Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
от 27 августа 2015 г. N 04-02/7740
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инновационно-внедренческий центр "Энергоактив" (далее - ООО "ИВЦ "Энергоактив") исх. от 20.08.2015 N 14-ФАС (вх. от 20.08.2015 N 2076эл) на действия заказчика - Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар") при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса "Выполнение работ по актуализации схемы теплоснабжения муниципального образования городского округа Сыктывкар до 2029 года по состоянию на 2015 год", извещение N 0107300000215000205 (далее - жалоба),
при участии:
- <_> установила:
1. ООО "ИВЦ "Энергоактив", УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар", Администрация МО ГО "Сыктывкар" надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО "ИВЦ "Энергоактив" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
2. ООО "ИВЦ "Энергоактив" обжалует положения документации об открытом конкурсе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по актуализации схемы теплоснабжения муниципального образования городского округа "Сыктывкар" до 2029 года по состоянию на 2015 год (далее - документация об открытом конкурсе) в части:
1) установления в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" значимости критериев:
- "цена контракта" - 30 % вместо 60 %,
- нестоимостного критерия - 70 % вместо 40 %;
2) установление по критерию 2 "квалификация участника закупки" требования о представлении участниками закупки сведений о количестве специалистов, прошедших обучению по правилам Ростехнадзора, в том числе по техническому обслуживанию и ремонту КиП, средств автоматизации и сигнализации технических устройств, с правом выполнения газоопасных работ, по техническому обслуживанию и ремонту газопроводов и газового оборудования (технических устройств), с правом выполнения газоопасных работ, являющихся по мнению заявителя избыточными и ограничивающим количество участников конкурса.
УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар" в отзыве на жалобу исх. от 25.08.2015 N 01-04/4015 (вх. от 25.08.2015 N 4783) и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.
Администрацией МО ГО "Сыктывкар" в отзыве на жалобу исх. от 26.08.2015 N 01/1-05/553 (вх. от 26.08.2015 N 4835) и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.
3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), изучения материалов жалобы, заслушивания представителей заказчика, уполномоченного органа, пришла к нижеследующим выводам.
3.1. Заказчиком осуществления закупки является УЖКХ администрации МО ГО "Сыктывкар".
Уполномоченным органом является Администрация МО ГО "Сыктывкар".
Объект закупки - "Выполнение работ по актуализации схемы теплоснабжения муниципального образования городского округа "Сыктывкар" до 2029 года по состоянию на 2015 год".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 610 353, 56 рублей.
Источником финансирования закупки явились средства бюджета муниципального образования городского округа "Сыктывкар".
Документация об открытом конкурсе, изменения документации об открытом конкурсе утверждены исполняющим обязанности начальника УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар" соответственно 31.07.2015, 06.08.2015.
Извещение N 0107300000215000205 о проведении открытого конкурса, документация об открытом конкурсе в редакции N 3 размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 06.08.2015.
3.2. Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом о контрактной системе.
Согласно частям 1, 3 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
По пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частями 1, 4, 5, 8 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных документацией о закупке, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки заявок).
Согласно пунктам 1, 2, абзаца 4 пункта 11 Правил оценки заявок настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (далее - заявка, предложение).
Настоящие Правила применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные частью 1 статьи 32 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
Приложением к Правилам оценки заявок установлены предельные величины значимости критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Документацией об открытом конкурсе определены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с законодательством.
В качестве стоимостного критерия оценки указано "Цена контракта", значимость критерия оценки для определения победителей по указанному критерию оценки составляет 30 %.
В качестве нестоимостного критерия оценки указано "Квалификация участника закупки", значимость критерия оценки для определения победителей по указанному критерию оценки составляет 70 %.
Как следует из пояснений заказчика, значимость критериев оценки установлена в документации об открытом конкурсе согласно приложению к Правилам оценки заявок, пункт 3 которых предусматривает следующее соотношение предельных величин значимости критериев оценки заявок на участие в конкурсе на выполнение отдельного вида работы, а именно: работ по созданию, развитию, обеспечению функционирования и обслуживанию государственных (муниципальных) информационных систем, официальных сайтов государственных (муниципальных) органов, учреждений: 30 % - минимальная значимость стоимостных критериев оценки, 70 % - максимальная значимость нестоимостных критериев оценки.
Комиссией приняты во внимание пояснения заказчика относительно того, что электронная модель схемы теплоснабжения муниципального образования городского округа "Сыктывкар" в соответствии с разделом III "Наименование и описание объекта закупки (техническое задание)" документации об открытом конкурсе (далее - техническое задание) разработана на базе геоинформационной системы Zulu и программно-расчетного комплекса ZuluThermo7.0, который позволяет создать расчетную математическую модель сети, выполнить паспортизацию сети, и на основе созданной модели решать информационные задачи, задачи топологического анализа, и выполнять различные теплогидравлические расчеты, что соответствует требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" (далее - постановления Правительства РФ от 22.02.2012 N 154).
Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" под информационной системой понимается совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.
Таким образом, действия заказчика в части установления в документации об открытом конкурсе соотношения значимости критериев оценки заявок на участие в конкурсе, предусматривающего 30 % стоимостного критерия оценки "Цена контракта" и 70 % нестоимостного критерия оценки "Квалификация участника закупки", не противоречат требованиям части 8 статьи 32, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, Правил оценки заявок.
3.3. На основании пункта 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующий критерий квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу частей 7, 8 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
В подпункте 2.3 пункта 2 Критериев оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с законодательством, являющихся неотъемлемой частью документации об открытом конкурсе, в числе нестоимостного критерия оценки "Квалификация участника" указаны сведения о количестве специалистов, прошедших обучение по специальностям/профессиям:
-Специалист, прошедший обучение по оборудованию теплового контроля;
-Специалист, прошедший обучение по правилам Ростехнадзора по оборудованию работающему под давлением;
-Специалист, прошедший обучение по правилам Ростехнадзора по техническому обслуживанию и ремонту газопроводов и газового оборудования (технических устройств), с правом выполнения газоопасных работ;
-Специалист, прошедший обучение по правилам Ростехнадзора по техническому обслуживанию и ремонту КиП, средств автоматизации и сигнализации технических устройств, с правом выполнения газоопасных работ;
-Специалист, прошедший обучение по правилам Ростехнадзора по эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей;
-Специалист, прошедший обучение по оборудованию неразрушающего контроля.
Из пояснений заказчика следует, что наличие указанных специалистов при выполнении работ по актуализации схемы теплоснабжения муниципального образования городского округа "Сыктывкар" обусловлено необходимостью нахождения на объектах с повышенной опасностью (ТЭЦ, котельных и т.д.), доступ на которые могут иметь только специалисты, прошедшие специальное обучение.
Комиссия Коми УФАС России не усматривает в действиях заказчика в части установления в подпункте 2.3 пункта 2 Критериев оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с законодательством, являющихся неотъемлемой частью документации об открытом конкурсе, сведений о количестве специалистов, прошедших обучение по специальностям/профессиям, нарушения требований пункта 4 части 1 статьи 32, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе ввиду следующего.
В пункте 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе не установлено каких-либо ограничений и запретов при установлении критерия квалификация участников закупки, в том числе наличия у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Кроме того, установление в подпункте 2.3 пункта 2 Критериев оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с законодательством, являющихся неотъемлемой частью документации об открытом конкурсе, сведений о количестве специалистов, прошедших обучение по специальностям/профессиям, не приводит к ограничению количества участников закупки, так как отсутствие квалифицированных специалистов, а также отсутствие документов, подтверждающих наличие данных сотрудников в штате организации или отсутствие документов, подтверждающих привлечение данных сотрудников, влекут присвоение участнику открытого конкурса 0 баллов. Представление участником сведений о количестве специалистов, прошедших обучение по специальностям/профессиям, напротив, влечет присвоение участнику открытого конкурса более высокого рейтинга.
Таким образом, действия заказчика в части установления в документации об открытом конкурсе в числе нестоимостного критерия оценки "Квалификация участника" сведений о количестве специалистов, прошедших обучение по специальностям/профессиям, соответствует требованиям пункта 4 части 1 статьи 32, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3.4. По результатам проведения Комиссией Коми УФАС России внеплановой проверки закупки установлено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает информацию, предусмотренную статьей 42 настоящего Федерального закона.
В извещении о проведении открытого конкурса N 0107300000215000205 от 06.08.2015 не содержится следующая информация: место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика.
Бездействие заказчика - УЖКХ администрации МО ГО "Сыктывкар" в части неуказания в извещении о проведении открытого конкурса N 0107300000215000205 от 06.08.2015 информации о месте нахождения, почтовом адресе, адресе электронной почты, номере контактного телефона, ответственном должностном лице заказчика, противоречит требованиям пункта 1 статьи 42, пункта 1 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе.
По мнению Комиссии Коми УФАС России, с учетом того, что указанные сведения содержатся в документации об открытом конкурсе, участие в открытом конкурсе приняло 3 участника закупки, указанное нарушение не повлияло и не могло повлиять на результат открытого конкурса, не повлекло ограничение количества участников открытого конкурса.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России решила:
1. Признать жалобу необоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки закупки способом открытого конкурса признать бездействие заказчика - УЖКХ администрации МО ГО "Сыктывкар" в части неуказания в извещении о проведении открытого конкурса N 0107300000215000205 от 06.08.2015 информации о месте нахождения, почтовом адресе, адресе электронной почты, номере контактного телефона, ответственном должностном лице заказчика противоречащим требованиям пункта 1 статьи 42, пункта 1 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
4. Решить вопрос о привлечении виновного должностного лица заказчика - УЖКХ администрации МО ГО "Сыктывкар", к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 27 августа 2015 г. N 04-02/7740
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016