Резолютивная часть решения оглашена "03" сентября 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено "04" сентября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
рассмотрев дело N 1000/04 по признакам нарушения Администрацией г. Волгодонска (347360, Ростовская обл., г. Волгодонск, ул. Советская, 2; далее по тексту - Администрация), Комитетом по управлению имуществом г. Волгодонска (347360, Ростовская обл., г. Волгодонск, ул. Ленинградская, 10; далее по тексту - КУИ г. Волгодонска) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"),
в присутствии представителей ИП Белова Е.А. по доверенности, представителей КУИ г. Волгодонска по доверенности, в присутствии ИП Артюхова Ю.А., в отсутствии представителя Администрации, установила:
В Ростовское УФАС России поступило заявление ИП Белова Е.А. (вх. N 4884 от 02.04.2015 г.) о нарушении Администрацией, КУИ г. Волгодонска антимонопольного законодательства при продлении договоров аренды земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов.
В этой связи на основании приказа Ростовского УФАС России от 01.06.2015 г. N 339 возбуждено дело N 1000/04.
Определением Ростовского УФАС России от 04.06.2015 г. рассмотрение дела N 1000/04 назначено на 03.09.2015 г. в 14 час. 15 мин.
В ответ на определение от 04.06.2015 г. от Администрации поступили письменные пояснения (вх. N 10726 от 07.07.2015 г.) согласно которым, земельный участок, находящийся в кадастровом квартале 61:48:0040203 по ул. Весенней в районе дома N34, впервые был предоставлен ИП Артюхову Ю.А. на основании публикации в бюллетене "Волгодонск официальный" от 05.12.2011 г. N 41 (276). При этом иных заявлений о предоставлении данного земельного участка в аренду, кроме как от ИП Артюхова Ю.А., в Администрацию не поступало.
Комиссия, изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам:
В бюллетене "Волгодонск официальный" от 05.12.2011 г. N 41 (276) было опубликовано сообщение о намерение предоставить земельный участок площадью 40 кв.м. в кадастровом квартале 61:48:0040203 по ул. Весенней в районе дома N34, для размещения нестационарного объекта (далее по тексту - спорный земельный участок N1).
В связи с тем, что поступила только одна заявка от ИП Артюхова Ю.А. 14.03.2012 г. между КУИ г. Волгодонска и ИП Артюховым В.А. на основании постановления Администрации от 19.01.2012 г. N 89 был заключен договор аренды спорного земельного участка N1 N 102 сроком до 20.11.2012 г.
В связи с истечением срока действия договора от 14.03.2012 г. N 102 и на основании Постановления Администрации от 24.06.2013 г. N 2246 между КУИ г. Волгодонска и ИП Артюховым В.А. заключен договор аренды спорного земельного участка N1 от 10.07.2013 г. N 354 сроком до 10.06.2014 г.
В период действия вышеуказанного договора аренды были осуществлены процедуры межевания, в результате которых спорному земельному участку N1 был присвоен кадастровый номер 61:48:0040203:3516 и адрес - г. Волгодонск, ул. Весенняя 24-д.
В связи с истечением срока действия договора от 10.07.2013 г. N 354 и на основании Постановления Администрации от 10.04.2014 г. N 1214 между КУИ г. Волгодонска и ИП Артюховым В.А. заключен договор аренды спорного земельного участка N1 от 15.04.2014 г. N 158 на срок до 10.05.2018 г.
При этом, как следует из представленных документов, при заключении договоров от 10.07.2013 г. N 354 и от 15.04.2014 г. N 158 аренды спорного земельного участка N1 на новый срок, в СМИ не размещалась информация о предоставлении такого участка.
На основании Постановления Мэра г. Волгодонска от 27.08.2009 г. N 2905 между КУИ г. Волгодонска и ИП Артюховым В.А. заключен договор аренды земельного участка площадью 90 кв.м., расположенного в кадастровом квартале 61:48:0040203 по ул. Весенней, в районе МРЭО УВД (далее по тексту - спорный земельный участок N 2) от 01.10.2009 г. N 568 сроком до 29.09.2010 г.
В связи с истечением срока действия договора от 01.10.2009 г. N 568 и на основании Постановления Администрации от 02.11.2010 г. N 2924 между КУИ г. Волгодонска и ИП Артюховым В.А. заключен договор аренды спорного земельного участка N2 от 11.11.2010 г. N 863 сроком до 12.10.2011 г.
В связи с истечением срока действия договора от 11.11.2010 г. N 863 и на основании Постановления Администрации от 16.12.2011 г. N 3556 между КУИ г. Волгодонска и ИП Артюховым В.А. заключен договор аренды спорного земельного участка N2 от 16.01.2012 г. N 10 сроком до 01.04.2012 г.
В связи с истечением срока действия договора от 16.01.2012 г. N 10 и на основании Постановления Администрации от 24.06.2013 г. N 2247 между КУИ г. Волгодонска и ИП Артюховым В.А. заключен договор аренды спорного земельного участка N2 от 10.07.2013 г. N 355 сроком до 10.06.2014 г.
В период действия вышеуказанного договора аренды были осуществлены процедуры межевания, в результате которых спорному земельному участку N1 был присвоен кадастровый номер 61:48:0040203:3517 и адрес - г. Волгодонск, ул. Весенняя 24-г.
В связи с истечением срока действия договора от 10.07.2013 г. N 355 и на основании Постановления Администрации от 10.04.2014 г. N 1217 между КУИ г. Волгодонска и ИП Артюховым В.А. заключен договор аренды спорного земельного участка N2 от 15.04.2014 г. N 159 на срок до 10.05.2018 г.
При этом, как следует из представленных документов, при заключении договоров от 10.07.2013 г. N 355 и от 15.04.2014 г. N 159 аренды спорного земельного участка N2 на новый срок, в СМИ не размещалась информация о предоставлении такого участка.
Вместе с тем, на момент предоставления вышеуказанных земельных участков на новый срок действовала ст. 34 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны в т.ч. обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 25.11.2010 г. N 1549-О-О публикация информации о возможном предоставлении земельного участка направлена на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести такие земельные участки.
Так, в случае если на земельный участок претендуют несколько лиц, то такой земельный участок подлежит выставлению на торги (постановление ФАС СКО от 22.03.2011 г. по делу N А53-9084/2010).
В свою очередь, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, их не проведение не может не влиять на конкуренцию (постановление Президиума ВАС РФ от 05.04.2011 г. по делу N А13-10558/2008).
Согласно п. 31 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 г. N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" продление срока действия договора аренды является заключением нового договора.
В этой связи информация о предоставлении земельного участка должна быть опубликована как при заключении договоров аренды земельных участков, так и при продлении сроков их действия; при отсутствии такой публикации потенциальные арендаторы не могут знать о выделении земельного участка и заявить свои притязания на спорный земельный участок (Постановление ФАС СКО от 21.10.2014 г. по делу N А53-2767/2014; Постановление ФАС СКО от 30.05.2013 г. по делу N А22-1852/2012).
При этом в силу ст. 4 ФЗ "О защите конкуренции" предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимуществ, которые обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, является муниципальной преференцией.
Порядок предоставления муниципальной преференции установлен Главой 5 ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой муниципальная преференция предоставляется, как правило, с предварительного согласия антимонопольного органа.
Однако Ростовское УФАС России не давало согласия на предоставление ИП Артюхову Ю.А. вышеуказанной преференции.
В соответствии со ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 ФЗ "О защите конкуренции".
Таким образом,
- в действиях Администрации, выразившихся предоставлении ИП Артюхову Ю.А. спорных земельных участков N1 и N2 на новый срок в отсутствии заблаговременной публикации сообщения о таком предоставлении посредством принятия Постановления Администрации от 24.06.2013 г. N 2246, Постановления Администрации от 10.04.2014 г. N 1214, Постановления Администрации от 24.06.2013 г. N 2247 и Постановления Администрации от 10.04.2014 г. N 1217;
- в действиях КУИ г. Волгодонска, выразившихся в заключении договоров аренды спорного земельных участков N1 и N2 от 10.07.2013 г. N 354, от 15.04.2014 г. N 158, от 10.07.2013 г. N 355, от 15.04.2014 г. N 159,
содержится нарушение ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии со ст. 49 ФЗ "О защите конкуренции" Комиссией решается вопрос о выдаче, предусмотренного ч.3 ст. 23 ФЗ "О защите конкуренции" предписания.
В силу ст. 23 ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган в целях пресечения нарушения антимонопольного законодательства вправе выдать предписание, в т.ч. о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции.
В связи с тем, что в настоящее время на основании Постановления Администрации от 10.04.2014 г. N 1214 между КУИ г. Волгодонска и ИП Артюховым В.А. заключен договор аренды спорного земельного участка N1 от 15.04.2014 г. N 158 на срок до 10.05.2018 г., а также на основании Постановления Администрации от 10.04.2014 г. N 1217 между КУИ г. Волгодонска и ИП Артюховым В.А. заключен договор аренды спорного земельного участка N2 от 15.04.2014 г. N 159 на срок до 10.05.2018 г., то имеются основания для выдачи предписания по настоящему делу.
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия, решила:
Признать Администрацию г. Волгодонска нарушившей ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
Признать КУИ г. Волгодонска нарушившим ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
Выдать Администрации г. Волгодонска, КУИ г. Волгодонска предписание о принятии мер по возврату имущества, переданного в качестве муниципальной преференции, а именно:
- принять исчерпывающие меры, направленные на изъятие у ИП Артюхова Ю.А. земельного участка площадью 40 кв.м. с кадастровым номером 61:48:0040203:3516, расположенного по адресу: г. Волгодонск, ул. Весенняя, 24-д, переданного ему на основании Постановления Администрации от 24.06.2013 г. N 2247 по договору аренды от 15.04.2014 г. 158.
- принять исчерпывающие меры, направленные на изъятие у ИП Артюхова Ю.А. земельного участка площадью 90 кв.м. с кадастровым номером 61:48:0040203:3517, расположенного по адресу: г. Волгодонск, ул. Весенняя, 24-г, переданного ему на основании Постановления Администрации от 10.04.2014 г. N 1217 по договору аренды от 15.04.2014 г. N159.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 864/04
о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции
03 сентября 2014 г. г. Ростов-на-Дону
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Коренченко К.А. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти;
Члены Комиссии: Ратникова О.С. - ведущий специалист-эксперт
отдела контроля органов власти;
Нефедова В.Н. -специалист 3 разряда
отдела контроля органов власти,
руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), на основании своего решения от 03.09.2015 г. по делу N 1000/04 о нарушении Администрацией г. Волгодонска (347360, Ростовская обл., г. Волгодонск, ул. Советская, 2), Комитетом по управлению имуществом г. Волгодонска (347360, Ростовская обл., г. Волгодонск, ул. Ленинградская, 10; далее по тексту - КУИ г. Волгодонска) ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Администрации г. Волгодонска в срок до 31.01.2016 г. прекратить нарушение ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в предоставлении ИП Артюхову Ю.А. земельного участка 40 кв.м. с кадастровым номером 61:48:0040203:3516, расположенного по адресу: г. Волгодонск, ул. Весенняя, 24-д и земельного участка площадью 90 кв.м. с кадастровым номером 61:48:0040203:3517, расположенного по адресу: г. Волгодонск, ул. Весенняя, 24-г в отсутствии заблаговременной публикации сообщения о таком предоставлении, а именно:
- принять исчерпывающие меры, направленные на изъятие у ИП Артюхова Ю.А. земельного участка площадью 40 кв.м. с кадастровым номером 61:48:0040203:3516, расположенного по адресу: г. Волгодонск, ул. Весенняя, 24-д, переданного ему на основании Постановления Администрации от 24.06.2013 г. N 2247 по договору аренды от 15.04.2014 г. 158.
- принять исчерпывающие меры, направленные на изъятие у ИП Артюхова Ю.А. земельного участка площадью 90 кв.м. с кадастровым номером 61:48:0040203:3517, расположенного по адресу: г. Волгодонск, ул. Весенняя, 24-г, переданного ему на основании Постановления Администрации от 10.04.2014 г. N 1217 по договору аренды от 15.04.2014 г. N159.
2. КУИ г. Волгодонска в срок до 31.01.2016 г. прекратить нарушение ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в заключении договора аренды земельного участка 40 кв.м. с кадастровым номером 61:48:0040203:3516, расположенного по адресу: г. Волгодонск, ул. Весенняя, 24-д и договора аренды земельного участка площадью 90 кв.м. с кадастровым номером 61:48:0040203:3517, расположенного по адресу: г. Волгодонск, ул. Весенняя, 24-г в отсутствии заблаговременной публикации сообщения о таком предоставлении, а именно:
- принять исчерпывающие меры, направленные на изъятие у ИП Артюхова Ю.А. земельного участка площадью 40 кв.м. с кадастровым номером 61:48:0040203:3516, расположенного по адресу: г. Волгодонск, ул. Весенняя, 24-д, переданного ему на основании Постановления Администрации от 24.06.2013 г. N 2247 по договору аренды от 15.04.2014 г. 158.
- принять исчерпывающие меры, направленные на изъятие у ИП Артюхова Ю.А. земельного участка площадью 90 кв.м. с кадастровым номером 61:48:0040203:3517, расположенного по адресу: г. Волгодонск, ул. Весенняя, 24-г, переданного ему на основании Постановления Администрации от 10.04.2014 г. N 1217 по договору аренды от 15.04.2014 г. N159.
О выполнении настоящего предписания сообщить в Ростовское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения (с приложением подтверждающих документов).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 4 сентября 2015 г. N 1000/04
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016