Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
(опубликовано 13 августа 2010 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 11 августа 2010 года
Решение изготовлено в полном объеме 13 августа 2010 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе <_> рассмотрев материалы дела N 418-10-р по признакам нарушения частей 3 и 5 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - ФЗ "О рекламе", Закон о рекламе) в отношении ИП Имайкина А.З., возбужденное по заявлению физического лица (вх. N 7037-10 от 11.06.2010 г.),
в присутствии представителей ИП Имайкина А.З. - <_>
в присутствии заявителя установила:
В Пермское УФАС России (далее также - Управление) поступило заявление (вх. N 7037-10 от 11.06.2010 г.) о ненадлежащей рекламе, распространяемой в рекламных листовках в подъездах жилых домов г. Перми.
Суть заявления. В течение июня 2010 г. в подъездах жилых домов г. Перми, в т.ч. по ул. Крисанова, 15, распространялись листовки с рекламой Пермской краевой компании "Моя удача", которая на основании Муниципальной программы по улучшению жилищных условий населения предлагала заменить старые деревянные рамы на новые металлопластиковые по льготной цене. При обращении в компанию стоимость замены двустворчатого окна, включая установку окна, откосов, отливов и вывоз мусора, составит 8 500 рублей, что соответствует средней стоимость аналогичных услуг по г. Перми. Кроме того, рекламная листовка содержала ссылку на муниципальную программу по улучшению жилищных условий населения, которой, по данным Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Перми не существует.
ИП Имайкин представил письменные пояснения относительно оснований возбуждения дела N 418-10-р, согласно которым он занимается предпринимательской деятельностью с марта 2010 г., изготавливал и распространял листовки с рекламой по замене окон собственными силами, опечатку в ОГРН не заметил. Под выражением "льготные цены" подразумевал скидки, которые в действительности может предоставить в индивидуальном порядке. Текст рекламной листовки придумывал сам, без умысла нарушить законодательство о рекламе по причине отсутствия юридической грамотности.
Комиссия Пермского УФАС России, заслушав пояснения заявителя, пояснения представителей ИП Имайкина А.З., рассмотрев представленные документы, приходит к следующим выводам.
В конце вены - начале лета 2010 года в подъездах жилых домов г. Перми, в т.ч. по адресу: г. Пермь, ул. Крисанова, 15, были распространены рекламные листовки следующего содержания:
"Муниципальная программа по улучшению жилищных условий населения УВАЖАЕМЫЕ ЖИЛЬЦЫ! В период с 1 июня по 30 июня в вашем доме будет производиться замена старых деревянных рам на новые металлопластиковые по льготным ценам. Прием заявок ведется до 20 июня по телефонам: 8 (342) 286 44 11 8 952 656 44 00 Пермская краевая компания "Моя удача" ОГРН 94037710556385".
После получения заявления Шибанова А.В. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю был направлен запрос (исх. N 4928-10 от 17.06.2010 г.) в адрес руководителя Пермский краевой компании "Моя удача" о предоставлении учредительных документов, свидетельств о государственной регистрации и постановке на учет в налоговом органе, перечень осуществляемых видов деятельности, договора с рекламопроизводителем листовок, содержащих рекламу металлопластиковых окон, информацию о распространении указанных листовок, стоимость изготовления и монтажа двустворчатого окна для установки в кирпичном доме с указанием сроков и порядка замены старых деревянных рам на новые металлопластиковые, а также информацию об участии в муниципальной программе улучшения жилищных условий населения (со ссылкой на утвержденные Администрацией г. Перми нормативно-правовые акты).
В ответ на запрос были представлены документы, свидетельствующие о том, что под наименованием "Пермская краевая компания "Моя удача" осуществляет деятельность ИП Имайкин Альберт Забирович, зарегистрированный в качестве ИП 05 ноября 2009 г., осуществляющий в качестве основного вида деятельности отделочные работы, в качестве дополнительного - рекламную деятельность. Также представлен прайс-лист с указанием стоимости работ по изготовлению стандартного окна, которая составила 8 500 рублей. Кроме того, 29.06.2010 г. в Пермское УФАС России посредством электронной почты поступили письменные пояснения от ИП Имайкина, согласно которых:
- неправильный ОГРНИП указан в связи со случайной опечаткой при создании листовки;
- название "Компания "Моя удача" было упомянуто преждевременно, поскольку ООО "Моя удача" на момент распространения рекламных листовок находилось на регистрации в ИФНС по Свердловскому района г. Перми;
- применение фразы "Муниципальная программа по улучшению жилищных условий населения" без одобрения Администрации г. Перми в связи с отсутствием знаний юридического характера.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее также - ФЗ "О рекламе", Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Поскольку рассматриваемая листовка имеет целью привлечение внимания к объекту рекламирования неопределенного круга лиц, постольку Комиссией Пермского УФАС России она расценена как реклама.
Статьей 5 Закона о рекламе предусмотрены общие требования к рекламе. В соответствии с ч. 1 ст. 5 указанного закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются. Ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:
1) о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
3) об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;
4) о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;
5) об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;
6) о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;
7) об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;
8) о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;
9) об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;
10) о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;
11) о результатах исследований и испытаний;
12) о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;
13) о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;
14) об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;
15) о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;
16) о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;
17) об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;
18) о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
19) о лице, обязавшемся по ценной бумаге;
20) об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
В нарушение указанного требования Федерального закона в рекламной листовке содержится указание на продавца рекламируемого товара - Пермская краевая компания "Моя удача". На основании ч. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц, а на момент распространения рекламной листовки ООО "Моя удача" не зарегистрирована в предусмотренном законодательством порядке. Следовательно, ИП Имайкин А.З. сообщил не соответствующие действительности сведения о продавце рекламируемого товара, т.е. нарушил п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.
Также указанная реклама содержит ссылку на муниципальную программу по улучшению жилищных условий населения.
21.06.2010 г. Пермским УФАС России был направлении запрос (исх. N 5077-10) в адрес Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Перми далее также - УЖКХ) с просьбой предоставить информацию о реализации в г. Перми муниципальной программы по улучшению жилищных условий населения и участии в такой программе Пермской краевой компании "Моя удача". На указанный запрос УЖКХ ответило, что в г. Перми реализуются 2 муниципальные программы: программа расселения ветхого и аварийного жилья и программа проведения капитального ремонта, более никаких программ Администрацией г. Перми не утверждено.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 5 ФЗ "О рекламе" в рекламе не допускается указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами.
Следовательно, ИП Имайкиным нарушен п. 2 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе.
Таким образом, в тексте рассматриваемой рекламной листовки выявлено нарушение пункта 20 ч. 3 ст. 5 и пункта 2 ч. 5 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных статьей 5 указанного Закона, несёт рекламодатель.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем указанной рекламы является ИП Имайкин (617046, г. Пермь, ул. Боровая, д. 22, кв. 13), т.к. он самостоятельно, без привлечения третьих лиц разрабатывал и изготавливал текст рекламной листовки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 33 и ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе", и в соответствии с п.п. 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую в подъездах жилых домов г. Перми, в т.ч. в жилом доме по адресу: г. Пермь, ул. Крисанова, 15, поскольку в ней нарушены требования пункта 20 ч. 3 ст.5 и пункта 2 ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ИП Имайкину А.З. предписание об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ИП Имайкина А.З. административного дела по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 13 августа 2010 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ N 418-10-р
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
13 августа 2010 года г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе <_> на основании своего решения от 12.08.2010 года по делу N 418-10-р о признании ненадлежащей рекламы, распространенной в жилых дома г. Перми, в т.ч. в жилом доме по адресу: г. Пермь, ул. Крисанова, 15, поскольку в ней нарушены требования п. 20 ч. 3 ст. 5 и п. 2 ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ИП Имайкину в пятнадцатидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение п. 20 ч. 3 ст. 5 и п. 2 ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", а именно:
- не допускать распространения не соответствующих действительности сведений о продавце товаров;
- не допускать указания на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами.
2. ИП Имайкину А.З. в срок до 01 октября 2010 года представить в Пермское УФАС России документальное подтверждение исполнения п. 1 настоящего предписания.
В соответствии с ч. 2.4 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (опубликовано 13 августа 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016