Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области
от 1 сентября 2015 г.
Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", в составе: <_> установила:
21.08.2015 в Амурское УФАС России поступила жалоба ООО "МультиОПТ" на конкурсную документацию, утвержденную заказчиком - МП "ГСТК", при осуществлении закупки способом открытого конкурса на оказание услуг по уборке территории общего пользования г. Благовещенска, объявленной извещением N 31502638223 от 06.08.2015 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении положений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), а именно в ненадлежащем размещении информации о внесении изменений в извещение о закупке, неправомерном установлении в проекте договора оказания услуг срока перечисления денежных средств исполнителю, неустановлении даты и времени проведения процедуры оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, неустановлении конкретного перечня документов, которые должен представить участник закупки в составе заявки для участия в конкурсе, установлении противоречивых сведений о периоде, за который должна быть представлена участником закупки информация об исполненных договорах, неправомерном сокращении сроков приема заявок на участие в конкурсе, неправомерном установлении возможности отказа заказчика от подписания договора с победителем конкурса.
На заседании комиссии присутствовали представители заявителя: <_> действующая на основании приказа N 1 от 20.04.2015, <_> действующий на основании доверенности от 15.05.2015, представитель заказчика - <_> действующий на основании доверенности N 01 от 12.01.2015.
Сторонам по делу разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудиозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России.
Представители заявителя поддержали позицию заявителя по доводам, изложенным в жалобе.
Заказчик представил письменные возражения на жалобу, считает жалобу необоснованной. Представитель заказчика поддержал позицию заказчика, считает жалобу необоснованной.
Рассмотрев имеющиеся в материалах дела документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия Амурского УФАС России установила следующее.
06.08.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 31502638223 об осуществлении закупки способом открытого конкурса на оказание услуг по уборке территории общего пользования г. Благовещенска. Дата и время окончания подачи заявок - 26.08.2015 в 16:00 час. Дата рассмотрения заявок и подведения итогов - 28.08.2015. Начальная (максимальная) цена договора - 5664866,67 руб.
Согласно журналу регистрации заявок на момент окончания срока подачи заявок заявки на участие в закупке не поступили.
Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд Муниципальное предприятие города Благовещенска "Городской сервисно-торговый комплекс" утверждено в новой редакции приказом от 11.04.2014 N 46-д (далее - Положение о закупке) и 11.04.2014 размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Согласно п. 5 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 908, изменение размещенной на официальном сайте информации о закупке осуществляется в соответствии с настоящим Положением с размещением документа, содержащего перечень внесенных изменений.
11.08.2015 заказчиком внесены изменения в документацию о закупке, 11.08.2015 документация о закупке размещена на официальном сайте в новой редакции, при этом документ, содержащий перечень внесенных изменений, на официальном сайте не размещен.
Таким образом, действиями заказчика, выразившимися в неразмещении на официальном сайте документа, содержащего перечень внесенных 11.08.2015 в документацию о закупке изменений, нарушен п. 5 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 908.
Пунктом 11.5.8 Положения о закупке установлено, что прием заявок на участие в конкурсе прекращается в день вскрытия конвертов с такими заявками.
В извещении об осуществлении закупки и информационной карте документации о закупке указано, что прием заявок на участие в конкурсе прекращается 26 августа 2015 в 16.00 ч., а датой и временем вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе являются 27 августа 2015. в 10-00 ч.
Таким образом, действиями заказчика, выразившимися в сокращении срока приема заявок на участие в конкурсе, нарушен п. 11.5.8 Положения о закупке.
Согласно жалобе заказчиком не установлены в конкурсной документации дата и время проведения процедуры оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Согласно пп. 7 п. 11.1.2 Положения о закупке извещение о проведении конкурса должно содержать место и дату рассмотрения предложений участников процедур закупки и подведения итогов закупки.
Заказчиком указано в извещении о проведении закупки и документации о закупке, что начало рассмотрения заявок - 28 августа 2015 г. в 10.00 час., подведение итогов конкурса - 28 августа 2015 г. 11.00 час. по адресу: г. Благовещенск, ул. Театральная 276.
Таким образом, данный довод жалобы является необоснованным.
Согласно информационной карте документации о закупке заказчиком установлено "отлагательное условие заключения договора: в связи с необходимостью согласования крупной сделки, Заказчику необходимо получить согласие муниципального образования г. Благовещенска в соответствии с постановлением Администрации г. Благовещенска N 714 от 20.02.2012 г. В случае отказа в согласовании данной сделки договор не подписывается.".
В соответствии с частями 1-2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно п. 17.2.3. Положения о закупке заказчик вправе отказаться от заключения договора в одностороннем порядке по основаниям и в случаях, предусмотренных документацией о закупке, Гражданским кодексом Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 295 Гражданского кодекса РФ определено, что предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 15 статьи 20 Федерального закона 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества унитарного предприятия дает согласие в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок.
Согласно пункту 1 ст. 23 Федерального закона 14.11.2002 N 161-ФЗ и п. 8.3. Устава предприятия крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда.
Таким образом, установление данного положения в документации о закупке не противоречит законодательству.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Подпунктом 3 пункта 11.5.3 Положения о закупках определено, что заявка должна содержать все сведения, указанные Заказчиком в конкурсной документации, а именно: документы, подтверждающие соответствие участника процедуры закупки требованиям к участникам, установленные Заказчиком в настоящем Положении и конкурсной документации.
В информационной карте документации о закупке определены документы, входящие в состав заявки на участие в конкурсе, в том числе:
"г) документы, подтверждающие квалификацию участника закупки.
4. Копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе: а) соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим, оказание услуг, являющихся предметом торгов.".
В части установленного требования о предоставлении документов в соответствии с пп. "а" п. 4 информационной карты представитель заказчика пояснил, что по пп. "а" п. 4 информационной карты документы участникам закупки предоставлять не требуется, поскольку законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Также представитель заказчика пояснил, что документы, подтверждающие квалификацию участника закупки определены в приложении N 2 к заявке на участие в открытом конкурсе.
В приложение N 2 к заявке на участие в открытом конкурсе "Форма предложения о качественных характеристиках услуг" указано по показателю "опыт работы", опыт оценивается количеством договоров (контрактов) по успешному оказанию аналогичных услуг сопоставимого характера за последние 2 года, предшествующих дате вскрытия конвертов с заявками на участие в настоящем конкурсе. Между тем, в информационной карте указаны критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе - количество исполненных договоров в данной сфере оказания услуг за 2014-2015 года.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Таким образом, действиями заказчика, выразившимися в неустановлении конкретного перечня документов, которые должен представить участник закупки в составе заявки для участия в конкурсе нарушен п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках и пп. 3 п. 11.5.3 Положения о закупках, а также п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, в части установления противоречивых сведений о периоде, за который должна быть представлена информация об исполненных договорах, подтверждающих успешное оказание услуг участником закупки.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Заказчиком в информационной карте конкурсной документации и в проекте договора установлено, что оплата оказанных услуг осуществляется по безналичному расчету путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя в течение 720 (семисот двадцати) дней, с момента подписания акта о приемке оказанных услуг за расчетный период.
Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу, что действия заказчика, выразившиеся в установлении в информационной карте конкурсной документации и в проекте договора условия об оплате услуг в течение 720 дней с момента подписания акта о приемке оказанных услуг, направленны на ограничение доступа к участию в закупке и указывают на наличие признаков нарушения ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу ООО "МультиОПТ" на конкурсную документацию, утвержденную заказчиком - МП "ГСТК", при осуществлении закупки способом открытого конкурса на оказание услуг по уборке территории общего пользования г. Благовещенска, объявленной извещением N 31502638223 от 06.08.2015 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, руководствуясь Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", приняла
РЕШЕНИЕ:
Признать жалобу ООО "МультиОПТ" обоснованной.
Признать в действиях заказчика нарушение:
п. 5 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 908, выразившихся в неразмещении на официальном сайте документа, содержащего перечень внесенных 11.08.2015 в документацию о закупке изменений;
п. 11.5.8 Положения о закупке, выразившихся в сокращении срока приема заявок на участие в конкурсе;
п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках и пп. 3 п. 11.5.3 Положения о закупках, выразившихся в неустановлении конкретного перечня документов, которые должен представить участник закупки в составе заявки для участия в конкурсе;
п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, выразившихся в установлении противоречивых сведений о периоде, за который должна быть представлена информация об исполненных договорах, подтверждающих успешное оказание услуг участником закупки.
3. Признать в действиях заказчика, выразившихся в установлении в проекте договора на оказание услуг условия об оплате услуг в течение 720 дней с момента подписания акта о приемке оказанных услуг, наличие признаков нарушения ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Выдать заказчику предписание об устранении нарушений.
Дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждать в связи с принятием мер по устранению выявленных нарушений по настоящему делу.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 1 сентября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016