Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 20 августа 2010 г.
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации "О рекламе" в составе <_> <_> <_> рассмотрев, в присутствии представителя по доверенности от ОАО "Русь Банк" <_> (доверенность N103 от 29.12.2009 г.), а так же представителей по доверенности от МУП "Продюсерский центр "Вся Уфа" <_> (доверенность 310-239 от 29.08.2010 г.), и <_> (доверенность N10-239 от 20.08.2010 г.), дело NР-114-10 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения социальной рекламы "Письма с фронта" размещенной 10 мая 2010 г. в 14 ч. 45 мин. местного времени в эфире телеканала "Вся Уфа" МУП "Продюсерский центр "Вся Уфа" городского округа город Уфа Республики Башкортостан (DVD- диск с записью данной социальной рекламы приложен к материалам дела), рекламодатель ОАО "Русь-Банк" установила:
Социальная реклама "Письма с фронта" размещенная 10 мая 2010 г. в 14 ч. 45 мин. местного времени в эфире телеканала "Вся Уфа" МУП "Продюсерский центр "Вся Уфа" городского округа город Уфа Республики Башкортостан (DVD- диск с записью данной социальной рекламы приложен к материалам дела), рекламодатель ОАО "Русь-Банк" имеет признаки нарушения части 4 статьи 10 Федерального закона "О рекламе" в части того, что:
- в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических и юридических лицах, за исключением упоминания об органах государственной власти, об иных государственных органах, об органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, и о спонсорах.
В данном случае в вышеуказанной социальной рекламе имеет место упоминание о юридическом лице ОАО "Русь-Банк"
Ответственность за нарушение ч.4 ст.10 Федерального закона "О рекламе" в соответствии со ст.38 Федерального закона "О рекламе" возложена на рекламодателя.
27.07.2010 г. ОАО "Русь-Банк" представлены объяснения (вх. N6540 от 27.07.2010 г.) о том, что 25.01.2010 г. между ОАО "Русь-Банк" и МУП "Продюсерский центр "Вся Уфа" был заключен договор на оказание услуг N250110. В соответствии с условиями данного договора Банк поручил Продюсерскому центру выполнить работу по рекламно-информационной поддержке на канале "Вся Уфа" в объеме и на условиях, предусмотренных Программами работ по рекламе, указанными в Приложениях в договору. Следовательно, договор является рамочным, определяющим возможность отношений сторон в сфере рекламно-информационной поддержки на канале "Вся Уфа" а конкретные виды и условия рекламно-информационной поддержки определяются в соответствующих Приложениях к договору. Вышеуказанная реклама явилась результатом взаимоотношений сторон по договору, основанных на таких приложениях в к договору как Программа работ по рекламе от 08.02.2010 г., являющейся офертой Продюсерского центра (далее именуется "Программа работ") и Приложением от 19.02.2010 г. N3 (акцептом Программы работ). Программу работ было предложено в срок до 01.03.2010 г. акцептовать - подписать с Продюсерским центром Приложение к договору с указанием на условия спонсорства в проекте "Письма с фронта" содержащиеся в Программе работ (оферте), которая в этом случае так же становилась неотъемлемой частью договора - его Приложением. Согласно п.3 ст.434 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий считается акцептом, при этом исходя из п.3 ст.434 ГК РФ считается соблюденной письменная форма сделки). Согласно Программе работ Продюсерский центр предложил Багку в рамках договора стать спонсором проекта "Письма с фронта" путем предоставления денежных средств в размере 200 000 рублей (Двести тысяч рублей).По программе работ предлагалось при трансляции и анонсировании видеороликов о войне разместить информацию о Банке и о Продюсерском центре как о спонсорах проекта. В результате творческой деятельности Продюсерского центра (создание видеороликов о войне) на денежные средства Банка (спонсорское участие) и путем трансляции Продюсерским центром указанных видеороликов до неопределенного круга лиц-телезрителей был доведен проект "Письма с фронта" (т.е. была сделана социальная реклама). Участие в качестве спонсора в проекте "Письма с фронта" в размере, установленном Программой работ (200 000 рублей) оплачено Банком полностью, что подтверждается прилагаемыми к настоящему объяснению актом N00000086 от 28.06.2010 г. и платежным поручением N20349 от 04.06.2010 г. Представлены следующие документы: копия договора N250110 на оказание услуг от 25.01.2010 г., Программа выполнения работ по проведению рекламных мероприятий ОАО "Русь-Банк" от 29.01.2010 г., Медиаплан размещения на телеканале "Вся Уфа" с 08 января по 19 января 2010 года, копия акта N00000015 от 25.02.2010 г., копия платежного поручения N38382 от 19.02.2010 г., копия платежного поручения 334 от 04.02.2010 г., Программа работ по рекламе Продюсерского центра "Вся Уфа" Программа выполнения работ по проведению рекламных мероприятий ОАО "Русь-Банк" от 19.02.2010 г., копия акта 00000086 от 28.06.2010 г., копия платежного поручения N20349 от 04.06.2010 г., копии учредительных документов ОАО "Русь-Банк"
11.08.2010 г. ОАО "Русь-Банк" представлены объяснения (вх. N7028 от 11.08.2010 г.) о том, что согласно заключенному договору между ОАО "Русь-Банк" и МУП "Продюсерский центр "Вся Уфа" N250110 конкретные вид и условия рекламно-информационной поддержки должны определяться в соответствующих приложениях в Договору. Приложение N3 к данному Договору содержит перечень рекламных услуг, часть из которых вытекает из спонсорских отношений сторон по размещению логотипа спонсора в социальной рекламе (п.п.1.1, 1.2), а часть - из отношений по размещению коммерческой рекламы Банка (1.3, 1.4 еще не оказанные услуги Продюсерским центром). При этом спонсорская часть уже оплачена Банком, и соответствующие отношения завершились, а услуги по размещению коммерческой рекламы Банка оплачены авансом. Соответствующая конкретизация периодов оплаты и момента оказания услуг в части размещения рекламы, содержащей информацию именно коммерческого характера, об их изменении по сравнению с ранее установленными условиями (п.п.1.3. 1.4 Приложения N3 от 19.02.2010 г. к Договору) были изменены сторонами путем подписания 27.07.2010 г. Приложения N4 к Договору (вместе с медиапланом) - Приложением N1 к Приложению N4 от 27.07.2010 г. к Договору). По договору между сторонами сложилась практика согласования выходов в эфир конкретного вида рекламно-информационной поддержки (в виде графиков и медиапланов), поэтому перед размещением логотипа Банка в социальной рекламе "Письма с фронта" стороны так же оформили соответствующий график согласования размещения логотипа Банка в качестве спонсора проекта на канале "Вся Уфа" Подписанию указанного графика предшествовало электронное согласование факта размещения логотипа. Как видно и из электронной переписки сторон, речь в согласовании шла исключительно о согласовании логотипа Банка и нюансах такого логотипа в части указания на лицензию ЦБ РФ. Никаких других согласований по проекту "Письма с фронта" между сторонами не происходило. И Банк и Продюсерский центр являлись спонсорами проекта "Письма с фронта" Банк не являлся изготовителем социальной рекламы. Банк и Продюсерский центр обозначили свое участие в социальной рекламе (проекте "Письма с фронта") в качестве спонсоров в форме, в достаточной степени позволяющей определить стороны как спонсоров (Телеканал "Вся Уфа" и "Русь-Банк" представляют). Согласно письму ФАС РФ от 09.08.2006 NАК 13075 указать на свое спонсорство можно в любой форме, позволяющей обозначить свое участие в спонсируемом мероприятии. Представлены следующие документы: график размещения логотипа Заказчика - спонсора проекта "Письма с фронта" на канале "Вся Уфа" с 01.04.2010 г. по 30.06.2010 г., копия приложения N1 к Приложению N4 от 27.07.2010 г. к Договору N250110 от 25.01.2010 г., копия платежного поручения N120 от 04.08.2010 г., электронная переписка, копия программы выполнения работ по проведению рекламных мероприятий ОАО "Русь-Банк" - приложение N4 к Договору N250110 от 25.01.2010 г.
20.08.2010 г. МУП "Продюсерский центр "Вся Уфа" представлены объяснения (вх. N7389 от 20.08.2010 г.) о том, что ОАО "Руь-Банк" было предложено стать спонсором данного проекта путем финансирования проекта и обозначения его и Продюсерского центра "Вся Уфа" перед трансляцией роликов в качестве спонсоров - лиц, представляющих проект. На совещании рабочей группы 24.02.2010 г. (протокол прилагается) было решено, что некорректно называть канал "Вся Уфа" и ОАО "Русь-Банк" спонсорами. Слово "спонсор" - иностранное, носит (на слуху) "коммерческую окраску" Учитывая, что ролики могут смотреть и ветераны ВОВ и другие пожилые люди, прямое называние спонсоров "спонсорами" в такой социальной акции как "Письма с фронта" может привести к обратному эффекту. Для социальной рекламы приемлемо указывать перед ее трансляцией на действие, по которому можно судить о спонсорстве определенного лица, т.е. на представление проекта лицами, предоставившими соответствующие средства (финансовые, творческие). Обозначили спонсорское участие словами: "Телекомпания "Вся Уфа" и "Русь-Банк" представляют проект "Письма с фронта"
ОАО "Русь-Банк" представлены объяснения (вх. N7388 от 20.08.2010 г.) о том, что для обозначения спонсора в спонсорской рекламе законодатель в ст.3 ФЗ "О рекламе" определил, что такое упоминание в ней обязательно. По мнению ФАС России (письмо ФАС России от 09.08.2006 NАК 13075) в спонсорской рекламе указать на свое спонсорство можно в любой форме, позволяющей обозначить свое участие в спонсируемом мероприятии. Значит это приемлемо и для социальной рекламы, для которой законодатель не устанавливает критериев упоминания о спонсоре. Следовательно, приемлемо указывать перед трансляцией социальной рекламы на действие, по которому можно судить о спонсорстве определенного лица - например, на представление проекта лицами, предоставившими соответствующие средства (финансовые, творческие).
Анализ представленных материалов дела NР114-10 показал, что в социальной рекламе "Письма с фронта" размещенной 10 мая 2010 г. в 14 ч. 45 мин. местного времени в эфире телеканала "Вся Уфа" МУП "Продюсерский центр "Вся Уфа" городского округа город Уфа Республики Башкортостан (DVD- диск с записью данной социальной рекламы приложен к материалам дела), рекламодатель ОАО "Русь-Банк" отсутствует нарушение ч.4 ст.10 Федерального закона "О рекламе", т.к. согласно ч.4 ст.10 Федерального закона "О рекламе" в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических и юридических лицах, за исключением упоминания об органах государственной власти, об иных государственных органах, об органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, и о спонсорах.
В данном случае спонсорство ОАО "Русь-Банк" и телеканала "Вся Уфа" в социальной рекламе "Письма с фронта" обозначены в полной мере с помощью текста: "Телекомпания "Вся Уфа" и "Русь-Банк" представляют проект "Письма с фронта" Согласно письма ФАС России от 09.08.2006 NАК 13075) указать на себя как на спонсора, рекламодатель может в любой форме, позволяющей обозначить свое участие в спонсируемом мероприятии Следовательно, приемлемо указывать перед трансляцией социальной рекламы на действие, по которому можно судить о спонсорстве определенного лица - например, на представление проекта лицами, предоставившими соответствующие средства (финансовые, творческие). Таким образом, в данном случае в вышеуказанной социальной рекламе имеет место упоминание о юридическом лице ОАО "Русь-Банк" как о спонсоре данного проекта "Письма с фронта"
В связи с не подтверждением в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе со стороны рекламодателя ОАО "Русь-Банк" руководствуясь пунктом 36 "а" Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия определила:
Производство по делу N Р-114-10 в отношении ОАО "Русь-Банк (107078, г.Москва, ул.Мясницкая, д.43 строение 2; Уфимский филиал ОАО "Русь-Банк" 450077, г.Уфа, ул.Цюрупы, д.79) - ПРЕКРАТИТЬ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 20 августа 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016