Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
(опубликовано 25 августа 2010 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 19.08.2010
Решение изготовлено в полном объеме 25.08.2010
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) по рассмотрению дела N 171-17к о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <> - председатель Комиссии, <> - члены Комиссии,
в присутствии: представителей заявителя ООО "Маршрут-Сервис" - <> <> представителей ответчика Департамента организации дорожной деятельности и пассажирских перевозок администрации городского округа город Воронеж (ответчик) - <> <> представителя лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, Управления государственного автодорожного надзора по Воронежской области - <>
в отсутствие: заинтересованных лиц - ООО "Транс Сервис", ООО "Автолайн" (Общества должным образом уведомлены), рассмотрев дело N 171-17к, возбужденное по признакам нарушения Департаментом организации дорожной деятельности и пассажирских перевозок администрации городского округа город Воронеж части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
09.06.2010 в Воронежское УФАС России поступило заявление ООО "Маршрут-Сервис" на действия Департамента организации дорожной деятельности и пассажирских перевозок администрации городского округа город Воронеж (далее - Департамент) при проведении открытого конкурса N 10 на осуществление пассажирских перевозок наземным транспортом в г. Воронеж (далее - Конкурс).
22.07.2010 Воронежским УФАС России в отношении Департамента возбуждено дело N 171-17к по признакам нарушения части 1 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции". Рассмотрение дела назначено на 04.08.2010 в 10 часов 00 минут. Воронежским УФАС России, в связи с рассмотрением дела у Департамента истребовано:
- определение Арбитражного суда Воронежской области от 17.06.2010 г. о приостановлении действия решения конкурсной комиссии по проведению Конкурса;
- оригиналы заявок участников Конкурса, подавшим заявки по лотам N 5, N 8 (для обозрения);
- сведения об оценке по каждому установленному в конкурсной документации критерию с разбивкой баллов по каждой ед. подвижного состава по лотам N 5, N 8 Конкурса (класс автобуса - количество баллов; срок пребывания в эксплуатации - количество баллов и т. д.).
04.08.2010 в ходе рассмотрения дела Комиссией Воронежского УФАС России, установлено следующее.
В апреле-мае 2010 г. Департаментом был проведен конкурс N10 на право заключения договоров по осуществлению пассажирских перевозок наземным транспортом в г. Воронеже. В соответствии с пп. "б" п. 2.4 Положения о проведении конкурсов на осуществление пассажирских перевозок наземным транспортом в г. Воронеже (далее - Положение о проведении конкурсов), утвержденное Постановлением администрации города Воронежа от 26.11.2001 г. N 1368, извещение о проведении Конкурса должно содержать, в том числе, и время и место проведения конкурса. Однако, извещение, опубликованное в газете "Берег" N 42 (1178) от 22.04.2010 г. и размещенное в сети "Интернет" о проведении Конкурса не содержало, установленного Положением о проведении конкурсов, информации о времени и месте проведения Конкурса.
Кроме того, конкурсной документацией по лотам (кроме лотов N 3, N 4) предусмотрено наличие списочного количества подвижного состава, обеспечивающее 100% плановый выпуск на линию с коэффициентом использования парка -0,8. Весь подвижной состав должен соответствовать техническим требованиям для перевозки пассажиров, пройти государственный технический осмотр.
Согласно Протоколу N 1 от 24.05.2010 г. заседания конкурсной комиссии по проведению конкурсов на осуществление пассажирских перевозок в г. Воронеж по лотам NN 5, 8 подано по две заявки, а именно: по лоту N 5 - ООО "Транс-Сервис" и ООО "Маршрут-Сервис"; по лоту N 8 - ООО "Маршрут-Сервис" и ООО "Автолайн".
При рассмотрении протокола N 2 от 01.06.2010 г. установлено, что ООО "Маршрут - Сервис" из 28 ед. требуемых автобусов особо малого и малого класса (до 22 мест) сведения полностью предоставлены на 28 ед. автобусов. ООО "Транс-Сервис" из 28 ед. требуемых автобусов особо малого и малого класса (до 22 мест) сведения полностью предоставлены на 27 ед. автобусов.
Также по лоту N 8 ООО "Маршрут - Сервис" из 18 ед. требуемых автобусов особо малого и малого класса (до 22 мест) сведения полностью предоставлены на 18 ед. автобусов, ООО "Автолайн" из 18 ед. требуемых автобусов особо малого и малого класса (до 22 мест) сведения полностью предоставлены на 18 ед. автобусов, из них на 1 ед. не предоставлена карточка ТО, при установлении в конкурсной документации требования о соответствии подвижного состава техническим требованиям и прохождении технического осмотра.
В соответствии с п.п. 11 ППД РФ, запрещается эксплуатация, в том числе транспортных средств, не прошедших в установленном Правительством Российской Федерации порядке государственный технический осмотр.
Принимая во внимание указанные нормативные акты, материалы имеющиеся в деле, Комиссия Воронежского УФАС России считает, что при рассмотрении сведений о количестве единиц автобусов, автобус без карточки ТО не может рассматриваться и учитываться при определении победителя конкурсной комиссией. В нарушение конкурсной документации, были допущены к участию в Конкурсе, по лоту N5 ООО "Транс-Сервис", не предоставивший надлежащее количество подвижного состава для участия в Конкурсе, по лоту N8 ООО "Автолайн", также не предоставивший надлежащее количество подвижного состава для участия в Конкурсе, а также не прошедший, в установленном порядке государственный технический осмотр на 1 ед. подвижного состава.
Кроме того, по условиям конкурсной документации, автобусы заявленные участниками конкурса, не должны использоваться для перевозки пассажиров на других маршрутах города. Из предоставленных ООО "Маршрут-Сервис" пояснений следует, что: "Автобусы, которые были в заявке на участие в конкурсе у ООО "Транс-Сервис" и ООО "Автолайн" осуществляли перевозку пассажиров по маршрутам N 121, N17, N59 "А", во время проведения Конкурса, в доказательство ООО "Маршрут-Сервис" будут предоставлены фотографические изображения".
Комиссия посчитала необходимым получить дополнительные доказательства по рассматриваемому делу. Управление государственного автодорожного надзора по Воронежской области было привлечено к участию в деле в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах дела. Рассмотрение дела было отложено на 19.08.2010 на 15 часов 00 минут.
19.08.2010 продолжено рассмотрение дела. Представитель Управления государственного автодорожного надзора по Воронежской области пояснил, что: "В Управление автодорожного надзора поступил адвокатский запрос от Межрегиональной коллегии адвокатов "ЮРИС", представляющей интересы ООО "Маршрут-Сервис", по предоставлению списка автотранспортных средств, имеющих на 21.06.2010 года лицензионные карточки на право осуществлять пассажирские автотранспортные перевозки, в целях проверки сведений поданных при участии в конкурсе N10 ООО "Транс-Сервис" и ООО "Автолайн". Из анализа данных Управление автодорожного надзора сделан вывод о том, что указанными организациями при участии в Конкурсе были поданы недействительные лицензионные карточки на момент проведения конкурса".
Кроме того, ООО "Маршрут-Сервис" была представлена справка об исследовании фотографических изображений (подтверждающих, по мнению ООО "Маршрут - Сервис", использование автобусов заявленных на участие в Конкурсе от ООО "Транс-Сервис" и ООО "Автолайн" на маршрутах N121, N17, N59 "А" города Воронежа, во время проведения Конкурса) выданная Экспертно-Криминалистическим центром Главного управления внутренних дел по Воронежской области. Выводы экспертов следующие: "На предоставленных фотографиях, на бумажных носителях, признаки фотомонтажа отсутствуют. На предоставленных фотографических изображениях, имеющихся в файлах на предоставленном компакт-диске, признаки фотомонтажа отсутствуют. Даты, указанные на предоставленных фотографиях, на бумажных носителях, и сведения о временных параметрах полученные из служебной информации файлов содержащих аналогичные фотоизображения, с предоставленного компакт-диска, совпадают".
Комиссия Воронежского УФАС России изучив, имеющиеся материалы дела, с учетом письменных и устных объяснений лиц, участвующих в деле, а также с учетом объяснений лица, располагающего сведениями о рассматриваемых обстоятельствах дела, приходит к следующему выводу.
Пункт 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Согласно Решению Воронежской городской думы от 21.10.2009 N 307-II "О переименовании управления организации городских пассажирских перевозок администрации городского округа город Воронеж" Департамент организации дорожной деятельности и пассажирских перевозок является самостоятельным структурным подразделением администрации городского округа город Воронеж, наделенным правами юридического лица, осуществляющим свою деятельность по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения г. Воронежа в соответствии с компетенцией органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения.
Согласно ст. 9 Закона Воронежской области от 02.06.2010 г. N 39-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Воронежской области", одной из функций организатора пассажирских перевозок является заключение договоров с перевозчиками, независимо от форм собственности на конкурсной основе.
Положением о проведении конкурсов на осуществление пассажирских перевозок наземным транспортом в городе Воронеже, утвержденным постановлением Администрации города Воронежа от 26.11.2001 г. N1368 "О совершенствовании системы организации управления работой наземного пассажирского транспорта в г. Воронеже" (далее - Положение о проведении конкурсов), Департамент организации дорожной деятельности и пассажирских перевозок является организатором конкурсов на осуществление пассажирских перевозок.
В соответствии с пп. "б" п. 2.4 Положения о проведении конкурсов, извещение о проведении Конкурса должно содержать, в том числе, и время и место проведения конкурса.
Однако, извещение, опубликованное Департаментом в газете "Берег" N 42 (1178) от 22.04.2010 г. и размещенное в сети "Интернет" о проведении Конкурса не содержит, установленного Положением о проведении конкурсов, информации о времени и месте проведения Конкурса.
Таким образом, потенциальные участники Конкурса не были надлежащим образом информированы о времени и месте проведения Конкурса, соответственно данными действиями ограничен принцип открытости и равного доступа всех заинтересованных лиц при проведении публичных процедур, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.
Также, в нарушение конкурсной документации, Департаментом были допущены к участию в Конкурсе, по лоту N5 ООО "Транс-Сервис", не предоставивший надлежащее количество подвижного состава для участия в конкурсе, по лоту N8 ООО "Автолайн", также не предоставивший надлежащее количество подвижного состава для участия в конкурсе и не прошедший, в установленном порядке государственный технический осмотр на 1 ед. подвижного состава. Таким образом, действия Департамента по незаконному допуску к участию в конкурсе ООО "Транс-Сервис" и ООО "Автолайн" создали указанным участникам Конкурса преимущественные условия участия в конкурсе, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.
В соответствии со ст. 17. Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Воронежского УФАС России установила, совокупность действий Департамента, которые привели или могут привести к ограничению конкуренции при проведении Конкурса, а именно: размещение извещения о проведении конкурса не содержащего место и время проведения Конкурса, создание преимущественных условий участия в конкурсе, путем допуска ООО "Транс-Сервис" и ООО "Автолайн" не предоставивших надлежащее количество подвижного состава для участия в Конкурсе, является нарушением ч. 1 ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции"
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Департамент организации дорожной деятельности и пассажирских перевозок администрации городского округа город Воронеж признать нарушившим ч. 1 ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции", в части совершения действий, которые приводят к ограничению конкуренции.
2. Выдать Департаменту организации дорожной деятельности и пассажирских перевозок администрации городского округа город Воронеж предписание о прекращении выявленных нарушений антимонопольного законодательства путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции.
3. Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области в соответствии с ч. 4 ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции", ст. 51 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации подать ходатайство в Арбитражный суд Воронежской области о вступлении в судебное дело N А14-6110/2010/32в, качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне истца (ООО "Маршрут-Сервис").
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (опубликовано 25 августа 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016