Резолютивная часть решения оглашена "03" сентября 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено "04" сентября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
рассмотрев дело N 1005/04 по признакам нарушения Администрацией г. Волгодонска (347360, Ростовская обл., г. Волгодонск, ул. Советская, 2; далее по тексту - Администрация), Комитетом по управлению имуществом г. Волгодонска (347360, Ростовская обл., г. Волгодонск, ул. Ленинградская, 10; далее по тексту - КУИ г. Волгодонска) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"),
в присутствии представителей ИП Белова Е.А. по доверенности, представителей КУИ г. Волгодонска по доверенности, в отсутствии представителя Администрации, в отсутствии ИП Евсюкова В.А. установила:
В Ростовское УФАС России поступило заявление ИП Белова Е.А. (вх. N 4884 от 02.04.2015 г.) о нарушении Администрацией, КУИ г. Волгодонска антимонопольного законодательства при продлении договоров аренды земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов.
В этой связи на основании приказа Ростовского УФАС России от 01.06.2015 г. N 339 возбуждено дело N 1005/04.
Определением Ростовского УФАС России от 04.06.2015 г. рассмотрение дела N 1005/04 назначено на 03.09.2015 г. в 14 час. 19 мин.
В ответ на определение от 04.06.2015 г. от Администрации поступили письменные пояснения (вх. N 10724 от 07.07.2015 г.) согласно которым, земельный участок, находящийся в кадастровом квартале 61:48:0030506 по ул. Морской в районе дома N64, впервые был предоставлен ИП Евсюкову В.А. на основании публикации в бюллетене "Волгодонск официальный" от 21.05.2012 г. N 16 (297). В настоящее время на основании Постановления Администрации от 10.04.2014 г. N 1215 между КУИ г. Волгодонска и ИП Евсюковым В.А. заключен договор аренды данного земельного участка от 15.04.2014 г. для размещения временного павильона розничной торговли и обслуживания населения. При этом иных заявлений о предоставлении данного земельного участка в аренду, кроме как от ИП Евсюкова В.А., в Администрацию не поступало.
Комиссия, изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам:
В бюллетене "Волгодонск официальный" от 21.05.2012 г. N 16 (297) было опубликовано сообщение о намерение предоставить земельный участок площадью 20 кв.м. в кадастровом квартале 61:48:0030506, расположенный в районе жилого дома N 64 по ул. Морской, для размещения торгового тонара "Куры-Гриль" (далее по тексту - спорный земельный участок).
В связи с тем, что поступила только одна заявка от ИП Евсюкова В.А. 18.07.2012 г. между КУИ г. Волгодонска и ИП Евсюковым В.А. на основании постановления Администрации от 05.07.2012 г. N 1862 был заключен договор аренды спорного земельного участка N 262 сроком до 01.04.2013 г.
Соглашением N 1392 от 14.03.2013 г. площадь предоставляемого земельного участка увеличена до 40 кв.м., а также изменен вид использования - для размещения нестационарного торгового объекта непродовольственных товаров.
В связи с истечением срока действия договора от 18.07.2012 г. N 262 и на основании Постановления Администрации от 12.08.2013 г. N 3185 между КУИ г. Волгодонска и ИП Евсюковым В.А. заключен договор аренды спорного земельного участка от 22.08.2013 г. N 497 сроком до 22.07.2014 г.
В период действия вышеуказанного договора аренды были осуществлены процедуры межевания, в результате которых спорному земельному участку был присвоен кадастровый номер 61:48:0030506:432 и адрес - г. Волгодонск, ул. Морская, 64-в.
В связи с истечением срока действия договора от 22.08.2013 г. N 497 и на основании Постановления Администрации от 10.04.2014 г. N 1215 между КУИ г. Волгодонска и ИП Евсюковым В.А. заключен договор аренды спорного земельного участка от 15.04.2014 г. N 290 на срок до 22.06.2018 г.
При этом, как следует из представленных документов, при заключении договоров от 22.08.2013 г. N 497 и от 15.04.2014 г. N 290 аренды спорного земельного участка на новый срок, в СМИ не размещалась информация о предоставлении такого участка.
Вместе с тем, на момент предоставления вышеуказанных земельных участков на новый срок действовала ст. 34 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны в т.ч. обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 25.11.2010 г. N 1549-О-О публикация информации о возможном предоставлении земельного участка направлена на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести такие земельные участки.
Так, в случае если на земельный участок претендуют несколько лиц, то такой земельный участок подлежит выставлению на торги (постановление ФАС СКО от 22.03.2011 г. по делу N А53-9084/2010).
В свою очередь, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, их не проведение не может не влиять на конкуренцию (постановление Президиума ВАС РФ от 05.04.2011 г. по делу N А13-10558/2008).
Согласно п. 31 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 г. N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" продление срока действия договора аренды является заключением нового договора.
В этой связи информация о предоставлении земельного участка должна быть опубликована как при заключении договоров аренды земельных участков, так и при продлении сроков их действия; при отсутствии такой публикации потенциальные арендаторы не могут знать о выделении земельного участка и заявить свои притязания на спорный земельный участок (Постановление ФАС СКО от 21.10.2014 г. по делу N А53-2767/2014; Постановление ФАС СКО от 30.05.2013 г. по делу N А22-1852/2012).
При этом в силу ст. 4 ФЗ "О защите конкуренции" предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимуществ, которые обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, является муниципальной преференцией.
Порядок предоставления муниципальной преференции установлен Главой 5 ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой муниципальная преференция предоставляется, как правило, с предварительного согласия антимонопольного органа.
Однако Ростовское УФАС России не давало согласия на предоставление ИП Евсюкову В.А. вышеуказанной преференции.
В соответствии со ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 ФЗ "О защите конкуренции".
Таким образом,
- в действиях Администрации, выразившихся предоставлении ИП Евсюкову В.А. спорного земельного участка на новый срок в отсутствии заблаговременной публикации сообщения о таком предоставлении посредством принятия Постановления Администрации от 12.08.2013 г. N 3185 и Постановления Администрации от 10.04.2014 г. N 1215;
- в действиях КУИ г. Волгодонска, выразившихся в заключении договоров аренды спорного земельного участка от 22.08.2013 г. N 497 и от 15.04.2014 г. N 290,
содержится нарушение ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии со ст. 49 ФЗ "О защите конкуренции" Комиссией решается вопрос о выдаче, предусмотренного ч.3 ст. 23 ФЗ "О защите конкуренции" предписания.
В силу ст. 23 ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган в целях пресечения нарушения антимонопольного законодательства вправе выдать предписание, в т.ч. о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции.
В связи с тем, что в настоящее время на основании Постановления Администрации от 10.04.2014 г. N 1215 между КУИ г. Волгодонска и ИП Евсюковым В.А. заключен договор аренды спорного земельного участка от 15.04.2014 г. N 290 на срок до 22.06.2018 г., то имеются основания для выдачи предписания по настоящему делу.
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия, решила:
Признать Администрацию г. Волгодонска нарушившей ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
Признать КУИ г. Волгодонска нарушившим ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
Выдать Администрации г. Волгодонска, КУИ г. Волгодонска предписание о принятии мер по возврату имущества, переданного в качестве муниципальной преференции, а именно:
- принять исчерпывающие меры, направленные на изъятие у ИП Евсюкова В.А. земельного участка 40 кв. м. с кадастровым номером 61:48:0030506:432, расположенного по адресу: г. Волгодонск, ул. Морская, 64-в, переданного ему на основании Постановления Администрации от 10.04.2014 г. N 1215 по договору аренды от 15.04.2014 г. N 290.
ПРЕДПИСАНИЕ N 862/04
о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции
03 сентября 2014 г. г. Ростов-на-Дону
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), на основании своего решения от 03.09.2015 г. по делу N 1005/04 о нарушении Администрацией г. Волгодонска (347360, Ростовская обл., г. Волгодонск, ул. Советская, 2), Комитетом по управлению имуществом г. Волгодонска (347360, Ростовская обл., г. Волгодонск, ул. Ленинградская, 10; далее по тексту - КУИ г. Волгодонска) ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Администрации г. Волгодонска в срок до 31.01.2016 г. прекратить нарушение ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в предоставлении ИП Евсюкову В.А. земельного участка 40 кв. м. с кадастровым номером 61:48:0030506:432, расположенного по адресу: г. Волгодонск, ул. Морская, 64-в в отсутствии заблаговременной публикации сообщения о таком предоставлении, а именно:
- принять исчерпывающие меры, направленные на изъятие у ИП Евсюкова В.А. земельного участка 40 кв. м. с кадастровым номером 61:48:0030506:432, расположенного по адресу: г. Волгодонск, ул. Морская, 64-в, переданного ему на основании Постановления Администрации от 10.04.2014 г. N 1215 по договору аренды от 15.04.2014 г. N 290.
2. КУИ г. Волгодонска в срок до 31.01.2016 г. прекратить нарушение ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в заключение договоров аренды земельного участка 40 кв. м. с кадастровым номером 61:48:0030506:432, расположенного по адресу: г. Волгодонск, ул. Морская, 64-в в отсутствии заблаговременной публикации сообщения о таком предоставлении, а именно:
- принять исчерпывающие меры, направленные на изъятие у ИП Евсюкова В.А. земельного участка 40 кв. м. с кадастровым номером 61:48:0030506:432, расположенного по адресу: г. Волгодонск, ул. Морская, 64-в, переданного ему на основании Постановления Администрации от 10.04.2014 г. N 1215 по договору аренды от 15.04.2014 г. N 290.
О выполнении настоящего предписания сообщить в Ростовское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения (с приложением подтверждающих документов).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 4 сентября 2015 г. N 1005/04
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016