Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
N К 15/93 (опубликовано 4 сентября 2015 г.)
Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
в присутствии представителя ответчика - администрации Аромашевского муниципального района - (доверенность N 66 от 19.08.2015),-рассмотрев дело N К15/93, возбужденное по признакам нарушения администрацией Аромашевского муниципального района (627350, Аромашевский р-н, с. Аромашево, ул. Ленина, д. 166) ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ходе проведения планового контрольного мероприятия, проведенного уполномоченной инспекцией Управления 19.05.2015 - 05.06.2015 (акт N 08 от 05.06.2015) в отношении администрации Аромашевского муниципального района, возбуждено дело N К15/93 по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в утверждении постановлением N 35 от 07.06.2013 г. Порядка предоставления бюджетных инвестиций муниципальным бюджетным и автономным учреждениям Аромашевского муниципального района, в целях удовлетворения муниципальных нужд, не предусматривающего проведения публичных процедур в случае выделения денежных средств из бюджета для автономных учреждений в целях осуществления строительства и реконструкции объектов капитального строительства (акт N 08 от 05.06.2015 г.).
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции одним из оснований для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного, приказом Тюменского УФАС России от 30.07.2015 N 418 в отношении администрации Аромашевского муниципального района было возбуждено дело по признакам нарушения ч. 1 ст.15 Закона о защите конкуренции.
В заседании комиссии по рассмотрению настоящего дела, представитель ответчика, вменяемое нарушение антимонопольного законодательства признала, пояснив при этом, что в целях устранения выявленного Тюменским УФАС нарушения администрацией Аромашевского муниципального района принято постановление от 12.08.2015 N 54 "Об отмене постановления администрации муниципального района от 07.06.2013 г. N 35".
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона о защите конкуренции в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 26.08.2015, 13:45 час.
Исследовав письменные доказательства по делу, принимая во внимание представленные объяснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Порядком предоставления бюджетных инвестиций муниципальным бюджетным и автономным учреждениям Аромашевского муниципального района, утв. постановлением администрации Аромашевского муниципального района N 35 от 07.06.2013 (далее - Порядок) установлены правила предоставления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства муниципальных бюджетных и автономных учреждений (п. 1 Порядка).
Согласно п. 6 Порядка, муниципальные учреждения для муниципальных автономных учреждений - осуществляют отбор организаций, выполняющих изыскательные, проектные и строительные работы, в соответствии с критериями, определенными учредителем, т.е. самостоятельно.
Вместе с тем, строительство и капитальный ремонт объектов муниципальной собственности является нуждой муниципального образования, поскольку осуществляется в целях решения соответствующих вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), действовавшему на момент утверждения порядка, под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Отсюда следует вывод о том, что осуществление строительства и реконструкции объектов социально-культурного назначения, является муниципальной нуждой муниципального образования, т.к. проводится за счет средств местного бюджета для решения вопросов местного значения в установленной сфере.
Закон о размещении заказов утратил силу с 01.01.2014 г., в замен которого с указанной даты действует Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон ФКС), также подлежащий обязательному применению в целях осуществления закупок для удовлетворения муниципальных нужд, в том числе в целях исполнения функций муниципальных органов (ст. ст. 1, 13 Закона ФКС). То есть с утратой силы закона о размещении заказов применительно к рассматриваемому случаю изменений не установлено, так как вновь принятый закон сохранил принцип регулирования данных правоотношений.
Таким образом, в силу требований п.п. 1, 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ)размещение заказов на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществлялось в соответствии с законодательством о РФ о размещении заказов, а сейчас - в соответствии с законодательством о ФКС.
Согласно ч. 5 ст. 24 Закона о ФКС, заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы III Закона о ФКС. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В свою очередь, непроведение публичных (конкурентных) процедур, в случае размещения муниципального заказа, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.
Учитывая изложенное, действия администрации Аромашевского муниципального района в части размещения муниципального заказа, без проведения публичных (конкурентных) процедур могут привести к ограничению конкуренции на соответствующем рынке, путем ограничения доступа неограниченного круга лиц к размещаемым закупкам.
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия, в том числе указанные в данной норме).
Таким образом, в действиях администрации Аромашевского муниципального района содержится нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в утверждении постановлением N 35 от 07.06.2013 г. Порядка предоставления бюджетных инвестиций муниципальным бюджетным и автономным учреждениям Аромашевского муниципального района, в целях удовлетворения муниципальных нужд, не предусматривающего проведения публичных процедур в случае выделения денежных средств из бюджета для автономных учреждений в целях осуществления строительства и реконструкции объектов капитального строительства.
Вместе с тем, в материалы дела ответчиком предоставлены документы, свидетельствующие об устранении нарушения, а именно постановление от 12.08.2015 N 54 "Об отмене постановления администрации муниципального района от 07.06.2013 г. N 35". Кроме того, согласно пояснениям ответчика, в соответствии с данным Порядком бюджетные инвестиции муниципальным учреждениям не предоставлялись.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьей 49, статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать в действиях администрации Аромашевского муниципального района нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в утверждении постановлением N 35 от 07.06.2013 г. Порядка предоставления бюджетных инвестиций муниципальным бюджетным и автономным учреждениям Аромашевского муниципального района, в целях удовлетворения муниципальных нужд, не предусматривавшего проведение публичных процедур в случае выделения денежных средств из бюджета для автономных учреждений в целях осуществления строительства и реконструкции объектов капитального строительства (акт N 08 от 05.06.2015 г.).
Производство по делу прекратить в связи с добровольным устранением нарушения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области N К 15/93 (опубликовано 4 сентября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016