Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
(опубликовано 26 августа 2010 г.)
Резолютивная часть решения оглашена " 18 " августа 2010 г.
В полном объеме решение изготовлено " 26 " августа 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: Бурба В.В. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля органов власти;
Члены Комиссии:
Баранов Н.В. - государственный инспектор отдела контроля органов власти;
Рудаков А.С. - специалист I разряда отдела контроля органов власти.
рассмотрев дело N 10-01-15-03/268 по признакам нарушения Администрацией городского округа города Михайловка Волгоградской области (403342, Волгоградская область, г. Михайловка, ул. Оборона, 42А) части 1 статьи 15 ФЗ от 26.07.2006N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
30 июня 2010 года в связи с обнаружением Управлением Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области признаков нарушения ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции Приказом N194 возбуждено дело в отношении Администрации городского округа города Михайловка Волгоградской области.
Администрация городского округа города Михайловка Волгоградской области (далее - ответчик) извещена надлежащим образом (почтовое уведомление о вручении N40000523029333 от 09.07.2010). Ответчик представил ходатайство (N13-24/2911 от 22 июля 2010 г.) о рассмотрении дела в его отсутствие.
Главой городского округа город Михайловка издано Постановление от 14.07.2008 N 936
"Об утверждении Правил организации транспортного обслуживания населения на регулярных автобусных маршрутах общего пользования на территории городского округа город Михайловка".
В соответствии с п. 7 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Администрация городского округа города Михайловка Волгоградской области действует на основании Устава Михайловского муниципального района Волгоградской области (принят Решением Михайловской городской Думы Волгоградской обл. от 29.12.2005 N 57) (далее- Устав). Согласно п.7 ч.1 ст.6 данного Устава, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа город Михайловка относится к вопросам местного значения.
По вопросам местного значения, согласно ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", могут приниматься нормативные акты.
Исходя из ч.6 ст. 41 Устава, Глава городского округа в пределах своих полномочий, установленных Уставом и правовыми актами Михайловской городской Думы, издает постановления администрации городского округа по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Волгоградской области, а также распоряжения администрации городского округа по вопросам организации работы администрации городского округа.
Организация транспортного обслуживания населения на регулярных автобусных маршрутах общего пользования на территории городского округа - город Михайловка, регулируется Правилами организации транспортного обслуживания населения на регулярных автобусных маршрутах общего пользования на территории городского округа - город Михайловка, утвержденными Постановлением главы городского округа г. Михайловка от 14 июля 2008 г. N 936 (далее - Правила).
Организатором транспортного обслуживания населения на регулярных автобусных маршрутах общего пользования на территории городского округа город Михайловка, в соответствии с абзацем 3 п.1.3. Правил является Администрация городского округа город Михайловка в лице отдела по обеспечению жизнедеятельности города, осуществляющая организацию транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом.
Проверив положения Правил на соответствие антимонопольному законодательству, Комиссия пришла к следующим выводам:
1. Пункт 2.3. Правил предусматривает, что при организации нового автобусного маршрута или внесении изменения в схему движения и в сводное маршрутное расписание движения автобусов на действующем маршруте перевозчик представляет организатору, согласно подпункту "в", копию лицензии на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров с приложением копий лицензионных карточек на автобусы в количестве согласно проекту расписания движения.
В соответствии с п. 11 Постановления Правительства РФ от 30.10.2006 N637 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек" одновременно с документом, подтверждающим наличие лицензии, на каждое транспортное средство, предполагаемое к использованию для перевозок пассажиров, лицензирующий орган выдает лицензиату лицензионную карточку, в которой указываются номер и дата выдачи лицензии, срок ее действия, марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства, лицензиат и лицензируемый вид деятельности.
Пункт 12 указанного Постановления предусматривает, что в случае изменения состава транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров, лицензиат в 15-дневный срок обязан направить или представить в лицензирующий орган заявление о выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек). В этом случае выписки из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионные карточки), выдаются в течение 10 дней с даты подачи заявления.
Лицензионная карточка подтверждает то, что деятельность по перевозке пассажиров на конкретном транспортном средстве осуществляется при наличии специального разрешения, то есть лицензии.
Требование подпункта "в" пункта 2.3 Правил в части "в количестве согласно проекту расписания движения" на стадии открытия маршрута выполнимо для перевозчиков, у которых в собственности или ином законном основании находится большое число транспортных средств, при этом транспортные средства задействованы на действующих маршрутах. Для перевозчиков, которым необходимо увеличить число автобусов на маршруте за счет приобретения дополнительных транспортных средств либо заключения договора аренды, оформление лицензионных карточек связано с невозвратными финансовыми потерями, возникшими вследствие простоя транспортных средств в период оформления паспорта маршрута.
Требование подпункта "в" пункта 2.3 не предусмотрено федеральным законодательством и создаёт дискриминационные условия для деятельности перевозчиков. Тем самым противоречит п.2 ч.1 ст.15 ФЗ "О защите конкуренции".
2. Пунктом 5.4 Правил предусмотрено наличие у водителей автобуса, осуществляющего перевозки на маршруте общего пользования, помимо предусмотренных Правилами дорожного движения следующих документов: заверенной перевозчиком копии паспорта автобусного маршрута, удостоверяющего право работы на маршруте; рабочего маршрутного расписания (графика) движения; путевого листа автобуса установленной формы; схемы опасных участков маршрута; билетно-учетной документации.
В силу п.1 ст.20 Закона о безопасности дорожного движения юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
Документы, которые водитель транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать для проверки, перечислены в пункте 2.1.1 Положения дорожного движения РФ. В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.
Кроме того, в соответствии с п. 2.3.6. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N2, владельцы автобусов обязаны обеспечить водителей необходимыми путевыми и иными документами, предусмотренными действующими нормативными правовыми актами. Также согласно п. 5.2.3 указанного Положения владелец автобуса, выполняющего регулярные автобусные перевозки, обязан обеспечить водителя графиком движения на маршруте и схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности).
Из системного анализа Правил в его взаимосвязи с положениями федерального законодательства не усматривается смысл документов, поименованных в п.5.4. Правил.
Таким образом, требования п.5.4 Правил из-за правовой неопределенности нормы и возможности неограниченного усмотрения в процессе её правоприменения могут повлечь необоснованное препятствование осуществлению предпринимательской деятельности перевозчиков.
Соответственно пункт 5.4 Правил необоснованно устанавливает не предусмотренные законодательством Российской Федерации требования к перевозчикам и оказываемым ими услугам, что запрещается п.2 ч.1 ст.15 ФЗ "О защите конкуренции".
Исходя из смысла антимонопольного законодательства, акты органов местного самоуправления не должны вступать в противоречие с федеральным законодательством, ущемлять права и интересы участников гражданского оборота, поэтому Постановление главы городского округа г. Михайловка Волгоградской обл. от 14.07.2008 N 936, которым утверждены "Правила организации транспортного обслуживания населения на регулярных автобусных маршрутах общего пользования на территории городского округа город Михайловка", не может противоречить актам, имеющим большую юридическую силу.
После возбуждения дела N10-01-15-03/268 издано Постановление Главы городского округа г. Михайловка Волгоградской области от 21.07.2010 N 1220 "О внесении изменений в постановление главы городского округа город Михайловка от 14 июля 2008 г. N 936 "Об утверждении Правил организации транспортного обслуживания населения на регулярных автобусных маршрутах общего пользования на территории городского округа город Михайловка", который в п. 2.3 изменен, а п.5.4 отменен. Таким образом, после возбуждения дела нарушение антимонопольного законодательства устранено.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать факт нарушения Администрацией городского округа города Михайловка Волгоградской области ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", которое выразилось в принятии п. "в" п. 2.3, п. 5.4 Правил организации транспортного обслуживания населения на регулярных автобусных маршрутах общего пользования на территории городского округа город Михайловка", утвержденных Постановление главы городского округа г. Михайловка Волгоградской обл. от 14.07.2008 N 936, противоречащих ст.15 Закона о защите конкуренции.
2. Не выдавать Администрации городского округа города Михайловка предписание в связи с устранением нарушения в ходе рассмотрения дела.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (опубликовано 26 августа 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016