Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 5 августа 2010 г. N 44
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: |
Лопаткина Т.В. - заместитель руководителя управления-начальник отдела рекламы, |
члены Комиссии: |
Носкова И.Р. - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы, Киселев К.А. - специалист-эксперт отдела рекламы, |
рассмотрев дело N 44, возбуждённое в отношении общества с ограниченной ответственностью "МАКСРИТЕЙЛ" (далее - ООО "МАКСРИТЕЙЛ") (юридический адрес: 650004, г. Кемерово, ул. Гвардейская, 67) по факту размещения в январе 2010 г. на рекламной конструкции (ИНО 4860), установленной между зданиями по адресам Красный проспект, 159 и ул. Д.Ковальчук, 179/2 (станция метро "Заельцовская"), рекламы: "Мебель. Энергия уюта. 2 мин. ТК "Мозаика", Д.Ковальчук, 1/1. Скидки на всю мебель", с признаками нарушения ч.7 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ООО "МАКСРИТЕЙЛ", "_"(доверенность), установила:
27 января 2010 г. в ходе проведения мониторинга рекламной информации в г.Новосибирске Новосибирским УФАС России было установлено, что по месту расположения рекламной конструкции АртБизнесЛайн (ИНО 4860), установленной между зданиями по адресам Красный проспект, 159 и ул. Д.Ковальчук, 179/2 (станция метро "Заельцовская"), размещена следующая информация: "Мебель. Энергия уюта. 2 мин. ТК "Мозаика", Д.Ковальчук, 1/1. Скидки на всю мебель".
Данная информация является рекламой в соответствии с п.1 ст.3 ФЗ "О рекламе", согласно которому реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимание к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Разрешение N 2101 на установку рекламной конструкции - ИНО 4860 - выдано ООО "Группа компаний "АртБизнесЛайн" (далее - ООО "ГК "АртБизнесЛайн") Управлением рекламы мэрии г.Новосибирска 23.06.2009 г.
Размещение указанной рекламы осуществляется на основании договора N 406 от 28 октября 2009 г., заключенного между ООО "ГК "АртБизнесЛайн" (Исполнитель) и ООО "МАКСРИТЕЙЛ" (Заказчик), согласно которому Исполнитель обязуется выполнить комплекс работ и услуг по размещению и распространению наружной рекламы и информации, представленной Заказчиком. Акт приема-сдачи выполненных работ от 31.01.2010 г. и от 28.02.2010 г.
Согласно приложению N 4 к вышеуказанному договору период размещения рассматриваемой рекламы (месторасположение: Красный проспект - Дуси Ковальчук, 179/2 (из центра)) с 01.01.2010 г. по 28.02.2010 г. Согласно приложению N 5 от 16.02.2010 г. к указанному договору, период размещения рассматриваемой рекламы продлен до 31.12.2010 г.
ООО "МАКСРИТЕЙЛ" представлен также договор N 146 от 30.10.2009 г. на изготовление рекламно-информационной продукции, заключенный также с ООО "ГК "АртБизнесЛайн", согласно которому Подрядчик (ООО "ГК "АртБизнесЛайн") обязуется по заданию Заказчика (ООО "МАКСРИТЕЙЛ") изготовить рекламно-информационные материалы в соответствии с согласованным сторонами техническим заданием, которое является неотъемлемой частью настоящего договора. Акт приема-сдачи выполненных работ от 30.11.2009 г.
Таким образом, ООО "МАКСРИТЕЙЛ" является лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, следовательно, является рекламодателем рассматриваемой рекламы в соответствии с п.5 ст.3 ФЗ "О рекламе".
Согласно документам, представленным руководителем обособленного подразделения ООО "Р.Консалтинг М." (ТЦ "Мозаика"), здание, расположенное по адресу: г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, дом 1/1, находится в общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Коммерческая недвижимость" под управлением ЗАО Управляющая компания "Тройка Диалог" (свидетельство о государственной регистрации права серия 54 АГ N752489 от 13.10.2009 г.; кадастровый номер 54:35:032600:0065:01).
В свою очередь, ООО "МАКСРИТЕЙЛ" занимает нежилое помещение на 2 этаже здания (Торговый центр, расположенный по адресу г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, дом 1/1) на основании договора аренды нежилого помещения N 25/КДА/16 от 07 сентября 2009 г. с целью его использования в соответствии с торговым профилем для организации магазина мебели и осуществления торговли, а также для связанных с этим административных и складских целей (п.1.1 договора).
Согласно инженерно-топографическому плану, предоставленному Муниципальным автономным учреждением г.Новосибирска "Информационное обеспечение градостроительства" (далее - МАУ "ИОГ"), расстояние от пл. Калинина, где находится рекламная конструкция с размещенной на ней рассматриваемой рекламой, до ТЦ "Мозаика", где потребитель может приобрести рекламируемый товар: мебель "Энергия уюта" (ТЦ "Мозаика", ул. Дуси Ковальчук, 1/1), составляет 2 200 метров (или 2,2 км.).
Преодолеть данное расстояние (2,2 км.), затратив на это указанное в рекламе время (2 минуты, что равно 0,03 часа), возможно при скорости в 73,3 км/ч, что в свою очередь возможно сделать исключительно путем использования транспортного средства (причем при нарушении скоростного режима, установленного на данном участке дороги). Отсутствие такой информации как необходимость воспользоваться транспортным средством не дает потребителю в полной мере оценить все условия приобретения рекламируемого товара, а также вводит потребителя в заблуждение относительно местонахождения продавца необходимого товара. Такое условие приобретения определенного товара, как возможность его приобретения, затратив на это строго определенное (указанное в рекламе) время, является существенной для потребителей, т.к. не позволяет потребителям достаточно объективно оценить все условия приобретения рекламируемого товара. В случае, если потребитель не обладает собственным транспортным средством, ему будет необходимо воспользоваться услугами общественного транспорта, что предполагает дополнительные расходы.
Т.о, отсутствие информации о возможности приобрести товар, затратив строго определенное количество времени (2 минуты), исключительно при условии, что потребитель должен воспользоваться при этом транспортным средством, вводит потребителей в заблуждение относительно условия приобретения рекламируемого товара, что нарушает ч.7 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
Согласно ч.7 ст.5 ФЗ "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Реклама, не соответствующая требованиям законодательства о рекламе, признаётся ненадлежащей (п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе"). Ненадлежащая реклама не допускается.
Согласно ч.6 ст.38 ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение ч.7 ст.5 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель, в данном случае - ООО "МАКСРИТЕЙЛ". Место нахождения ООО "МАКСРИТЕЙЛ" - г. Кемерово.
В соответствии с п.3 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (далее - Правила), дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе, возбуждаются и рассматриваются по месту нахождения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе.
Согласно п.4 Правил, в случае распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, только на территории подведомственной одному тер.органу ФАС, дела возбуждаются и рассматриваются по месту распространения такой рекламы.
При рассмотрении дела на Комиссии Новосибирского УФАС России, представитель ООО "МАКСРИТЕЙЛ" не согласился с вменяемым нарушением, ссылаясь на следующее.
Высота рекламной конструкции (на которой размещалась рассматриваемая реклама) и ее ориентация свидетельствует о том, что содержание рекламного щита в части указания времени было адресовано тем, кто в этот момент находился на проезжей части, т.е. к неопределенному кругу лиц, находящихся за рулем автомобиля.
Отсутствие информации для пешеходов не является критичным, поскольку из явствующей обстановки потребителю вполне по силам было определить, что расстояние от дома 179/1 до дома 1/1 по ул. Д.Ковальчук за две минуты он может преодолеть только воспользовавшись транспортом общего пользования или личным транспортом. Пешком пройти за данный промежуток времени нельзя и это очевидный факт, подтверждение которого ссылкой на возможность использования транспорта нецелесообразно. Поскольку на рекламном щите был указан точный адрес мебельного салона "Энергия уюта" - ул. Д.Ковальчук, 1/1, заблуждаться относительно места нахождения продавца в данном случае также не было возможности.
Также представитель ООО "МАКСРИТЭЙЛ" пояснил, что в настоящее время спорная реклама не размещается, рекламная информация на конструкции по адресу ул.Д.Ковальчук, 179/2 демонтирована, договор N 406 от 28.10.2009 г. прекращен в части распространения рекламы на указанной выше конструкции в связи с закрытием магазина в ТЦ "Мозаика" (фотоотчет прилагается).
Комиссия не согласилась с доводами представителя на основании следующего.
Исходя из смысла и содержания определения рекламы, установленных п.1 ст.3 ФЗ "О рекламе", реклама - это информация, адресованная неопределенному кругу лиц. Следовательно, рассматриваемая реклама обращена как к лицам, находящимся за рулем автомобиля, так и к пешеходам. Достоверность информации об адресе (месте нахождения мебельного салона "Энергия уюта") по ул. Д.Ковальчук 1/1 не оспаривается, при этом, по мнению Комиссии, указание адреса при одновременном указании на "2 минуты", искажает представление потребителя (пешехода) о близости рекламируемого продавца необходимого ему товара, не дает потребителю (пешеходу) точного представления о том, что фактически затраченное время окажется в разы больше.
Принимая во внимание тот факт, что рассматриваемая реклама не размещается в связи с досрочным прекращением договора и по инициативе рекламодателя, Комиссия считает устранение нарушения добровольным, а выдачу предписания об устранении нарушения нецелесообразным.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства РФ N 508 от 17.08.2006 г., решила:
1. Признать рекламу: "Мебель. Энергия уюта. 2 мин. ТК "Мозаика", Д.Ковальчук, 1/1. Скидки на всю мебель", размещавшуюся в январе 2010 г. на рекламной конструкции (ИНО 4860), установленной между зданиями по адресам г. Новосибирск, Красный проспект, 159 и ул. Д.Ковальчук, 179/2 (станция метро "Заельцовская"), ненадлежащей, а ООО "МАКСРИТЕЙЛ" нарушившим ч.7 ст.5 ФЗ "О рекламе", согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
2. В связи с добровольным устранением нарушения ООО "МАКСРИТЕЙЛ" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объёме "9" августа 2010 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии _________________ Т.В. Лопаткина
Члены Комиссии ___________________ И.Р. Носкова
___________________ К.А. Киселев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 5 августа 2010 г. N 44
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016