Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
от 11 августа 2010 г.
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области в составе:
Председатель комиссии:
Тыченок Г.Н. - руководитель Сахалинского УФАС России;
Члены комиссии:
Иванов А.И. - заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Савчук К.В. - главный государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
в присутствии:
Ковалева О.А., Козятинской Е.В. - представителей администрации муниципального образования городской округ "Долинский"
рассмотрев дело N 168/10-к о нарушении муниципальным заказчиком - администрацией муниципального образования городской округ "Долинский" положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) при проведении открытого аукциона по предмету: "Строительство многоквартирного жилого дома по ул. Владивостокской в г. Долинске",
УСТАНОВИЛА:
04 августа 2010 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ЗАО "Обновление-Трейд" (далее - заявитель) о признании муниципального заказчика нарушившим положения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) при проведении вышеуказанного аукциона.
По мнению заявителя документация об аукционе, размещенная на официальном сайте www.gz.adm.sakhаlin.ru, не соответствует требованиям Закона о размещении заказов, поскольку в ее составе отсутствует проектно-сметная документация. Также, на запрос о предоставлении проектно-сметной документации по аукциону, заказчиком не был дан ответ. Кроме этого, наличие в документации об аукционе условия о выполнении возможных, определенно не упомянутых работ, цена которых не превышает 10 % от цены контракта, также является незаконным, поскольку, цена контракта является твердой в отношении того объема работ, который предусмотрен документацией об аукционе.
Представитель заказчика с указанными в жалобе доводами не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Рассмотрев представленные материалы и осуществив в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку открытого аукциона, Комиссия Сахалинского УФАС России признает жалобу заявителя необоснованной по следующим основаниям.
Муниципальным заказчиком - администрацией муниципального образования городской округ "Долинский" был объявлен открытый аукцион по предмету: "Строительство многоквартирного жилого дома по ул. Владивостокской в г. Долинске". Начальная цена контракта определена в размере 45 300 000 руб.
Извещение о проведении открытого аукциона опубликовано в официальном печатном издании - газете "Долинская правда" от 09.07.2010 N 7 и размещено на официальном сайте Сахалинской области по размещению заказов www.gz.adm.sakhаlin.ru 09.07.2010.
Документация об аукционе по предмету торгов утверждена и.о. мэра муниципального образования городской округ "Долинский" С.А. Кирсановым 06.07.2010.
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна включать в себя требования, установленные заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.
Согласно п. 3.3 документации об аукционе заявка на участие в аукционе должна соответствовать требованиям, установленным документацией об аукционе, соответствовать форме предусмотренной документацией об аукционе и содержать, в том числе, предложение о качестве, объеме работ (приложение N 5).
Из п. 3.7 документации об аукционе следует, что участник размещения заказа должен в приложении N 5 отразить полный перечень работ с указанием объема и качества работ согласно техническому заданию.
Техническое задание документации об аукционе состоит из следующих разделов: общие положения; характеристика предоставляемого для строительства участка; основные характеристики объекта; основные данные и требования по объекту; особые условия. При этом, из содержания самого технического задания следует, что в нем содержатся все необходимые требования к результатам работ, к качеству, техническим характеристикам работ.
Поскольку положения Закона о размещении заказов не содержит требования о представлении в составе документации об аукционе проектной документации, довод заявителя является не состоятельным.
Согласно ч. 4.1 ст. 9 Закона о размещении заказов цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании п. 2.1 ч. 2 ст. 55 данного Федерального закона, а также случаев, установленных чч. 4.2, 6, 6.2-6.4 данной статьи. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной государственным или муниципальным контрактом, за исключением случаев заключения контракта на энергосервис на основании ст. 56.1 данного Федерального закона. Цена государственного или муниципального контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения государственного или муниципального контракта.
Порядок формирования цены контракта установлен в п. 15 информационной карты документации об аукционе, в соответствии с которым цена контракта включает расходы на подготовительные, основные и дополнительные работы, связанные с предметом контракта, включая возможные работы, определенно не упомянутые в техническом задании и не предусмотренные заказом, цена которых не превышает 10% от цены контракта, а также стоимость оборудования и стоимости пусконаладочных работ, транспортные, командировочные расходы, расходы на страхование, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и всех прочих затрат подрядчика.
Согласно п. 3.2 проекта муниципального контракта цена контракта включает стоимость всех затрат подрядчика, необходимых для выполнения работ по контракту, в том числе, возможные работы, определенно не упомянутые в техническом задании и не предусмотренные заказом, цена которых не превышает 10% от цены контракта.
Пунктом 3.3 проекта муниципального контракта установлено, что цена контракта является твердой на весь период строительства объекта и не может быть изменена.
В п. 1 приложения N 2 "Заявление о намерении участвовать в открытом аукционе" документации об аукционе установлено, что участник размещения заказа, подавая заявку на участие в аукционе, согласен с тем, что в случае, если заказчиком не были учтены какие-либо расценки, составляющих полный комплекс работ, которые должны быть выполнены в объемах, предусмотренных документацией об аукционе, данные работы в любом случае будут выполнены в полном соответствии с техническим заданием в пределах предлагаемой стоимости контракта.
Исходя из изложенного, следует, что в случае возникновения в ходе непосредственного исполнения контракта непредвиденных работ, подрядчик должен будет их выполнить в силу положений контракта.
Между тем, ни документация об аукционе, ни проект муниципального контракта не содержат положения о том, что цена контракта будет снижена на 10%, если в ходе исполнения контракта подрядчик не будет выполнять работы, которые не указаны в документации об аукционе.
В соответствии с. ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
В силу ч. 5 ст. 709 Гражданского кодекса Российской Федерации, если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном превышении определенной приблизительно цены работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы.
Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре.
Согласно ч. 6 ст. 709 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.
При существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование - расторжения договора в соответствии со статьей 451 настоящего Кодекса.
Документация об аукционе не содержит условия о том, что в случае отсутствия неупомянутых работ в процессе исполнения контракта, заказчик снизит цену контракта.
При таких обстоятельствах, довод заявителя в данной части является не состоятельным.
Однако, Комиссия антимонопольного органа считает, что наличие в документации об аукционе сведений о том, что цена контракта является неизменной, но в то же время стоимость неупомянутых работ, входит в цену контракта, могут ввести в заблуждение участника размещения заказа. В связи с чем, положения муниципального контракта в части включения в цену контракта возможных, неупомянутых работ не подлежит применению при заключении контракта.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь чч. 1, 2, 4 ст. 57, в соответствии с ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379,
РЕШИЛА:
1. Жалобу ЗАО "Обновление-Трейд"признать необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 11 августа 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016