Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области
от 18 августа 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - руководитель управления В.И. Шевченко,
члены Комиссии - ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования Н.В. Базарова, старший специалист 2 разряда отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования Е.В. Чуклина,
рассмотрев дело N 06-11/53-10 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы страховых компаний о проведении стимулирующего мероприятия, в присутствии:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - ООО "Бакчарский центр информации и печати", представитель <>, действующая на основании Устава;
заинтересованного лица - ОАО "Страховая группа "Региональный Альянс", представители <>, действующий на основании доверенности от 02.07.2010 NФ/12-10, <>, действующая на основании доверенности от 17.08.2010 N б/н;
без участия заявителя, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области поступило заявление ОАО "Российской государственной страховой компании" по факту распространения рекламы совместного проекта СК "Медика-Томск" и СК "Коместра" о проведении розыгрыша среди страхователей ОСАГО, заключивших договор обязательного страхования в СК "Медика-Томск". Также заявитель указал на отсутствие лицензий у СК "Коместра" и СК "Медика-Томск" на осуществлении деятельности по заключению договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. По мнению заявителя размещение указанной рекламы противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.
В ходе проверки фактов, изложенных в заявлении, установлено, что в газете "Бакчарская жизнь" N8 (395) от 30.01.2010 года на странице 10 размещена реклама следующего содержания: "Совместный проект "Коместра" и "Медика Томск" Внимание, Автовладелец! Продли полис ОСАГО в "Медика-Томск" и Выиграй 500 литров бензина.".
Аналогичная информация распространяется с использованием рекламных листовок.
Согласно ст.9 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
В рассматриваемой рекламе отсутствует информация о сроках проведения розыгрыша, что свидетельствует о признаках нарушения ст.9 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с п.20 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
В соответствии со ст.4.1 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию. Сведения о субъектах страхового дела подлежат внесению в единый государственный реестр субъектов страхового дела в порядке, установленном органом страхового надзора.
В сведениях Единого государственного реестра субъектов страхового дела у ООО "Страховая компания "Медика-Томск" отсутствует указание на вид деятельности по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
Из содержания рекламного текста следует, что страхователи могут продлить полис ОСАГО в страховой компании "Медика-Томск". Вместе с тем, ООО "СК "Медика-Томск" не вправе оказывать услугу по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, что свидетельствует о наличии в рекламе признаков нарушения п.20 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе".
Определением от 29.07.2010 Томским УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения п.20 ч.3 ст.5, ст.9 Федерального закона "О рекламе".
На заседании Комиссии по рассмотрению дел о нарушении законодательства о рекламе представитель ООО "Бакчарский центр информации и печати" пояснила, что между издателем и индивидуальным предпринимателем <> заключен договор от 08.01.2010 N2, в соответствии с которым ООО "Бакчарский центр информации и печати" обязуется по заданию ИП <> опубликовать в печатном издании "Бакчарская жизнь" подготовленные им информационные материалы. Услуги по размещению рекламы оплачены. Нарушение, выразившееся в неуказании сроков проведения розыгрыша, произошло вследствие невнимательности ответственного исполнителя за подготовку рекламы к размещению. Реклама была опубликована только в одном номере газеты.
Представитель ОАО "СГ "Региональный Альянс" пояснил, что между филиалом "Коместра-Авто" ОАО "Страховая группа "Региональный Альянс" в г.Томске и ООО "Медика-Томск" заключен агентский договор от 02.04.2009 N32 в соответствии с которым ООО "Медика-Томск", в частности, осуществляет поиск и привлечение к обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств физических и юридических лиц, осуществляет все необходимые действия, направленные на заключение, изменение договоров обязательного страховая гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Данное обстоятельство послужило поводом для указания в рекламе информации о продлении полиса ОСАГО в "Медика-Томск". Также, представитель пояснил, что филиал "Коместра-Авто" ОАО "Страховая группа "Региональный Альянс" в г.Томске заключил договор с индивидуальным предпринимателем Кривогузом С.А. об оказании комплекса услуг по размещению рекламы филиала. При этом, рекламный макет для размещения в газете "Бакчарская жизнь" не был согласован с филиалом "Коместра-Авто". Рекламные листовки, содержащие аналогичную информацию, что и в объявлении печатного издания "Бакчарская жизнь" отличаются указанием срока проведения розыгрыша. Указанные листовки распространялись через почтовые ящики автовладельцев с.Бакчар. В настоящий момент розыгрыш проведен, приз вручен победителю.
Рассмотрев материалы дела и выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия считает установленным следующее.
В газете "Бакчарская жизнь" N8 (395) от 30.01.2010 года на странице 10 и на рекламных листовках размещена информация следующего содержания: "Совместный проект "Коместра" и "Медика Томск" Внимание, Автовладелец! Продли полис ОСАГО в "Медика-Томск" и Выиграй 500 литров бензина."
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе (далее - ФЗ "О рекламе", Закон) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Указанная выше информация обладает всеми признаками рекламы, определенными пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе".
Согласно ст.9 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
В рекламе, размещенной в газете "Бакчарская жизнь" N8 (395) от 30.01.2010 года на странице 10 отсутствует информация о сроках проведения розыгрыша, что свидетельствует о нарушении ст.9 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с чч.6, 7 ст.38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение ст.9 указанного закона несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ОАО "СГ "Региональный альянс" в лице филиала "Коместра-Авто" ОАО "СГ "Региональный Альянс" в городе Томске, рекламораспространителем ООО "Бакчарский центр информации и печати" (договор от 11.01.2010, договор от 08.01.2010 N2, платежное поручение от 05.02.2010 N68).
В соответствии пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Кроме того, из содержания рекламы следует, что полис ОСАГО можно продлить в страховой компании "Медика-Томск". Вместе с тем, Комиссией установлено, что между филиалом "Коместра-Авто" ОАО "Страховая группа "Региональный Альянс" в г.Томске и ООО "Медика-Томск" заключен агентский договор от 02.04.2009 N32 в соответствии с которым ООО "Медика-Томск", в частности, осуществляет поиск и привлечение к обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств физических и юридических лиц, осуществление всех необходимых действий, направленных на заключение, изменение договоров обязательного страховая гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Данные обстоятельства послужили указанию в рекламе информации о продлении полиса ОСАГО в "Медика-Томск". При этом, лицензия на осуществление страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств выдана ОАО "Страховая группа "Региональный Альянс" (лицензия от 26.12.2007 С N2923 77 выдана Федеральной службой страхового надзора).
С учетом изложенного, по результатам рассмотрения дела признаки нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" Комиссия считает не подтвержденными.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в газете "Бакчарская жизнь" N8 (395) от 30.01.2010 года на странице 10 следующего содержания: "Совместный проект "Коместра" и "Медика Томск" Внимание, Автовладелец! Продли полис ОСАГО в "Медика-Томск" и Выиграй 500 литров бензина.", поскольку в ней нарушены требования статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
2. Не выдавать ООО "Бакчарский центр информации и печати" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 25 августа 2010 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии В.И. Шевченко
Члены Комиссии Н.В. Базарова
Е.В. Чуклин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 18 августа 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016