Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
от 7 сентября 2015 г. N 1012-ФАС52-07/15
Резолютивная часть решения объявлена 31 августа 2015 года.
Решение в полном объеме изготовлено 07 сентября 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Смирнов С.В. |
- |
председатель Комиссии, заместитель руководителя управления; |
Гришков Д.А. |
- |
член Комиссии, старший специалист 1 разряда отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции; |
Швецова О.Ю. |
- |
член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции, |
рассмотрев дело N1012-ФАС52-07/15, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью "АМИКО", осуществляющее деятельность под торговым наименованием "SEVEN" (юридический адрес: 603109, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, д. 26) по заявлению ООО "АШАН" (141014, Московская область, Мытищинский район, г. Мытищи, Осташковское шоссе, д. 1), по признакам нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе" в присутствии представителя ООО "АШАН" по доверенности N Д-01/05/2015-12 от 01.05.2015 г. - Докучаева А.Л., представителя ООО "АМИКО" по доверенности от 27.07.2015 г. - Новиковой А.А., установила:
26 июня 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение ООО "АШАН" по поводу распространения рекламы в магазине "SEVEN", содержащей, по мнению заявителя, признаки нарушения рекламного законодательства, в части некорректного сравнения цен рекламируемых товаров по отношению к находящимся в реализации товарами в гипермаркете ООО "АШАН" на территории города Нижнего Новгорода и Нижегородской области.
Рекламное сообщение содержит признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе". Рекламодателем является ООО "АМИКО", осуществляющее деятельность под торговым наименованием "SEVEN".
В связи с указанными обстоятельствами, Нижегородское УФАС России 16.07.2015 г. вынесло Определение о возбуждении дела N1012-ФАС52-07/15 по признакам нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в отношении ООО "АМИКО".
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, комиссия приходит к следующим выводам.
11.06.2015 г. в гипермаркете "SEVEN" расположенном в ТРЦ "Индиго" по адресу: г. Нижний Новгород, Казанское шоссе, д.11, в торговом зале над ящиками с черешней, персиками и нектаринами распространялись сообщения следующего содержания:
"SEVEN Приятно экономить, фрукты черешня 179 руб. 99 коп., а в Ашан (изображен логотип Ашан) 362 руб. 99 коп."
"SEVEN Приятно экономить, фрукты персик 179 руб. 90 коп. (а в Ашан (изображен логотип Ашан) 214 руб. 99 коп.
"SEVEN Приятно экономить, фрукты нектарин 179 руб. 90 коп. (а в Ашан (изображен логотип Ашан) 216 руб. 99 коп.
Пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара. Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" определено, что товар это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Рассматриваемые сообщения являются рекламой, так как ориентированы на неопределенный круг лиц и направлены на привлечение внимания к объекту рекламирования - гипермаркету "SEVEN", товаром являются фрукты: черешня, персики, нектарины.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "АШАН" пояснил, что в рекламе отсутствуют существенные характеристики товара, а именно: страна производитель, сорт, дата поступления товара, срок годности, и другие. Поставки фруктов в магазины "АШАН" на территории города Нижнего Новгорода осуществляются ежедневно, и зависят от объемов их реализации. Цены на каждую партию товара могут отличаться. Цена в разных магазинах сети "АШАН" в одно и то же время также могут отличаться, так как в одном магазине еще не продали предыдущую партию товара, а в другой магазин уже завезли новую партию товара.
Комиссия Нижегородского УФАС России считает, что сравнение цен без указания характеристик товара (страна производитель, сорт и т.д.) является некорректным, а реклама - недобросовестной, противоречащей требованиям пункта 1 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" установлено, что ответственность за нарушение требований статьи 5 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель.
Пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" определено, что рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Представитель ООО "АМИКО" в ходе рассмотрения дела пояснил, что директор магазина торгово-розничной сети "SEVEN" ориентирован на выполнение плана по выручке, который пересматривается ежеквартально. Формирование комплекса стимулирующих мероприятий для покупателей и их проведение осуществляется по согласованию с главным офисом компании. Однако, в данном случае, руководству ООО "АМИКО" не было известно о рекламе, размещенной в гипермаркете "SEVEN" в ТЦ "ИНДИГО". ООО "АМИКО" провело внутреннее расследование и установило, что 10.06.2015 года заведующая магазина Волошина Е.А. провела мониторинг цен на фрукты, сделала в личных целях фото-отчет о цене на черешню, персики и нектарины в магазине "АШАН" в ТЦ Фантастика (г.Н.Новгород, ул. Родионова, д. 187, лит.В). После чего, самостоятельно приняла решение разместить рекламу, в виде сравнения цен с ценами конкурента. Директор магазина Волошина Е.А. не согласовала проведение данной стимулирующей акции с руководителем рекламного отдела ООО "АМИКО", и после получения информации о проведении несанкционированной акции в магазине "SEVEN" в ТЦ "Индиго", руководство ООО "АМИКО" в тот же день прекратило её проведение.
В соответствии с пунктами 2.1, 3.2.1 Должностной инструкции в задачи директора гипермаркета входит эффективное руководство деятельностью магазина, способствующее увеличению плановой выручки (товарооборота). В части работы по организации торгового процесса: ежедневное проведение прогноза выполнение плана, анализ выручки магазина за предыдущий день и сравнение данных с тем же днем предыдущей недели.
Пунктом 4.3 Инструкции предусматривается регулярная отчетность и взаимодействие Директора гипермаркета с другими структурными подразделениями, в том числе с менеджером товарного направления, которому предоставляется отчетность по ценовому уровню.
Таким образом, по мнению ООО "АМИКО" действия должностного лица - директора гипермаркета "SEVEN" привели к нарушению пункта 1 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе", именно это должностное лицо виновно в нарушении норм рекламного законодательства.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "АМИКО" признал нарушение рекламного законодательства.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", и в соответствии с пунктами 37 - 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года N 508, Комиссия, решила:
1. Признать недобросовестной рекламу ООО "АМИКО", распространенную 11.06.2015 г. в торговом зале гипермаркета "SEVEN" в ТЦ "ИНДИГО" по адресу: г.Нижний Новгород, Казанское шоссе, д.11, поскольку она противоречит требованиям пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "АМИКО" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии С.В.Смирнов
Члены Комиссии Д.А.Гришков
О.Ю. Швецова
исп.: Гришков Д.А.
тел. 8(831) 430-55-74
07.09.2015 N СС-07/8979
ПРЕДПИСАНИЕ N 1012-ФАС52-07/15
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
07 сентября 2015 года г. Нижний Новгород
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Смирнов С.В. |
- |
председатель Комиссии, заместитель руководителя управления; |
Швецова О.Ю. |
- |
член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции; |
Гришков Д.А. |
- |
член Комиссии, старший специалист 1 разряда отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции, |
на основании решения от 07.09.2015 г. по делу N 1012-ФАС52-07/15 о признании недобросовестной рекламы Общества с ограниченной ответственностью "АМИКО", осуществляющее деятельность под торговым наименованием "SEVEN" (юридический адрес: 603109, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, д. 26) по заявлению ООО "АШАН" (141014, Московская область, Мытищинский район, г. Мытищи, Осташковское шоссе, д. 1), поскольку она противоречит требованиям пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08. 2006 N508, предписывает:
1. ООО "АМИКО" в срок до 28 сентября 2015 года прекратить нарушение пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", а именно: прекратить распространение недобросовестной рекламы, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые реализуются другими продавцами - конкурентами.
2. ООО "АМИКО" представить в Нижегородское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 30.09.2015 г.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного кодекса Российской Федерации.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Нижегородское УФАС России вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает Общество от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии С.В. Смирнов
Члены комиссии О.Ю. Швецова
Д.А. Гришков
Исп.: Гришков Д.А.
Тел.: 430-55-74
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 7 сентября 2015 г. N 1012-ФАС52-07/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016