Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл
(опубликовано 19 августа 2010 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 17 августа 2010 г.
Решение изготовлено в полном объеме 18 августа 2010 г.
Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Зубарев В.В.;
член Комиссии - специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Мингазов Р.Ш.;
член Комиссии - специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Жарикова Е.Б.,
рассмотрев дело N 03-37/23 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) при размещении в газете "Волжские страницы" N 19 от 22 мая 2010 года рекламы следующего содержания: "Магазин игрушек "ВИННИ ПУХ" кто ходит в гости в "ВИННИ ПУХ" тот поступает мудро Хоть ты лопни, хоть ты тресни, "ВИННИ ПУХ" на первом месте. Скидки 10 % ко дню защиты детей Адрес: ХХХ Тел. ХХХ",
в присутствии представителей:
от рекламопроизводителя и рекламораспространителя - ИП Максимовой;
от рекламодателя - ИП Ишекова,
УСТАНОВИЛА:
В ходе проведения мониторинга рекламы, размещенной в газете "Волжские страницы" N 19 от 22 мая 2010 года (далее - Газета), специалистами Марийского УФАС России обнаружена реклама, содержащая признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Так на второй полосе Газеты размещена реклама следующего содержания: "Магазин игрушек "ВИННИ ПУХ" кто ходит в гости в "ВИННИ ПУХ" тот поступает мудро Хоть ты лопни, хоть ты тресни, "ВИННИ ПУХ" на первом месте. Скидки 10 % ко дню защиты детей Адрес: г. Волжск, ул. ХХХ Тел. ХХХ" (далее - информация ИП Ишекова).
Результаты мониторинга зафиксированы актом от 17 июня 2010 года.
Антимонопольным органом установлено и подтверждается материалами дела, что размещение информации ИП Ишекова в Газете осуществлялось на основании договора, заключенного между ИП Максимовой и ИП Ишековым.
В письме от 07.07.2010 года ИП Максимова призала факт нарушения Закона о рекламе.
ИП Ишеков согласился с мнением антимонопольного органа. Подробно позиция ИП Ишекова изложена в письменном объяснении от 12.08.2010 года.
Заслушав объяснения лиц участвующихо в деле и изучив представленные документы и материалы, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.
Согласно статье 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Таким образом, информация ИП Ишекова, является рекламой.
В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, распространении и размещении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Присутствующая в рекламе фраза "Хоть ты лопни, хоть ты тресни, "ВИННИ ПУХ" на первом месте" (далее - Фраза), указывает на преимущества магазина игрушек "ВИННИ ПУХ" перед другими магазинами игрушек.
При таких обстоятельствах, Фраза должна быть обоснована, и соответствовать действительности, а рекламная информация должна содержать ссылку на наличие такого обоснования (исследования).
В качестве документального обоснования использования Фразы ИП Максимовой был представлен "Опрос населения г. Волжск от 05.03.2010 г." (далее - Опрос).
Однако, представленный ИП Максимовой Опрос не может быть принят Комиссией Марийского УФАС России в качестве доказательства по следующим основаниям.
В письме от 07.07.2010 г. ИП Максимова пояснила, что в Опросе принимали участие 100 человек. Жителям города были заданы следующие вопросы:
1. Самый богатый ассортимент игрушек
2. Самый вежливый персонал
3. Самая большая площадь магазина
По результатам Опроса магазин "Вини - Пух" занял первое место.
На заседании Комиссии Марийского УФАС России ИП Максимова пояснила, что по просьбе ИП Ишекова ей было опрошено 10 - 20 жителей г. Волжска. Опрошенным было предложено ответить на указанные выше вопросы, при этом, их выбор был ограничен тремя магазинами: "Бемби", "Вини - Пух", "Тигруля".
В ходе рассмотрения дела, антимонопольным органом установлено, что в г. Волжск продажу игрушек в розницу осуществляют 5 магазинов, из них 3 магазина: "Бемби", "Тигруля" и "Вини - Пух", принадлежат ИП Ишекову.
Учитывая изложенное, Комиссия Марийского УФАС России пришла к выводу о том, что представленный ИП Максимовой Опрос является не объективным, следовательно, не может быть принят в качестве доказательства правомерности использования Фразы.
Таким образом, реклама ИП Ишекова нарушает требования пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, реклама ИП Ишекова является ненадлежащей.
В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе несёт рекламодатель и рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Согласно статье 3 Закона о рекламе рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Согласно выписке из ЕГРИП основным видом экономической деятельности ИП Максимовой является издание газет.
Антимонопольным органом установлено, и подтверждается материалами дела, что ИП Ишеков сделал устную заявку на размещение рекламы профессионалу в области рекламной деятельности - менеджеру ИП Максимовой. Макет рекламы был изготовлен менеджером ИП Максимовой. При согласовании макета рекламного объявления, ИП Ишеков не получал предупреждения о возможном нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе.
Таким образом, ИП Ишеков является рекламодателем, ИП Максимова - рекламопроизводителем и рекламораспространителем.
На заседании Комиссии Марийского УФАС России ИП Максимова указала, что нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе произошло по ее вине.
На момент рассмотрения дела, на обозрение Комиссии Марийского УФАС России доказательств прекращения размещения рассматриваемой рекламы, представлено не было.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу ИП Ишекова, размещенную в газете "Волжские страницы" N 19 от 22 мая 2010 года, следующего содержания: "Магазин игрушек "ВИННИ ПУХ" кто ходит в гости в "ВИННИ ПУХ" тот поступает мудро Хоть ты лопни, хоть ты тресни, "ВИННИ ПУХ" на первом месте. Скидки 10 % ко дню защиты детей Адрес: г. Волжск, ул. ХХХ Тел. ХХХ", поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
2. Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ИП Ишекову и ИП Максимовой.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии В.В.Зубарев
Члены Комиссии Е.Б.Жарикова
Р.Ш.Мингазов
ПРЕДПИСАНИЕ N 03-37/23
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
18 августа 2010 года г. Йошкар-Ола
Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Зубарев В.В.;
член Комиссии - специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Мингазов Р.Ш.;
член Комиссии - специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Жарикова Е.Б.,
на основании своего решения от 18 августа 2010 года по делу N 03-37/23 о признании ненадлежащей рекламы ИП Ишекова, размещенной в газете "Волжские страницы" N 19 от 22 мая 2010 года, следующего содержания: "Магазин игрушек "ВИННИ ПУХ" кто ходит в гости в "ВИННИ ПУХ" тот поступает мудро Хоть ты лопни, хоть ты тресни, "ВИННИ ПУХ" на первом месте. Скидки 10 % ко дню защиты детей Адрес: г. Волжск, ул. ХХХ Тел. ХХХ", ввиду нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ИП Ишекову прекратить распространение рекламы магазина игрушек "ВИННИ ПУХ", которая содержит несоответствующие сведения о преимуществах указанного магазина перед другими магазинами детских игрушек ("на первом месте"), нарушающей требования пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Срок исполнения предписания 10 дней со дня получения настоящего предписания.
2. ИП Ишекову представить в Марийское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 17 сентября 2010 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Марийское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии В.В.Зубарев
Члены Комиссии Е.Б.Жарикова
Р.Ш.Мингазов
ПРЕДПИСАНИЕ N 03-37/23
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
18 августа 2010 года г. Йошкар-Ола
Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Зубарев В.В.;
член Комиссии - специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Мингазов Р.Ш.;
член Комиссии - специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Жарикова Е.Б.,
на основании своего решения от 18 августа 2010 года по делу N 03-37/23 о признании ненадлежащей рекламы ИП Ишекова, размещенной в газете "Волжские страницы" N 19 от 22 мая 2010 года, следующего содержания: "Магазин игрушек "ВИННИ ПУХ" кто ходит в гости в "ВИННИ ПУХ" тот поступает мудро Хоть ты лопни, хоть ты тресни, "ВИННИ ПУХ" на первом месте. Скидки 10 % ко дню защиты детей Адрес: г. Волжск, ул. ХХХ Тел. ХХХ", ввиду нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ИП Максимовой прекратить распространение в газете "Волжские страницы" рекламы магазина игрушек "ВИННИ ПУХ", которая содержит несоответствующие сведения о преимуществах указанного магазина перед другими магазинами детских игрушек ("на первом месте"), нарушающей требования пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Срок исполнения предписания 10 дней со дня получения настоящего предписания.
2. ИП Максимовой представить в Марийское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 17 сентября 2010 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Марийское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии В.В.Зубарев
Члены Комиссии Е.Б.Жарикова
Р.Ш.Мингазов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (опубликовано 19 августа 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016