Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
от 23 августа 2010 г.
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:
Агарковой О.Е. - председатель Комиссии, и.о. начальника отдела контроля размещения госзаказа,
Булындиной Ю.В. - член Комиссии, государственный инспектор отдела контроля размещения госзаказа,
Кречковской Е.А. - член Комиссии, специалист I разряда отдела контроля размещения госзаказа,
при участии:
1)- старший специалист (по обеспечению) группы договорной работы отделения инженерно-технического обеспечения и договорной работы комендантского отдела подразделения тылового обеспечения УВД по г. Волгограду, старший лейтенант внутренней службы (доверенность N 55/14-219 от 20.08.2010 г.);
2)- представитель ООО "СО "Советник" (доверенность N 17 от 12.11.2009 г.);
3)- директор ООО "Ремстройторгсервис" (по паспорту),
рассмотрев материалы дела N 10-06/06-401, возбужденного по жалобе ООО "Ремстройторгсервис" на действия Единой комиссии при проведении открытого аукциона "На право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту дежурной части отдела милиции N 3 УВД по г. Волгограду" установила:
В УФАС по Волгоградской области 16.08.2010 г. вх. N 5016 поступила жалоба ООО "Ремстройторгсервис" в которой обжалуются действия Единой комиссии при проведении открытого аукциона "На право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту дежурной части отдела милиции N 3 УВД по г. Волгограду"
Из жалобы ООО "Ремстройторгсервис" следует, что обществу было отказано в допуске к участию в открытом аукционе по следующим основаниям:
- в заявке участника размещения заказа указание материала, с применением которого будут выполняться работы, сопровождается словами "или эквивалент"
- в представленном в составе заявки платежном поручении отсутствуют надлежащие отметки банка о дате списания денежных средств со счета плательщика;
- назначение платежа, указанное в платежном поручении, не соответствует требованиям п. 2.2.11 документации об аукционе.
Заявитель с решением комиссии заказчика не согласен, считает, что заявка ООО "Ремстройторгсервис" была подана в полном соответствии с требованиями документации об открытом аукционе.
В связи с этим заявитель просит рассмотреть жалобу по существу.
Рассмотрев жалобу на соответствие требованиям статей 57-58 Федерального Закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Управление ФАС по Волгоградской области признало их достаточными, назначив рассмотрение на 23 августа 2010 года на 10 часов 00 минут. На рассмотрение жалобы явились представители заказчика, специализированной организации и заявителя.
Представители заказчика на рассмотрение жалобы представили письменное объяснение по фактам, послужившим основанием для подачи жалобы, в котором пояснили следующее:
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе N214 от 13.08.10 г. единой комиссией заказчика было принято решение отказать в допуске к участию в открытом аукционе ООО "Ремстройторгсервис" заявка которого не соответствовала требованиям документации по следующим причинам:
-в Приложении N1 "Заявка на участие в открытом аукционе" раздела 14 "Формы для заполнения" было установлено требование, в соответствии с которым участник размещения заказа в заявке на участие в аукционе должен указать наименование материалов или их эквивалентов в соответствии с разделом 12 "Техническое задание" Кроме того, в случае, если участник размещения заказа предлагает эквивалент материалов, в своей заявке на участие в аукционе он должен привести подробное описание технических и качественных характеристик предлагаемых эквивалентов. В заявке участника ООО "Ремстройторгсервис" указание материала, с применением которого будут выполняться работы, сопровождается словами или эквивалент, в связи с чем у заказчика отсутствует возможность определить, с применением какого материала будут выполняться работы, являющиеся предметом открытого аукциона, и, следовательно, определить степень соответствия указанного материала потребностям заказчика.
- в представленном в составе заявки на участие в аукционе платежном поручении, подтверждающем перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, отсутствуют надлежащие отметки банка о дате списания денежных средств со счета плательщика. В соответствии с пунктом 3.8 части 1 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденного указанием Центрального банка Российской Федерации от 03.10.2002 N2-n, при оплате платежного поручения на всех экземплярах расчетного документа в поле "Списано со сч. плат." проставляется дата списания денежных средств со счета плательщика. Платежное поручение без отметки банка в поле "Списано со сч. плат." является распоряжением владельца счета провести определенную денежную сумму на счет получателя средств, тогда как Закон о размещении заказов N 94-ФЗ и п. 4.3.2. документации об аукционе требует от участника размещения заказа предоставления документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения;
- назначение платежа, указанное в платежном поручении (N101 от 26.07.2010 г.), подтверждающем перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, которое представлено в составе заявки на участие в аукционе, не соответствует требованиям п. 2.2.11 документации об аукционе, согласно которому "Документ, подтверждающий внесение обеспечения заявки, должен содержать следующую информацию: в платежном поручении в поле "Назначение платежа" обязательно указывается следующее: "Обеспечение заявки на участие в аукционе. Средства по аукциону (указывается наименование аукциона)""
Согласно абз. 3 п. Письма Минэкономразвития России и ФАС России от 20 августа 2009 г. "О разъяснении отдельных положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. N94-ФЗ О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" комиссия вправе отказать участнику в допуске к участию в торгах в случае, если в представленном в составе заявки на участие в аукционе платежном поручении содержатся сведения о назначении платежа, не соответствующие указанным в документации об аукционе.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона о размещении заказов заявка на участие в аукционе не допускается комиссией по размещению заказов к участию в аукционе в случае ее несоответствия требованиям документации об аукционе.
Таким образом, заявка ООО "Ремстройторгсервис" должна быть отклонена в соответствии с п. 4.ч.1. ст. 12 Закона о размещении заказов.
По результатам рассмотрения всех материалов дела, Комиссия Управления ФАС России по Волгоградской области пришла к выводу о том, что жалоба ООО "Ремстройторгсервис" необоснованна в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В соответствии с ч. 3 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 настоящей статьи. Иных случаев использования слов "или эквивалент" в Законе о размещении заказов не предусмотрено, в том числе, не предусмотрено его использование в заявке участника размещения заказа при указании товарного знака.
Комиссией Волгоградского УФАС установлено, что в документации о рассматриваемом открытом аукционе указание на товарный знак материалов, которые должны быть использованы при выполнении работ, сопровождалось словами "или эквивалент"
В Приложении N1 "Заявка на участие в открытом аукционе" раздела 14 "Формы для заполнения" было установлено требование, в соответствии с которым участник размещения заказа в заявке на участие в аукционе должен указать наименование материалов или их эквивалентов в соответствии с разделом 12 "Техническое задание"
Однако в заявке участника ООО "Ремстройторгсервис" указание материала, с применением которого будут выполняться работы, также как и в документации об аукционе, сопровождается словами "или эквивалент" Следовательно, заявка данного участника не содержит конкретного предложения о материалах, используемых при выполнении работ по предмету контракта. В связи с этим, комиссия заказчика не может сделать вывод о том, с применением какого материала будут выполняться работы, являющиеся предметом открытого аукциона.
В соответствии со ст. 35 Закона о размещении заказов для участия в аукционе участник размещения заказа подает заявку на участие в аукционе в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе.
Помимо иных документов, заявка на участие в аукционе должна содержать также документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в аукционе, или копии таких документов, к которым в том числе относится документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, в случае, если в документации об аукционе содержится указание на требование обеспечения такой заявки (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, или копию такого поручения).
Комиссией Волгоградского УФАС установлено, что такое обеспечение заявки участниками размещения заказа было определено.
Порядок осуществления безналичных расчетов в Российской Федерации регулируется Положением Центрального банка Российской Федерации от 03.10.2002 N2-П (далее - Положение N2-П).
В силу ст. 7 Федерального закона "О центральном банке РФ" от 10 июля 2002 года N86-ФЗ банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Согласно указанному Положению банки осуществляют операции по счетам на основании расчётных документов, которые представляют собой оформленные в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронные платёжные документы. К расчётным документам относится, в частности, распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счёта и их перечислении на счёт получателя средств.
При осуществлении безналичных расчётов могут использоваться платёжные поручения. При приёме банком расчётных документов осуществляется их проверка в соответствии с требованиями, установленными правилами ведения бухгалтерского учёта. Платёжным поручением является распоряжение владельца счёта (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчётным документом, перевести определённую денежную сумму на счёт получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платёжное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счёта либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. При оплате платёжного поручения на всех экземплярах расчётного документа в поле "Списано со сч. плат." проставляется дата списания денежных средств со счёта плательщика, в поле "Отметки банка" проставляются штамп банка и подпись ответственного исполнителя (пункты 2.1-2.3, 2.16. 3.1, 3.8, 3.9 Положения N 2-П).
Наличие платежного поручения без отметки банка о списании денежных средств не является документом, подтверждающим такое списание, поскольку в силу п. 3.5 указанного положения, платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика.
На основании изложенного, в соответствии с пунктом 3.8 части 1 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденного указанием Центрального банка Российской Федерации от 03.10.2002 N 2-П, достаточным подтверждением исполнения банковской операции по перечислению денежных средств следует считать такое платежное поручение, в котором в поле "Списано со счета плательщика" проставлена дата списания денежных средств со счета плательщика, в поле "Отметки банка" - штамп банка и подпись ответственного исполнителя.
Комиссией УФАС по Волгоградской области в ходе рассмотрения жалобы заявителя установлено, что участником размещения заказа - ООО "Ремстройторгсервис" в составе заявки представлено платежное поручение, в котором отсутствуют отметки банка о списании денежных средств со счета плательщика.
Вместе с тем, согласно разъяснениям Минэкономразвития России и ФАС России от 20 августа 2009 года, размещенным на сайте www.fas.gov.ru, "О разъяснении отдельных положений Федерального закона от 21 июля 2005 года N94-ФЗ "О размещении заказов." "конкурсная или аукционная комиссия вправе отказать участнику в допуске к участию в торгах в случае, если в представленном платежном поручении (копии платежного поручения) содержатся сведения о назначении платежа, не соответствующие указанным в документации о торгах"
Комиссией Волгоградского УФАС установлено, что в документации об открытом аукционе в п. 2.2.11 было указано, что документ, подтверждающий внесение обеспечения заявки, должен содержать следующую информацию: в платежном поручении в поле "Назначение платежа" обязательно указывается следующее: "Обеспечение заявки на участие в аукционе. Средства по аукциону (указывается наименование аукциона)"
Участник размещения заказа - ООО "Ремстройторгсервис" в составе заявки представил платежное поручение, в котором в поле "Назначение платежа" содержатся сведения, не соответствующие указанным в документации об аукционе.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона о размещении заказов при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе.
Таким образом, из изложенного выше следует, что заявка ООО "Ремстройторгсервис" была правомерно отклонена комиссией заказчика на основании п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона о размещении заказов.
Внеплановая проверка процедуры размещения данного заказа на предмет соблюдения законодательства РФ и иных нормативных актов РФ о размещении заказов нарушений не выявила.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, решила:
Признать жалобу ООО "Ремстройторгсервис" необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 23 августа 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016