Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области
от 12 января 2015 г. N 06-11/126-14
19 декабря 2014 дата оглашения резолютивной части
12 января 2015 дата изготовления в полном объеме г.Томск
Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: В.И. Шевченко - руководитель Томского УФАС России;
члены Комиссии: Н.В. Сакс - начальник отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования; М.Н. Петрова - специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования; рассмотрев материалы дела N06-11/126-14 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту распространения рекламы финансовых услуг, без участия лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - общества с ограниченной ответственностью "Асино ТВ", в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - общества с ограниченной ответственностью "Горизонт-М", представитель Т., на основании доверенности, установила:
В ходе осуществления полномочий по надзору за соблюдением законодательства о рекламе, в результате проведения плановой выездной проверки ООО "Асино-ТВ" по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о рекламе, выявлены признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, которые выразились в следующем.
В эфире телеканала "Студия телевидения г.Асино" размещён рекламный ролик следующего содержания: "Пришло время что-то менять в интерьере своего дома Мебель на Боровой предлагает Вам удобную и функциональную корпусную мебель от ведущих производителей Более 70 наименований мягкой и корпусной мебели широчайший ассортимент гостиных и прихожих и всё это за наличный и безналичный расчёт оформить кредит можно прямо на месте_ Мебель на Боровой _ Боровая, 16".
Учитывая изложенное, определением от 26.11.2014 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Горизонт-М" и общества с ограниченной ответственностью "Асино-ТВ" возбуждено производство по настоящему делу по признакам нарушения ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
В письменных пояснения по делу ООО "Асино-ТВ" указало, что при размещении рекламы руководствовалось пояснениями заказчика о том, что объектом рекламирования является товарный кредит.
В письменных пояснениях по делу, а также на заседании Комиссии 10.12.2014 общество с ограниченной ответственностью "Горизонт-М" нарушение не признало, указав, что распространённая информация не является рекламой финансовых услуг, поскольку рекламировался товарный кредит.
ООО "Горизонт-М" представлен договор с финансовой организацией - банком, предоставляющей финансовую услугу - кредит, а также договор розничной купли-продажи товара в рассрочку (кредит) с физическим лицом.
Согласно статье 1 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" одной из основных целей настоящего федерального закона является реализация прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
В соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (ст. 3) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация, распространяемая эфире телеканала "Студия телевидения г.Асино", адресована неопределенному кругу лиц, по своему содержанию направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к услугам, оказываемым ООО "Горизон-М", а также к финансовым услугам, то есть содержит все признаки рекламы, закрепленные в пункте 1 статьи 3 Закона N 38-ФЗ, следовательно, является рекламой.
В соответствии с ч.1 ст.28 ФЗ "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Согласно ч.1 ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму.
Рассматриваемая реклама содержит предложение, обращенное к потенциальным покупателям товаров магазина "Мебель на Боровой" о предоставлении кредита, направленное на привлечение внимания лиц, заинтересовавшихся услугой по предоставлению кредита при покупке товаров. При этом в тексте рекламы отсутствуют сведения для однозначного вывода о том, что кредит предоставляется самими магазином в форме отсрочки платежа, а не кредитной организацией. Такое указание воспринимается как предложение в получении именно банковской услуги.
Таким образом, из содержания рекламы не представляется возможным установить, о каком именно кредите идет речь: товарном или банковском.
Рассматриваемая реклама не содержит наименования лица, оказывающего финансовую услугу, что свидетельствует о нарушении требований ч.1 ст.28 ФЗ "О рекламе".
Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами главы 42 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой установлено несколько видов кредитования: банковский, товарный и коммерческий.
Пунктом 1 ст. 819 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
Сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита). К такому договору применяются правила параграфа 2 настоящей главы, если иное не предусмотрено таким договором и не вытекает из существа обязательства (ст. 822 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 823 Гражданского кодекса Российской Федерации договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом. К коммерческому кредиту соответственно применяются правила настоящей главы, если иное не предусмотрено правилами о договоре, из которого возникло соответствующее обязательство, и не противоречит существу такого обязательства.
Таким образом, каждый из предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации видов кредитов имеет свои особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителей своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг, в том числе предлагаемых магазином "Мебель на Боровой".
Отсутствие в тексте рекламы указанных существенных сведений искажает смысл информации, так как одно лишь включение в рекламу слова "кредит" не дает потребителям рекламы верного, соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг), отсутствие сведений о форме предоставления кредита не позволяет потребителям обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг) на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого, соответственно, вводит потенциальных покупателей в заблуждение.
Следовательно, рассматриваемая реклама, нарушает также требования, установленные ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.
Согласно ч. 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с ч.4 ст.38 Федерального закона "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является Общество с ограниченной ответственностью "Горизонт-М" (ОГРН 1077025000843, ИНН 7002012364), рекламораспространителем - Общество с ограниченной ответственностью "Асино-ТВ" (ОГРН 1067025014077, ИНН 7002012364), что подтверждается квитанцией N001106, квитанция N001101, квитанцией N001088; договором от 10.01.2013; актом выполненных работ от 31.08.2014 N83; актом выполненных работ от 31.07.2014 N77; актом выполненных работ от 30.06.2014 N68; актом выполненных работ от 31.05.2014 N59; актом выполненных работ от 30.04.2014 N46; актом выполненных работ от 31.03.2014 N35; актом выполненных работ от 28.02.2014 N20; актом выполненных работ от 31.01.2014 N11; актом выполненных работ от 31.03.2014 N52; эфирными справками от ООО "Асино-ТВ" за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август 2014 года; соглашением N01/12-07-ТОМ от 08.07.2008 между ООО "Горизонт-М" и ООО "Русфинанс Банк"; письменными пояснениями ООО "Горизонт-М" (вх.N9226 от 10.12.2014); договором N08/2 от 08.08.2014; письменными пояснениями ООО "Асино-ТВ" (исх.N26 от 08.12.2014).
Комиссия Томского УФАС пришла к выводу не выдавать предписание об устранении нарушения, поскольку в материалах дела имеются сведения о том, что рассматриваемая реклама более не распространяется.
Комиссия Томского УФАС России, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", п.37- п.42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
Признать ненадлежащей рекламу, распространённую в эфире телеканала "Студия телевидения г.Асино" следующего содержания: "Пришло время что-то менять в интерьере своего дома Мебель на Боровой предлагает Вам удобную и функциональную корпусную мебель от ведущих производителей Более 70 наименований мягкой и корпусной мебели широчайший ассортимент гостиных и прихожих и всё это за наличный и безналичный расчёт оформить кредит можно прямо на месте_ Мебель на Боровой _ Боровая, 16", поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Не выдавать обществу с ограниченной ответственностью "Горизонт-М" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Не выдавать обществу с ограниченной ответственностью "Асино-ТВ" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии В.И. Шевченко
Члены Комиссии Н.В. Сакс
М.Н. Петрова
Петрова М.Н.
(3822)516-614
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 12 января 2015 г. N 06-11/126-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016