Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 12508/03-2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе: <_>
рассмотрев дело N 12 508/03-2015, возбужденное по жалобе ООО "Стройпотенциал" на действия единой комиссии (заказчик - Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, уполномоченный орган - Департамент государственных закупок Министерства экономического развития Ульяновской области) при проведении аукциона в электронной форме N 0168200002415003637 на размещение отходов ввиду ликвидации несанкционированных свалок на территории Ульяновской области (начальная (максимальная) цена контракта - 29 962 291,20 руб., дата подведения итогов аукциона - 19.08.2015 г.) по признакам нарушения Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, установила:
Вх. N 5784 от 21.08.2015 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО "Стройпотенциал" на действия единой комиссии при проведении вышеуказанного аукциона в электронной форме.
Содержание жалобы составило указание на следующее.
Вторая часть заявки ООО "Стройпотенциал" была признана несоответствующей требованиям документации и Закона о контрактной системе в связи с отсутствием в составе заявки лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1-4 классов опасности. Вместе с тем, заявителем к заявке была приложена соответствующая лицензия.
На заседании Комиссии 27.08.2015 г. представитель ООО "Стройпотенциал" поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представители заказчика и член единой комиссии на заседании Комиссии 27.08.2015 г. с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные пояснения, содержащие указание, в том числе на следующее.
Аукционной комиссией заявки всех трех участников были отклонены ввиду того, что участники не имели лицензии на вид деятельности, соответствующий объекту закупки, аукцион был признан несостоявшимся.
Представитель уполномоченного органа на заседании комиссии 27.08.2015 г. не согласилась с доводами жалобы, поддержала доводы представителей заказчика и члена единой комиссии.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 11:30 28.08.2015 г. для документального анализа материалов по делу.
Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru 27.07.2015 г. были опубликованы извещение и документация о проведении аукциона в электронной форме N 0168200002415003637 на размещение отходов ввиду ликвидации несанкционированных свалок на территории Ульяновской области (начальная (максимальная) цена контракта - 29 962 291,20 руб., дата подведения итогов аукциона - 19.08.2015 г.).
05.08.2015 г. были опубликованы разъяснения положений документации.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 12.08.2015 г. на участие в указанном аукционе было подано 4 заявки, все заявки были допущены до участия в аукционе.
В соответствии с протоколом аукциона от 17.08.2015 г. в ходе проведения аукциона ценовые предложения поступили от трех участников.
В соответствии с протоколом подведения итогов от 19.08.2015 г. все вторые части заявок участников были признаны несоответствующими, аукцион признан несостоявшимся.
Рассмотрев представленные материалы, а также проведя с подпунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО "Стройпотенциал" обоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.
Часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе предусматривает, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона, или копии этих документов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 9 раздела 1 "Общие сведения об электронном аукционе" документации объектом закупки является размещение отходов ввиду ликвидации несанкционированных свалок на территории Ульяновской области.
В соотвевтии с приложением N 1 "Описание объекта закупки" аукционной документации в оказываемые услуги в том числе включены такие виды деятельности как сбор, погрузка, вывоз и размещение отходов ввиду ликвидации несанкционированных свалок на территории Ульяновской области.
В соответствии с подпунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
При этом в разделе 3 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ и инструкция по её заполнению" аукционной документации рассматриваемой закупки указано, что в состав второй части заявки должна входить лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона заявка N 2 (ООО "Стройпотенциал") была признана несоответствующей требованиям документации и законодательства по следующему основанию: состав представленной лицензии не соответствует требованиям документации, а именно отсутствуют виды работ, выполняемые в составе лицензируемого вида деятельности (утилизация, размещение отходов I-IV классов опасности).
В ходе анализа второй части заявки заявителя жалобы Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено, что вторая часть заявки содержит установленную в пункте 5.1 раздела 3 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ и инструкция по её заполнению" аукционной документации лицензию в качестве подтверждения соответствия участника требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, разделе 3 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ и инструкция по её заполнению" аукционной документации не содержит требования о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности с указанием видов работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности (утилизация, размещение отходов I-IV классов опасности).
При этом, требования к участнику закупки, к составу заявки должны носить четкий и однозначный характер, что позволит принять участие в определении поставщика наибольшего количества организаций, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также надлежащим образом оформить участнику заявку на участие в закупке.
Учитывая изложенное, при формировании аукционной документации заказчиком было допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что повлекло необоснованное отклонение заявки заявителя.
Таким образом, жалоба ООО "Стройпотенциал" является обоснованной.
Кроме того, Комиссией Ульяновского УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки было установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 9 раздела 1 "Общие сведения об электронном аукционе" документации объектом закупки является размещение отходов ввиду ликвидации несанкционированных свалок на территории Ульяновской области.
В соответствии с приложением N 1 "Описание объекта закупки" аукционной документации в оказываемые услуги в том числе включены такие виды деятельности как сбор, погрузка, вывоз и размещение отходов ввиду ликвидации несанкционированных свалок на территории Ульяновской области.
В соответствии с подпунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Отношения в области обращения с отходами регламентируются Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 г. "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления).
Статьей 1 Закона об отходах производства и потребления определены следующие основные используемые в нем понятия - размещение отходов, хранение отходов, обезвреживание отходов, транспортирование отходов, использование отходов.
Согласно статье 9 Закона об отходах производства и потребления лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Однако Федеральный закон от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" утратил силу 04.05.2011 г. в связи с вступлением в силу Закона о лицензировании (N 99-ФЗ). При этом Закон о лицензировании N 99 предусматривает лицензирование только деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Таким образом, при формировании аукционной документации допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившееся во включении в объект закупки услуг, не подлежащих лицензированию - сбор и транспортировка отходов.
Кроме того, приложение N 1 "Описание объекта закупки" документации не содержит перечень отходов, подлежащих размещению, их наименование, количество и характеристики отходов, а также указания на класса опасности.
Таким образом, принимая во внимание, что документация о закупке не содержит указания на то, к какому классу опасности относятся отходы, подлежащие обезвреживанию (размещению), Комиссия приходит к выводу о неправомерных действиях заказчика в части установления в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке требования о наличии и предоставлении в составе заявки лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, так как документацией о закупке не конкретизирован вид лицензии в части указания на класс отходов, подлежащих утилизации. Однако статья 4.1. Закона об отходах производства и потребления разграничивает отходы на классы и определяет критерии, позволяющие отнести отходы к тому или иному классу опасности.
Таким образом, формирование наименования и описания объекта без указания на класс отходов, подлежащих размещению, в указанном виде является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Поскольку в соответствии с пунктом 3.2. Порядка взаимодействия уполномоченного органа и государственных заказчиков (утвержден постановлением Правительства Ульяновской области от 14.04.2014 г. N 8/125-П) заказчик формирует технико-экономическое задание, которое должно содержать, в том числе, описание объекта закупки, требования к участникам закупки нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе было допущено со стороны заказчика.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, решила:
1. Признать жалобу ООО "Стройпотенциал" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Обязать заказчика, единую комиссию устранить допущенные нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, возврата заявок, внесения изменений в аукционную документацию (в том числе продления срока исполнения обязательств по контракту при необходимости), продления срока приема заявок, в соответствии с требованиями законодательства и с учетом принятого решения, на что выдать предписание.
4. Предать материалы дела N 12 508/03-2015 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. <_>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 100
28.08.2015 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе: <_>
руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и на основании своего решения от 28.08.2015 г. по делу N 12 508/03-2015, возбужденному по жалобе ООО "Стройпотенциал" на действия единой комиссии (заказчик - Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, уполномоченный орган - Департамент государственных закупок Министерства экономического развития Ульяновской области) при проведении аукциона в электронной форме N 0168200002415003637 на размещение отходов ввиду ликвидации несанкционированных свалок на территории Ульяновской области (начальная (максимальная) цена контракта - 29 962 291,20 руб., дата подведения итогов аукциона - 19.08.2015 г.), предписывает:
1. Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, единой комиссии в срок до 11.09.2015 г. устранить допущенное заказчиком нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, возврата заявок, внесения изменений в аукционную документацию (в том числе продления срока исполнения обязательств по контракту при необходимости), продления срока приема заявок с учетом принятого решения и требований законодательства.
2. Оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" необходимо обеспечить возможность исполнения указанного предписания.
3. В срок до 15.09.2015 г. представить письменное доказательство исполнения настоящего предписания.
<_>
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 12508/03-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016