Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
от 17 августа 2010 г.
Резолютивная часть решения объявлена 03 августа 2010 года.
В полном объеме Решение изготовлено 17 августа 2010 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее Комиссия Пермского УФАС России) в составе: <_>
рассмотрев дело N 377-10-А в отношении ООО "Данкор" (614068, г.Пермь, ул.Окулова, 80, корпус 111, офис 619) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Федеральный закон "О защите конкуренции"), в части действий занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц, основанием для возбуждения дела явились поступившие в адрес Пермского УФАС России заявления физических лиц <_> и <_>
в присутствии представителя ООО "Данкор": коммерческого директора <_> (доверенность имеется в материалах дела);
в отсутствии: заявителей <_><_>
Отсутствие заявителей не препятствует полному и всестороннему рассмотрению дела в связи с тем, что дело возбуждено в защиту неопределенного круга лиц, которым необходимо осуществить въезд на территорию автостоянки в целях остановки для посадки, высадки пассажиров и погрузки, выгрузки багажа, интересы которых ущемляются навязыванием ООО "Данкор" услуг по хранению автотранспортных средств.
На основании вышеизложенного дело рассмотрено в отсутствии заявителей - физических лиц <_> <_> установила:
В адрес Пермского УФАС России поступили заявления <_> вх. N 6948-10 от 09.06.2010) и <_> (вх. N 7387-10 от 21.06.2010) с жалобой на действия ООО "Данкор".
В своих заявлениях <_> <_> указывают на факты отказа работников автостоянки (парковки), расположенной на привокзальной площади "Станция Пермь-II" (далее автостоянка), пропустить автомобиль заявителей проехать к железнодорожному вокзалу в целях остановки для посадки, высадки пассажиров и погрузки, выгрузки багажа.
30 мая 2010 года работники автостоянки не пропустили <_> проехать без оплаты по территории автостоянки в целях остановки для посадки пассажира прибывшего на поезде N 74 рейсом Санкт-Петербург - Пермь-II.
20 июня 2010 года работники автостоянки не пропустили <_> проехать без оплаты по территории автостоянки в целях остановки для высадки пассажира, опаздывающего на поезд.
На заседании комиссии по рассмотрению настоящего дела представитель ООО "Данкор" по факту нарушений пояснил следующее.
Штатные работники (охранники) автостоянки в течение восьми дней допустили нарушение распоряжения администрации ООО "Данкор". Нарушение выразилось в самовольном решении работников автостоянки взимать плату за въезд на территорию автостоянки в целях остановки для посадки, высадки пассажиров и погрузки, выгрузки багажа.
Работники автостоянки привлечены к дисциплинарной ответственности.
До пассажиров поездов, следующих через станцию Пермь-II, доведена надлежащая информация о бесплатном въезде на территорию автостоянки в целях посадки, высадки пассажиров и погрузки, выгрузки багажа.
Также представитель ООО "Данкор" отметил, что в настоящее время на автостоянке оборудовано место для посадки и высадки пассажиров, данное место размещено рядом с будкой охранника.
Заслушав объяснения ООО "Данкор" - ответчика и рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующее:
ООО "Данкор" (ОГРН 1025900528730, ИНН 5902136143). Прежнее полное наименование общества - ООО "ДМД" (ОГРН 1025900528730, ИНН 5902136143, зарегистрировано в налоговом органе 15.12.2002 г.) В феврале 2009 года решением участников общества ООО "ДМД" переименовано в ООО "Данкор".
Между ООО "ДМД", в дальнейшем ООО "Данкор" (Арендатор) и ОАО "РЖД" (Арендодатель) в лице начальника Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения "Дирекции железнодорожных вокзалов" - филиала ОАО "РЖД", действующего по доверенности заключен Договор аренды недвижимого имущества (строения/его части) находящегося в собственности ОАО "РЖД" от 29.12.2008 г. NЦРИА/4/А/1811370000/08/003862 (далее Договор). Предмет договора - сдача в аренду (во временное владение и пользование за плату) недвижимого имущества, расположенного по адресу: Пермский край, г.Пермь, ул. Ленина, д.89, включающего в себя: часть привокзальной площади, литер 22 станции Пермь-II, общей площадью 1590 кв.м. для размещения автостоянки (согласно Договору Арендатор не вправе без согласия Арендодателя изменять цель использования недвижимого имущества).
Режим работы автостоянки (парковки) - круглосуточный.
Анализ плана расположения автостоянки ООО "Данкор" на привокзальной площади железнодорожного вокзала "Станция Пермь II" позволяет сделать следующие выводы:
1). Подъезд к железнодорожному вокзалу "Станция Пермь-II" образует тупик с шириной проезда 36 метров.
2). На указанном подъезде к железнодорожному вокзалу расположена платная автостоянка ООО "Данкор".
3). Платная автостоянка (парковка) ООО "Данкор" занимает весь подъезд к железнодорожному вокзалу, то есть расположена таким образом, что подъехать к железнодорожному вокзалу "Станция Пермь-II" в целях остановки для посадки, высадки пассажиров и погрузки, выгрузки багажа возможно только через данную автостоянку.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Специалистами Пермского УФАС России в рамках рассмотрения дела N 615-09-А, возбужденного в отношении в отношении ОАО "Российские железные дороги" в лице Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "Российские железные дороги" проведен Анализ рынка предоставления услуг платных автостоянок (парковок) в границах привокзальной площади железнодорожного вокзала "Станция Пермь-II" (далее Анализ). В соответствии с данным Анализом ООО "Данкор" занимает доминирующее положение на рынке предоставления услуг платных автостоянок (парковок) в границах привокзальной площади железнодорожного вокзала "Станция Пермь-II".
Потребителями услуг платной автостоянки (парковки) ООО "Данкор" на привокзальной площади являются лица, пользующиеся услугами железнодорожного вокзала "Станция Пермь-II": пассажиры, приобретающие на вокзале билеты, изучающие расписания, лица, встречающие и провожающие пассажиров, лица, пользующиеся железной дорогой в иных целях.
Оказание услуг по хранению автомототранспортных средств на автостоянках регулируются Правилами оказания услуг автостоянок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 г. N 795. (далее Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил автостоянка - здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные для хранения автомототранспортных средств.
исполнитель - организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги по хранению автомототранспортных средств на автостоянках по возмездному договору;
потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать, либо заказывающий, либо использующий услуги по хранению автомототранспортных средств на автостоянках.
В силу пункта 4 Правил Исполнитель вправе предоставлять потребителю основные и дополнительные услуги и обязан предоставлять полную и достоверную информацию об этих услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе:
- перечень оказываемых основных и дополнительных услуг;
- цены на основные и дополнительные услуги;
- перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот.
В соответствии со статьей 886 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности. В договоре хранения, в котором хранителем является коммерческая организация либо некоммерческая организация, осуществляющая хранение в качестве одной из целей своей профессиональной деятельности (профессиональный хранитель), может быть предусмотрена обязанность хранителя принять на хранение вещь от поклажедателя в предусмотренный договором срок.
Основной услугой автостоянки является услуга по хранению автомобилей (без водителя) определенное время.
Основным видом деятельности ООО "Данкор" в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ является Эксплуатация гаражей, стоянок для автотранспортных средств, велосипедов и т.п. ОКВЭД 63.21.24.
В соответствии с Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 24.02.2010)
остановка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
стоянка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
Владелец автотранспортного средства осуществляя въезд на территорию автостоянки с целью осуществить посадку, высадку пассажиров и погрузку, выгрузку багажа производит остановку транспортного средства на территории автостоянки, однако не пользуется услугой по хранению автомобиля, оказываемой ООО "Данкор".
Таким образом, взимая плату с владельца автотранспортного средства за въезд автомобиля на территорию автостоянки в целях остановки для посадки, высадки пассажиров и погрузки, выгрузки багажа ООО "Данкор" навязывает ему услугу автостоянки (услугу по хранению автомобилей), в которой владелец автотранспортного средства не заинтересован.
В силу специфического расположения автостоянки ООО "Данкор" владелец автотранспортного средства не имеет иной возможности проехать к железнодорожному вокзалу в целях остановки для посадки, высадки пассажиров и погрузки, выгрузки багажа как через автостоянку ООО "Данкор".
Решением Дзержинского районного суда г.Перми от 15.09.2006 г. по делу N 2-1431-06 действия ООО "ДМД" (в настоящее время - ООО "Данкор") по взиманию платы за проезд по территории автостоянки, расположенной на привокзальной площади станции Пермь-2, к железнодорожному вокзалу для посадки и высадки пассажиров признаны незаконными.
Таким образом, взимая плату с владельцев автотранспортных средств за въезд автомобиля на территорию автостоянки в целях остановки для посадки, высадки пассажиров и погрузки, выгрузки багажа как за услугу автостоянки на срок до 1 (одного) часа ООО "Данкор" навязывает, оказываемую им услугу (услугу по хранению автомобилей) чем ущемляет интересы владельцев транспортных средств.
Такие действия ООО "Данкор" стали возможны в связи с его доминирующим положением на рынке предоставления услуг платных автостоянок (парковок) в границах привокзальной площади железнодорожного вокзала "Станция Пермь-II".
ООО "Данкор" предоставило в материалы дела (вх. N 8940-10 от 20.07.2010) Прейскурант цен за пользование услугами автопарковки ст. Пермь 2. В соответствии с указанным прейскурантом стоимость въезда на территорию автопарковки легковых автомобилей всех марок и модификаций: 60 рублей до 1 (одного) часа, "Газели" и грузовой транспорт грузоподъемностью выше 1,3 тонны: 150 рублей до 1 (одного) часа.
Правом льготного (бесплатного) въезд в соответствии с Прейскурантом обладает спец автотранспорта ОВД, инкассаторские машины, медицинская служба, МПС, пожарная служба, автомобили со знаком "инвалид", транспорт с пассажиром инвалидом по удостоверению, военные машины, а также автомобили областной, городской и районной администрации. Также вправе проехать транзитом без оплаты через территорию автопарковки обладает автотранспорт по предъявлению пропуска, выданного администрацией вокзала.
В соответствии с Большим толковым словарем русского языка под редакцией С.А.Кузнецова, С-Петербург, Норинт, 2000, въезд (въехать) - едучи, попасть в пределы, внутрь чего-либо.
Таким образом, формулировка, используемая ООО "Данкор" в Прейскуранте: "Въезд на территорию автопарковки легковых автомобилей всех марок и модификаций" с условием "60 рублей до 1 (одного) часа" предполагает не только въезд, но и стоянку транспортного средства продолжительностью до 1 (одного) часа.
Пояснения представителя ООО "Данкор" о самовольном взимании работниками автостоянки платы за въезд на территорию автостоянки, для посадки, высадки пассажиров и погрузки, выгрузки багажа несостоятельны в силу того, что в прейскуранте стоимости одного часа автостоянки, которой руководствуются работники автостоянки, отсутствует информация о бесплатном проезде через территорию автостоянки в целях остановки у железнодорожного вокзала для посадки, высадки пассажиров и погрузки, выгрузки багажа. Работники автостоянки руководствовались прейскурантом и брали за въезд на территорию стоянки независимо от цели въезда: заключение договора хранения на определенный срок (стоянка) либо проезд по территории с целью остановки для посадки, высадки пассажиров и погрузки, выгрузки багажа.
Также несостоятельны пояснения представителя ООО "Данкор" о непродолжительном (восемь дней) взимании платы работниками автостоянки за въезд на территорию автостоянки в целях остановки для посадки, высадки пассажиров, погрузки, выгрузки багажа на основании следующего.
В газете "Пермский обозреватель" N 480 от 07.08.2010 г. под заголовком "Подворотня города" размещена статья, в которой указывается на взимание работниками автостоянки платы за посадку, высадку пассажиров, погрузку, выгрузку багажа уже после оглашения резолютивной части настоящего решения.
15 августа 2010 года работники автостоянки требовали оплаты за проезд по территории автостоянки для посадки прибывшего в г.Пермь пассажира с <_> (заявление от 16.08.2010 г. вх. N 10225-10/ф).
Не может являться исполнением решения Дзержинского районного суда г.Перми от 15.09.2006 г. признавшего незаконными действия ООО "ДМД" (в настоящее время - ООО "Данкор") по взиманию платы за проезд по территории автостоянки к железнодорожному вокзалу для посадки и высадки пассажиров, оборудование на территории автостоянки места для посадки, высадки пассажиров и погрузки, выгрузки багажа рядом с будкой охранника.
Как видно из плана расположения автостоянки ООО "Данкор" на привокзальной площади железнодорожного вокзала "Станция Пермь II" будка охранника расположена в самом отдаленном от железнодорожного вокзала месте автопарковки.
Заявители <_> <_>обоснованно указывают на необходимость проезда по территории автостоянки непосредственно к железнодорожному вокзалу в целях остановки для посадки, высадки пассажиров и погрузки, выгрузки багажа.
На основании вышеизложенного Комиссия Пермского УФАС России делает следующие выводы.
Действия ООО "Данкор" - хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке предоставления услуг платных автостоянок (парковок) в границах привокзальной площади железнодорожного вокзала "Станция Пермь-II" по незаконному взиманию платы за въезд автомобиля на территорию автостоянки в целях остановки для посадки, высадки пассажиров и погрузки, выгрузки багажа, что является навязыванием им услуги автостоянки (услуги по хранению автомобилей), в которой владельцы автотранспортных средств не заинтересован, ущемляют интересы владельцев автотранспортных средств (неопределенного круга лиц).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
У ООО "Данкор" имелась возможность исполнения Решения Дзержинского районного суда г.Перми от 15.09.2006 г., а именно: предоставление владельцам автотранспортных средств возможности остановки у железнодорожного вокзала для посадки, высадки пассажиров и погрузки, выгрузки багажа, но ООО "Данкор" не были предприняты все меры по недопущению ущемления интересов владельцев автотранспортных средств выразившихся в навязывании услуг автостоянки, что привело к нарушению части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 27.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" решила:
1. Признать положение ООО "Данкор" доминирующим на рынке предоставления услуг платных автостоянок (парковок) в границах привокзальной площади железнодорожного вокзала "Станция Пермь-II".
2. Признать действия ООО "Данкор" - хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке предоставления услуг платных автостоянок (парковок) в границах привокзальной площади железнодорожного вокзала "Станция Пермь-II", по навязыванию услуг автостоянки (услуги по хранению автомобилей) владельцам автотранспортных средств, осуществляющим остановку на территории автостоянки для посадки, высадки пассажиров и погрузки, выгрузки багажа, путем взимания платы за въезд автомобиля на территорию автостоянки, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части ущемления интересов владельцев автотранспортных средств (неопределенного круга лиц).
3. Выдать ООО "Данкор" предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением на рынке предоставления услуг платных автостоянок (парковок) в границах привокзальной площади железнодорожного вокзала "Станция Пермь-II".
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 377-10-А о прекращении нарушений
антимонопольного законодательства
17 августа 2010 года г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: <_>
на основании своего решения от 17.08.2010 г. по делу N 377-10-А о нарушении ООО "Данкор" ИНН 5902136143, ОГРН 1025900528730 (614068, г. Пермь, ул. Окулова, 80, корпус 111, офис 619) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части ущемления занимающим доминирующее положение на рынке предоставления услуг платных автостоянок (парковок) в границах привокзальной площади железнодорожного вокзала "Станция Пермь-II" хозяйствующим субъектом интересов неопределенного круга лиц (владельцев автотранспортных средств), осуществляющим остановку на территории автостоянки для посадки, высадки пассажиров и погрузки, выгрузки багажа. предписывает:
4. ООО "Данкор" в течение 15 дней с момента получения настоящего предписания прекратить злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг платных автостоянок (парковок) в границах привокзальной площади железнодорожного вокзала "Станция Пермь-II", а именно:
прекратить навязывание услуги по хранению автотранспортных средств путем взимания платы за въезд на территорию автостоянки (парковки) с владельцев автотранспортных средств, осуществляющих остановку на территории автостоянки в целях посадки, высадки пассажиров, погрузки, выгрузки багажа.
2. ООО "Данкор" организовать место для посадки, высадки пассажиров и погрузки, выгрузки багажа в месте наиболее приближенном к железнодорожному вокзалу "Станция Пермь II".
3. ООО "Данкор" внести в должностную инструкцию персонала, работающего на автостоянке (парковке), расположенной на территории площади железнодорожного вокзала "Станция Пермь II" в целях исключения самоуправных действий ответственность за взимание платы за въезд на территорию автостоянки (парковки) с владельцев автотранспортных средств, осуществляющих остановку на территории автостоянки в целях посадки, высадки пассажиров, погрузки, выгрузки багажа.
4. ООО "Данкор" разместить информацию о бесплатной остановке автотранспортных средств на территории автостоянки с целью посадки, высадки пассажиров и погрузки, выгрузки багажа.
5. ООО "Данкор" информацию об исполнении настоящего предписания представить в адрес Пермского УФАС России в срок в срок до 30 сентября 2010 года.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. В соответствии с ч. 2.2 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ) невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом, доминирующим положением на товарном рынке и совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий, направленных на обеспечение конкуренции, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шестнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 17 августа 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016