Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
(опубликовано 24 августа 2010 г.)
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе (далее - Комиссия):<_>
рассмотрев дело N 07-18/2010-038, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту рекламы, распространяемой ИП Волковой С.В.,
в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- ИП Волковой С.В. (<_>), о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, установила:
При мониторинге рекламы, размещенной на территории г. Иваново, Ивановским УФАС России выявлены признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Так, в г. Иваново в местечке Авдотьино на доме 16А, корпус 3 по ул. Революционная размещаются рекламные баннеры с изображением наполненной пивной кружки и имеющие, следующее содержания: "Пиво разливное, а также мелким шрифтом, занимающим менее 10 % рекламной площади, "Чрезмерное потребление пива вредит вашему здоровью"; "Пивная лавка". На входной двери в магазин, реализующий пиво, надпись "Живое пиво".
Внутри магазина висит плакат, на котором изображена полуобнаженная женщина, пивная кружка, наполненная пивом, и написаны 15 причин, почему пиво лучше женщины.
Рядом на стене размещен баннер, на котором содержится следующая информация: "Пивной бар "BEER Логово"; Стрелка, указывающая направление к бару и расстояние до него 50 м, а также словосочетание "Свежее пиво", потрясающая кухня, бизнес ланчи 99 р., корпоративы и др. ул. Революционная, 16а, заказ столиков 590-363, 463-165". Около данного дома установлен штендер, имеющий аналогичное содержание.
Рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения п. 6 ч. 1 и ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), согласно которой реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна использовать образы людей; реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива, причем размер такого предупреждения должен составлять не менее 10% рекламной площади.
Ивановским УФАС России по факту распространения указанной рекламы 06 августа 2010 года возбуждено дело N 07-18/2010-038 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Баннеры и штендер, содержащие надписи "Живое пиво", "Разливное пиво", "Пивная лавка", "Пивной бар "BEER Логово", а также плакат с изображением полуобнаженной женщины, пивной кружки и описанием преимуществ пива над женщиной, содержат информацию рекламного характера исходя из следующих присутствующих в них признаков рекламы:
- предназначены для неопределенного круга лиц;
- распространены с помощью средств стабильного территориального размещения (на стене д. 16А, корпус 3 по ул. Революционная, в котором расположены пивная лавка и "Пивной бар "BEER Логово" и на входной двери в пивную лавку);
- направлены на привлечение внимания к пиву и торговым точкам, реализующим пиво (пивной лавке и пивному бару), призваны формировать и поддерживать интерес к объектам рекламирования, способствуют их продвижению на рынке.
Реклама пива распространяется без предупреждения о вреде чрезмерного потребления пива, что свидетельствует о нарушении ч. 3 ст. 22 Закона о рекламе, согласно которой реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе (размер предупреждения не менее 10% от объема рекламы).
Плакат с рекламой пива содержит изображение полуобнаженной женщины, что свидетельствует о нарушении п. 6 ч. 1 ст. 22 Закона о рекламе, в соответствии с которым реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).
В силу части 4 статьи 2 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) специальные требования и ограничения, установленные названным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяется также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случаев, если реклама средств индивидуализации отдельного товара и его изготовителя или продавца явно относится к товару, в отношении рекламы которого названным законом установлены специальные требования и ограничения.
Таким образом, предусмотренные ст. 22 Закона о рекламе запреты в равной мере распространяются как на рекламу пива и напитков, изготавливаемых на его основе, так и на рекламу его продавца.
Данные факты свидетельствуют о нарушении п. 6 ч. 1 и ч. 3 ст. 22 Закона о рекламе.
За нарушение требований п. 6 ч. 1 и ч. 3 ст. 22 Закона о рекламе, согласно части 6 и части 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность несут как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Рекламодателем и рекламораспространителем в данном случае является ИП Волкова С.В.
В письменных объяснениях ИП Волкова С.В. признала факт нарушения законодательства о рекламе и пояснила, что нарушения произошли вследствие незнания положений законодательства о рекламе. Волкова С.В. сообщила, что необходимые предупреждения на вывесках и рекламных баннерах были добавлены, ненадлежащий плакат снят, однако, доказательств представлено не было.
Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС России считает, что вина за распространение рассматриваемой рекламы с нарушением требований законодательства о рекламе в данном случае лежит на рекламодателе и рекламораспространителе - ИП Волковой С.В.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу пива и его продавца, в которой отсутствует предупреждение о вреде чрезмерного потребления пива, ненадлежащей, поскольку в данном случае нарушены требования части 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Признать рекламу пива, размещенную на двери "Пивной лавки", представляющую собой плакат с изображением полуобнаженной женщины, ненадлежащей, поскольку в данном случае нарушены требования пункта 6 части 1 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
3. Выдать ИП Волковой С.В. предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подписи членов Комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
24 августа 2010 г. г. Иваново
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:<_>
на основании своего решения от 24 августа 2010 г. по делу N 07-18/2010-038 о признании ненадлежащей рекламы пива, в которой отсутствует предупреждение о вреде чрезмерного его потребления, а также используются образы людей, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ИП Волковой С.В. (<_>) устранить выявленные нарушения ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", для чего либо прекратить распространение ненадлежащей рекламы, либо дополнить ее предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива, площадь которого должна составлять не менее 10% рекламного пространства, в срок до 15 сентября 2010 года.
2. ИП Волковой С.В. (<_>) устранить выявленные нарушения п. 6 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", для чего либо прекратить распространение ненадлежащей рекламы, в срок до 15 сентября 2010 года.
3. ИП Волковой С.В. (<_>) представить в Ивановское УФАС России письменные доказательства исполнения пунктов 1 и 2 настоящего предписания, в срок до 21 сентября 2010 года.
Невыполнение в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (опубликовано 24 августа 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016