Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 27 августа 2015 г. N 05-04.1/113-15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<_>
рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), жалобу акционерного общества "Омская топливная компания" (далее - АО "Омская топливная компания", Заявитель) на действия Государственного предприятия Омской области "Дорожное ремонтно-строительное управление N 5" (далее - ГП "ДРСУ N 5", Заказчик, Ответчик) по проведению запроса котировок на поставку щебня фракции 40-70 мм (извещение о проведении закупки N 31502660723 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru в сети "Интернет") (далее - Запрос котировок, Закупка),
в присутствии:
представителя Заявителя - <_>
<_> <_> в качестве слушателей (личности удостоверены паспортом);
в отсутствие представителя Ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы по существу, установила:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба АО "Омская топливная компания" (вх. от 18.08.2015 N 7584) на действия ГП "ДРСУ N 5" по проведению Запроса котировок.
Заявитель считает, что условия, содержащиеся в документации, противоречат принципам, установленным Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
В обоснование своей позиции Заявитель указывает следующее:
1.1 Согласно разделу 1 Документации о закупке, утвержденной директором ГП "ДРСУ N 5" <_> 10.08.2015 (далее - Документация о Закупке), "Условия договора, заключаемого с победителем, указаны в проекте договора, который прописан в документации о закупке".
Согласно пункту 4.2 Проекта договора "Товар поставляется речным транспортом до пункта назначения: г. Тара, причал-1437 км, реки Иртыш в сроки, установленные Договором. Выгрузка щебня осуществляется поставщиком".
С точки зрения Заявителя, поскольку доставка осуществляется силами Поставщика, Заказчик не вправе определять способ доставки. Выбор способа доставки - речным транспортом либо иным способом является правом Поставщика. Кроме того, учитывая требуемый Покупателю объем товара 1 тонна, доставка речным транспортом повлечет для Поставщика неоправданно высокие расходы на доставку товара по месту, указанному Заказчиком.
Существенным условием поставки является место поставки, сроки поставки, наименование и количество товара, условие о способе доставки товара по месту назначения является условием, ограничивающим право на участие в закупке, поскольку ставит участника закупки в заведомо невыгодное положение.
1.2 Согласно разделу 1 Документации о Закупке "Начальная (максимальная) цена договора: 1 610,67 руб.".
При этом Документацией о Закупке не установлено количество подлежащего поставке товара. Также четко не установлены сроки поставки, что противоречит Закону о закупке.
Согласно пункту 4.1 Проекта договора, являющегося неотъемлемой частью Документации о Закупке, поставка товара осуществляется в порядке и в сроки, установленные Заказчиком, указанные в спецификации.
В Спецификации N 1, являющейся приложением к Договору поставки, срок поставки материалов указан август-октябрь по потребности покупателя в течение 5 календарных дней. Таким образом, срок поставки Заказчиком в Документации о Закупке не указан и не определен.
В пункте 4.1 Проекта договора поставки указано: "Спецификациями, кроме того, к настоящему Договору Стороны определяют:
а) конкретный перечень поставляемого Товара;
б) количество товара, подлежащего поставке, согласованного с Заказчиком;
в) наименование и адрес грузополучателя (отгрузочные реквизиты)".
АО "Омская топливная компания" обратилось в ГП "ДРСУ N 5" с запросом о предоставлении разъяснений об объеме товара, подлежащего закупке.
Согласно письму ГП "ДРСУ N 5" исх. N 192 от 14.08.2015 точное количество необходимого материала неизвестно, поэтому запрос котировок производится на 1 (одну) тонну.
Общая сумма предложения по цене договора, рассчитывается, исходя из знаний о необходимых объемах товара, месте поставки, сроках поставки товара.
В связи с тем, что нет определенной информации о количестве товара, невозможно рассчитать стоимость одной тонны.
Согласно частям 9, 10 статьи 4 Закона о закупках документация о закупке должна содержать, в том числе, следующие сведения, а именно:
- предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказанных услуг;
- место, условия и сроки (периоды) поставки товара выполнения работ, оказания услуг.
По мнению Заявителя в Документации о Закупке должно быть указано точное (конкретное) количество поставляемою товара, отсутствие этих сведений не дает участнику полной информации для участия в Закупке.
Участники Закупки должны руководствоваться в своей деятельности принципами, закрепленными статье 3 Закона о закупках, а именно:
- информационной открытости;
- равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
- целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг.
Таким образом, размещаемая документация о торгах должна содержать информацию, необходимую и достаточную для того, чтобы участники торгов могли принять решение об участии в них, подготовить и подать заявки, которые могут быть правильно оценены Заказчиком.
Заявитель считает, что Документация о Закупке препятствует участнику:
а) произвести достоверный расчет стоимости поставляемого товара в связи с тем, что объем поставляемого товара не известен;
б) заведомо ограничивает поставщика, поскольку в договоре указан способ доставки - речным транспортом;
в) отсутствие информации о количестве товара, необходимого Заказчику, не позволяет участнику оценить целесообразность участия в Закупке.
Согласно статье 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно пункту 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок па участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Заявитель полагает, что указанными действиями Заказчика нарушены права АО "Омская топливная компания", как потенциального участника Закупки.
На основании изложенного, Заявитель просит:
- признать жалобу АО "Омская топливная компания" обоснованной;
- отменить Закупку;
- вынести Заказчику предписание о необходимости полного и конкретного информирования участников об объемах закупаемого товара.
На заседании Комиссии 27.08.2015 представитель Заявителя поддержала доводы жалобы АО "Омская топливная компания" от 27.08.2015 б/н в полном объеме.
2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 21.08.2015 N 05-7792э Ответчиком 27.08.2015 представлены заверенные копии документов, в том числе:
- извещения о проведении Запроса котировок;
- Документации о Закупке;
- заявки на участие в Закупке;
- Положения о закупке товаров, работ и услуг ГП "ДРСУ N 5" (далее - Положение о закупках);
- журнала регистрации заявок на участие в Закупке;
- протокола рассмотрения заявок на участие в Запросе котировок от 21.08.2015 N 6;
- запроса АО "Омская топливная компания" от 13.08.2015 исх. б/н ГП "ДРСУ N 5" о разъяснении Документации о закупках;
- ответа ГП "ДРСУ N 5" на запрос АО "Омская топливная компания" от 14.08.2015 N 199.
3. Из представленных материалов и информации следует, что 13.08.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение N 31502660723 о проведении Закупки, способ размещения Закупки: запрос котировок, начальная (максимальная) цена договора: 1 610,67 руб.
Согласно извещению заявки принимаются в период с 13.08.2015 по 20.08.2015; дата и время окончания приема заявок: 20.08.2015 в 17:00 час.; дата, время рассмотрения и оценки котировочных заявок - 21.08.2015 в 10:00 час., место рассмотрения и оценки котировочных заявок: 646532, Омская область, г. Тара, ул. Лихачева, д. 12.
Согласно журналу регистрации заявок на участие в Закупке и протоколу рассмотрения заявок на участие в Запросе котировок от 21.08.2015 N 6 на участие в Запросе котировок подана одна заявка - ООО "Сибирская Строительно-Сырьевая Компания", г. Омск, 19.08.2015 в 14:30 час., предлагаемая цена договора - 1 610,00 руб. за одну тонну. Заявка ООО "Сибирская Строительно-Сырьевая Компания" допущена к участию в Запросе котировок. Запрос котировок признан несостоявшимся. Рекомендовано заключить договор с единственным участником Запроса котировок.
Уведомлением Омского УФАС России от 21.08.2015 N 05-7792э ГП "ДРСУ N 5" предупреждено, что Заказчик не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе.
На сайте www.zakupki.gov.ru в сети "Интернет" информация о заключении ГП "ДРСУ N 5" с победителем Запроса котировок по состоянию на 27.08.2015 не размещена.
4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав представителя Заявителя, Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках, целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
4.1 Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закон о закупках устанавливает единые принципы закупки товаров, работ, услуг. Так, в рамках своей закупочной деятельности заказчики должны обеспечивать: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки, отсутствие ограничения допуска к участию в закупке, а также целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализацию мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.
Согласно пункту 4.2 Проекта договора "Товар поставляется речным транспортом до пункта назначения: г. Тара, причал-1437 км, реки Иртыш в сроки, установленные Договором. Выгрузка щебня осуществляется поставщиком".
По мнению Комиссии, выбор способа доставки - речным транспортом ограничивает конкуренцию по отношению к участникам закупки, у которых существует возможность произвести поставку товара иным способом, в том числе, менее затратным, что соответственно может отразиться на предложении участником цены договора - его снижении. Увеличение транспортных расходов в стоимости товара противоречит принципу экономии денежных средств Заказчика.
4.2 Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 статьи 4 Закона о закупках установлен перечень сведений, которые должны содержаться в извещении о закупке, в том числе, предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг (подпункт 3).
Таким образом, согласно положениям Закона о закупках извещение должно содержать четкие сведения о количестве поставляемого товара. При этом Закон о закупках не содержит положений, позволяющих заказчику не указывать точное количество товаров.
Пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлены требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, в том числе, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик.
Согласно подпункту 16 пункта 1 статьи 7 Положения о закупках закупка у единственного поставщика может осуществляться, в том числе, в случае если торги, проводимые в соответствии с настоящим положением, признаны несостоявшимися в связи с принятием конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссией решения об отказе в допуске к участию в торгах всем участникам закупок, подавшим заявки на участие в торгах. При этом цена заключаемого контракта с единственным поставщиком не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, установленную в документации о торгах, а также цену за единицу товара, услуги, установленную в документации о проведении о проведении запроса предложений в соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 6 Положения о закупках.
Согласно пунктам 3, 5 части 3 статьи 67 Положения о закупках извещение о проведении запроса котировок, в том числе, должно содержать:
- предмет контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
- сведения о начальной (максимальной) цене контракта, а в случае, когда невозможно определить количество поставляемого товара - сведения о цене за единицу товара.
В разделе I Документации о Закупке определены следующие условия Закупки:
"Место поставки: Омская область, Тарский район, г. Тара, причал 1437 км. р. Иртыш ГП "ДРСУN5";
Начальная (максимальная) цена договора: 1 610,67 руб. (с НДС);
Характеристика и количество поставляемого товара: согласно приложенной документации".
Согласно пункт 2.2 проекта договора поставки, являющимся неотъемлемой частью Документации о Закупке, Поставщик обязуется поставить, а Покупатель принять и оплатить Товар (наименование, ассортимент, количество, качество, цена, общая сумма товара), указанный в Спецификации, являющейся неотъемлемой частью настоящего Договора.
В Спецификации N 1 (приложение N 1 к Документации о Закупке) количество поставляемого товара не определено.
Расчет начальной (максимальной) цены контракта (договора) производится Заказчиком исходя из количества закупаемого товара - 1 тонна (Приложение N 2 к Документации о Закупке).
Извещение о проведении торгов должно быть направлено на привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц с целью выявления наилучшего предложения.
Отсутствие в извещении о Закупке сведений о количестве поставляемого товара приводит к невозможности формирования участником Запроса котировок заявки на участие в Запросе котировок, в том числе, в части формирования ценового предложения, а также является нарушением пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Поставка любого товара состоит из прямых и инфраструктурных затрат (расходов). Увеличение объема поставки влечет за собой уменьшение транспортных, иных накладных расходов на единицу продукции. Следовательно, делает такую поставку более привлекательной для участников соответствующего рынка. Не указание в извещении о закупке реального объема закупаемого товара создает необоснованные препятствия участнику закупки для участия в торгах.
Предметом Закупки является щебень на ремонт дороги, для определения, количества которого используется единица измерения - тонна; нормы расхода щебня должны быть известны дорожному ремонтно-строительному предприятию. Щебень не имеет тенденции к изменению своего веса в процессе транспортировки и хранения. Следовательно, количество поставляемого товара в Закупке величина определяемая.
Объяснение Заказчика о том, что в документации о закупке отсутствует информация о количестве необходимого к поставке товара по причине не знания Заказчиком точного количества необходимого материала, Комиссия считает необоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
По мнению Комиссии, не указание в извещении о Закупке реального объема закупаемого товара создает необоснованные препятствия участнику закупки для участия в торгах, и нарушает часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
При оценке Документации о Закупке Комиссией установлено, что в нарушение части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации о Закупке не указаны сведения, определенные Положением о закупках, а именно: количество поставляемого товара, установленное подпунктом 3 пункта 3 статьи 67 Положения о закупках.
4.3 Довод Заявителя о том, что срок поставки товара Заказчиком в Документации о закупке не указан и не определен Комиссия считает не обоснованным.
Согласно Спецификации N 1 к договору поставки поставка товара осуществляется в сроки август-октябрь по потребности покупателя в течение 5 календарных дней.
Комиссия считает, что срок поставки товара проектом договора и формой заявки определен, поскольку пунктом 9.1 проекта договора поставки установлено, что договор вступает в силу с момента подписания и действует до 31.12.2015.
Требования об обязательном указании календарной даты начала поставки и ее окончания не предусмотрено ни Законом о закупках, ни иным нормативным правовым актом.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1, 2, 3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать обоснованной жалобу акционерного общества "Омская топливная компания" на действия Государственного предприятия Омской области "Дорожное ремонтно-строительное управление N 5" (далее - ГП "ДРСУ N 5") по проведению запроса котировок на поставку щебня фракции 40-70 мм (извещение о проведении закупки N 31502660723 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru в сети "Интернет") (далее - Запрос котировок, Закупка).
2. Признать действие ГП "ДРСУ N 5" по не указанию в извещении о проведении запроса котировок на поставку щебня фракции 40-70 мм (извещение о проведении закупки N 31502660723 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru в сети "Интернет") и закупочной документации сведений о количестве поставляемого товара ограничивающим конкуренцию, поскольку это приводит к невозможности формирования участником Запроса котировок заявки на участие в Запросе котировок, в том числе в части формирования ценового предложения, а также нарушающим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать ГП "ДРСУ N 5" предписание об аннулировании запроса котировок на поставку щебня (извещение о проведении закупки N 31502660723 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru в сети "Интернет"). Уведомить Омское УФАС России об исполнении предписания в течение 3 дней со дня исполнения предписания.
4. Материалы дела N 05-04.1/113-15 передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 7 статьи 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Предписание N 05-04.1/113-15
27.08.2015 г. Омск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<_>
рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), жалобу акционерного общества "Омская топливная компания" (далее - АО "Омская топливная компания", Заявитель) на действия Государственного предприятия Омской области "Дорожное ремонтно-строительное управление N 5" (далее - ГП "ДРСУ N 5", Заказчик, Ответчик) по проведению запроса котировок на поставку щебня фракции 40-70 мм (извещение о проведении закупки N 31502660723 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru в сети "Интернет") (далее - Запрос котировок, Закупка),
на основании своего Решения от 27.08.2015 N 05-04.1/113-15, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, предписывает:
Государственному предприятию Омской области "Дорожное ремонтно-строительное управление N 5" аннулировать Запрос котировок в течение пяти рабочих дней с момента получения предписания.
2. Об исполнении предписания уведомить Омское УФАС России в течение 3 трех дней со дня исполнения предписания в письменном виде с приложением подтверждающих документов.
Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии <_>.
Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 27 августа 2015 г. N 05-04.1/113-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016