Северной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" (далее - аукцион).
Обжалуемые действия организатора торгов - неправомерное отклонение заявки ООО "ОДЕСснаб".
Как следует из жалобы ООО "ОДЕСснаб" действия организатора закупки противоречат части 2 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", поскольку с их стороны имел место неправомерный отказ Заявителю к допуске к участию в аукционе. Заявка ООО "ОДЕСснаб" на участие в открытом аукционе в электронной форме отклонена по причине несоответствия представленных Заявителем документов требованиям пункта 2.2 аукционной документации. В соответствии с пунктом 2.2 аукционной документации участник аукциона должен являться производителем товара либо обладать правом поставки товаров, представленным производителем. ООО "ОДЕСснаб" представил документы, подтверждающие право поставки товаров, а именно: дилерское письмо от производителя ООО "НПФ Лель", дилерское письмо от производителя ООО "РОСОМЗ", договор с ООО "Техноавиа-Санкт-Петербург", договор с ООО "Рабочие перчатки". Компания ООО "ОДЕСснаб" считает, что по всему перечню продукции ими представлены все необходимые документы в полном объеме.
Представители Организатора закупки считают, что каких-либо нарушений действующего законодательства при проведении аукциона допущено не было, представили письменные пояснения с правовым обоснованием своих доводов, а также запрашиваемые документы и материалы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы ООО "ОДЕСснаб" установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам. Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке. Требования к документации о закупке установлены частью 10 статьи 4 Закона о закупках.
На официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания, услуг www.zakupki.gov.ru, размещено Положение о закупке товаров, выполнении работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденное советом директоров ОАО "РЖД" 30.06.2014 (далее - Положение о закупках)
Положение разработано в соответствии с Законом о закупках, регламентирует закупочную деятельность ОАО "РЖД", устанавливает основные требования к закупке, порядок подготовки проведения процедур закупки, способы закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Порядок проведения открытого аукциона N 6584/ОАЭ-ЦДИДМ/15 на право заключения договора поставки средств индивидуальной защиты для работников Северной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", определен Положением о закупках, документацией открытого аукциона N 6584/ОАЭ-ЦДИДМ/15, утвержденной председателем конкурсной комиссии Северной железной дороги-филиала ОАО "РЖД" 24.07.2015 (далее - аукционная документация).
24.07.2015 на официальном сайте в сети Интернет размещено извещение о проведении аукциона. В один лот были объединены следующие наименования средств индивидуальной защиты: перчатки с полимерным покрытием, очки защитные открытые, очки защитные закрытые, ботинки юфтевые на маслобензостойкой подошве, полуботинки мужские кожаные МБС, куртка-ветровка с утеплителем из водонепроницаемой ткани, комплект для защиты от пониженных температур (куртка мужская утепленная, полукомбинезон мужской утепленный).
Пунктом 201 Положения о закупках установлено, что аукционная документация должна содержать, в том числе, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуг, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (требования устанавливаются с учетом взаимозаменяемости товаров, работ услуг); требования к претендентам и перечень документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пункту 161 Положения о закупках в документацию о закупке могут быть включены иные требования к участникам закупки. Включение таких требований допускается при наличии у заказчика соответствующего обоснования.
В соответствии с пунктом 2.2 аукционной документации участник должен являться производителем товара либо обладать правом поставки товаров, предоставленным производителем. Для подтверждения этого участник должен предоставить:
-документ, подтверждающий, что участник является производителем;
или
-информационное письмо, иной документ, выданный производителем, и/или дилерский договор с производителем товаров с приложением всех листов договора, приложений и спецификаций к нему о праве участника осуществлять поставку товара;
или
-договор с дилером/поставщиком или иной документ, выданный участнику дилером/поставщиком, с приложением копии договора, приложений и спецификаций к нему, заключенного между дилером/поставщиком и производителем, и/или информационных писем, иных документов, выданных производителем дилеру/поставщику.
В пункте 1.2 Обоснования квалификационных требований и требований технического задания на поставку средств индивидуальной защиты для работников Северной дирекции инфраструктуры в 2015 году от 30.06.2015 N 399 указано, что участник должен являться производителем товара либо обладать правом поставки товаров, предоставленным производителем. Данное требование гарантирует ответственность Участника/Победителя за качество поставляемых товаров по предмету аукциона. Данное требование также гарантирует, что Участник/Победитель располагает современной и достаточной материально-технической базой для поставки товара. Требования данного пункта относятся к квалификационным требованиям к участникам закупки, в целях определения допуска/недопуска участника закупки к участию в конкурсе.
Данные условия установлены организатором торгов с целью недопущения поставки контрафактного товара, поскольку средства индивидуальной защиты являются специальными товарами, которые должны соответствовать требованиям к безопасности жизни и здоровья людей и требованиям ГОСТ Р 12.04.236-2011, ГОСТ Р 12.4.219-99, ГОСТ 27643-88, ГОСТ 28507-90, ГОСТ Р 12.4.187-97, ГОСТ Р ЕН ИСО 20345-2011 (6.4), ТР ТС 019/2011, ЕН 166-2002.
Пунктом 6.7.3.4 аукционной документации установлено, что участник аукциона не допускается к участию в аукционе в случае несоответствия аукционной заявки требованиям аукционной документации, в том числе, если аукционная заявка не соответствует установленной форме, не содержит документов, иной информации, предусмотренной аукционной документацией.
Как следует из пояснений представителей организатора торгов, ООО "ОДЕСснаб" в составе аукционной заявки были представлены сертификат, информационное письмо, договоры с производителями, поставщиками.
В подтверждение права Заявителя на поставку перчаток с полимерным покрытием им представлен договор N 015/12 от 22.02.2012 с ООО "ТД Рабочие перчатки". Данный договор был заключен с протоколом разногласий, о чем свидетельствует подпись на титульном листе договора. Указанный протокол не был представлен организатору закупки в нарушение пункта 2.2 аукционной документации. Кроме того, ООО "ОДЕСснаб" была представлена декларация о соответствии на перчатки торговых марок 2Hands (Ту Хэндс) и Siberia (Сибериа), зарегистрированная таможенным союзом 06.03.2014 ТС N RU Д-CN.АЛ14.В.59670, выданная ООО "ТУ ХЭНДС РАША". Из указанной декларации видно, что производителем перчаток является организация "China Working Glowes Group CO.LTD". Однако взаимоотношения между ООО "ТД Рабочие перчатки" и ООО "ТУ ХЭНДС РАША", "China Working Glowes Group CO.LTD" заявителем в составе своей заявки документально не подтверждены.
Согласно Технического предложения ООО "ОДЕСснаб" заявлялись к поставке куртки-ветровки с утеплителем из водонепроницаемой ткани и комплекты защиты от пониженных температур (куртка мужская утепленная, полукомбинезон утепленный). В подтверждение Заявителем представлен договор поставки N 100-01/2013 от 21.01.2013, заключенный с ООО "Техноавиа-Санкт-Петербург", а также сертификаты соответствия N ТС RU C-RU.СЩ03.В.00425, N ТС RU C-RU.СЩ03.В.00559, выданные Производственно-внедренческому обществу с ограниченной ответственностью "Фирма "Техноавиа", которое является производителем указанной продукции. В статье 11.1 указанного договора сказано, что неотъемлемыми частями договора являются его приложение N 1 - форма Спецификации поставки, а также все Спецификации, оформляемые в качестве приложений к договору. Данные спецификации в составе заявки ООО "ОДЕСснаб" не представлены, что свидетельствует о нарушении пункта 2.2 аукционной документации. Кроме того, взаимоотношения между ООО "Техноавиа-Санкт-Петербург" и Производственно-внедренческого общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Техноавиа" заявителем в составе своей заявки документально не подтверждены.
Представители организатора торгов пояснили, что компания ООО "ОДЕСснаб" за разъяснением положений аукционной документации о предоставлении необходимых документов не обращалась.
Согласно Протоколу рассмотрения аукционных заявок N 6584/ОАЭ-ЦДИДМ/15 от 26.08.2015 на участие в данном открытом аукционе было подано четыре заявки, в том числе ООО "ОДЕСснаб". Заявителю (претендент с регистрационным N 3) было отказано в допуске к участию в открытом аукционе в связи с несоответствием квалификационному требованию, предусмотренному пунктом 2.2 аукционной документации.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу о том, что решение об отклонении заявки ООО "ОДЕСснаб" было принято заказчиком обоснованно, поскольку заявителем, в нарушение пункта 2.2 аукционной документации, не были представлены документы, предусмотренные аукционной документацией.
Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 247 Положения о закупках по итогам рассмотрения и оценки конкурсных заявок заказчик составляет протокол рассмотрения и оценки конкурсных заявок, в котором в том числе может содержаться следующая информация: наименование участников закупки, подавших конкурсные заявки; принятое заказчиком решение о допуске к участию в конкурсе или об отказе в допуске с обоснованием такого решения; результаты оценки конкурсных заявок участников, указанные в соответствии с присвоенными участникам по результатам оценки порядковыми номерами; заключение о взаимозаменяемости (эквивалентности) товаров, работ, услуг (при необходимости); предложения для рассмотрения комиссией.
Оформленный по результатам рассмотрения заявок Протокол рассмотрения заявок N 6584/ОАЭ-ЦДИДМ содержит предусмотренные Положением сведения, размещен в установленные сроки, в том числе на официальном сайте Российской Федерации о размещении заказов.
В отношении довода заявителя о нарушении организатором торгов положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" комиссия отмечает, что указанный нормативно-правовой акт утратил силу с 01.01.2014. Оспариваемый заявителем открытый аукцион проводился в соответствии с нормами Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", который распространяется на закупки товаров, работ, услуг в том числе государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия, решила:
1. Признать жалобу ООО "ОДЕСснаб" на действия организатора закупки - Северная дирекция инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона N 6584/ОАЭ-ЦДИДМ/15 необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные письмом Ярославского УФАС России от 02.09.2015 N 8298/06-07.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии Е.В. Гудкевич
Ю.В. Зайцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области N 06-07/66-15 (опубликовано 8 сентября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016