Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
от 30 августа 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Смирнов С.В. |
- |
председатель Комиссии, заместитель руководителя управления; |
Михайлова Н.В. |
- |
член Комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции, |
Швецова О.Ю. |
- |
член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции. |
рассмотрев дело N 882-ФАС52-Р-5,28-07/08-10, возбужденное в отношении КБ "ЛОКО-Банк" (ЗАО) (111250, г.Москва, ул.Госпитальная, д.14) по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" в присутствии представителя банка по доверенности от 26.08.2010 года Ножевниковой С.В.,
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления контроля за соблюдением требований Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" на территории Нижегородской области специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в апреле - мае 2010 года выявлены рекламные сообщения КБ "ЛОКО-Банк" (ЗАО) в виде рекламных листовок; в виде плакатов, размещенных в оконных проемах по адресу: г.Н.Новгород, ул.М.Горького, д.80/1; рекламное сообщение, размещенное на рекламной конструкции по адресу: г.Н.Новгород, ул.Звездинка, у дома N 3.
Рекламодателем рекламных сообщений является КБ "ЛОКО-Банк" (ЗАО).
В связи с местонахождением КБ "ЛОКО-Банк" (ЗАО) в г.Москве, и возможным размещением подобных рекламных конструкций на территории, подведомственной двум и более территориальным органам Федеральной антимонопольной службы, на основании пункта 5 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N508, Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области направило в Федеральную антимонопольную службу ходатайство о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела в отношении КБ "ЛОКО-Банк" (ЗАО). Письмом от 23.07.2010 (исх.NАЦ/23770) ФАС России наделила Нижегородское УФАС России полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела в отношении КБ "ЛОКО-Банк" (ЗАО).
В связи с вышеизложенным, Нижегородское УФАС России 04 августа 2010 года вынесло Определение о возбуждении дела по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" в отношении КБ "ЛОКО-Банк" (ЗАО).
Заслушав доводы представителя ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, комиссия приходит к следующим выводам.
Комиссия Нижегородского УФАС России установила, что КБ "ЛОКО-Банк" (ЗАО) распространяло рекламные сообщения:
- в апреле 2010 года в виде листовок следующего содержания: "Кредитование физических лиц. Исполни свою мечту. www.lockobank.ru. ЛОКО БАНК. Открытие нового офиса по адресу: ул.М.Горького, д.80/1. 0% годовых до 45 дней. _Вклады, кредитование физических лиц, автокредиты, денежные переводы, обмен валюты, обслуживание юридических лиц. Тел.: 428-69-68. ул.М.Горького, д.80/1 (работаем без выходных). Ул.Коминтерна, 115. ул.Невзоровых, 66А";
- в апреле 2010 года в виде плакатов, размещенных в оконных проемах по адресу: г.Н.Новгород, ул.М.Горького, д.80/1, следующего содержания: "Кредитные карты. Позволь себе БОЛЬШЕ 0% годовых до 45 дней. ЛОКО БАНК. (831) 428-69-68";
- в мае 2010 года рекламное сообщение, размещенное на рекламной конструкции по адресу: г.Н.Новгород, ул.Звездинка, у дома N 3, следующего содержания: "Мы не спросим зачем Мы спросим сколько ЛОКО БАНК. Ставка от 10% годовых. Кредиты потребительские. 428-69-68. ул.Невзоровых, 66А. Ул.Коминтерна, 115. ул.М.Горького, д.80/1 (работаем без выходных). www.lockobank.ru".
Факты размещения рекламных сообщений зафиксированы специалистами Нижегородского УФАС России в актах осмотра N 2 от 05 апреля 2010 года, N 3 от 06 апреля 2010 года, N 15 от 07 мая 2010 года с приложением фотографий рекламных сообщений.
Данные сообщения являются рекламными, поскольку отвечают понятию рекламы, изложенному в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с которым под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования,
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама, пункт 3 этой же статьи определил, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Объектом рекламирования в рекламном сообщении являются как финансовые услуги, предоставляемые КБ "ЛОКО-Банк" (ЗАО), так и КБ "ЛОКО-Банк" (ЗАО), товаром - услуги по предоставлению банком кредитов, кредитных карт, услуги по размещению вкладов.
В рекламных сообщениях, размещенных на рекламных листовках, а также в сообщении, рекламируемом кредитные карты, размещенном в виде плакатов в оконных проемах здания по адресу: г.Н.Новгород, ул.М.Горького, д.80/1, указаны процентная ставка и срок предоставления кредита (0% годовых до 45 дней) и не указаны иные условия кредитования физических лиц и предоставления кредитных карт: виды кредитов, порядок изменения процентных ставок и сроков выдачи кредитов, минимальная сумма кредита и другие условия, влияющие на сумму расходов лиц, желающих получить кредит или кредитную карту в КБ "ЛОКО-Банк" (ЗАО).
В рекламном сообщении, размещенном на рекламной конструкции по адресу: г.Н.Новгород, ул.Звездинка, у дома N 3, рекламируемом потребительские кредиты, крупным шрифтом указана процентная ставка - 10%. Иные существенные условия кредитования, влияющие на сумму расходов физических лиц, желающих воспользоваться данной финансовой услугой, написаны мелким шрифтом, видном при непосредственном приближении к рекламной конструкции и не видном со стороны проезжей части.
Поскольку распространенная КБ "ЛОКО-Банк" (ЗАО) реклама банковских услуг направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
Существенные условия кредитования в рекламных сообщениях, распространяемых в виде рекламных листовок и на плакатах, размещенных в оконных проемах, отсутствуют. Условия кредитования, размещенные на рекламной конструкции, исполнены таким образом, что не могут визуально восприниматься частью потребителей, следовательно, такие условия считаются не обозначенными в рекламе. Формальное присутствие в рекламе существенных условий, напечатанных мелким, нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю в полном объеме воспринимать данные сведения, а потому не может рассматриваться как их наличие.
Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители.
Пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" предусмотрено, что реклама банковских услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из этих условий.
Как видно из фотографий и образцов рекламных сообщений, часть существенной информации о кредитовании на рекламных листовка и плакатах отсутствует, что может ввести потребителей в заблуждение относительно суммы расходов, которые они могут понести, если воспользуются услугой получения кредита или кредитной картой.
В рекламном сообщении, распространяемом на рекламной конструкции, информация, содержащая наиболее привлекательное для потребителей условие - 10% годовых, указана с использованием крупного размера. Иные условия, влияющие на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся данной услугой лица, размещены в рекламном сообщении мелким шрифтом, что, не позволяет потребителям рекламы их воспринять без специальных приспособлений.
В ходе рассмотрения дела представитель банка пояснил, что существенные условия, размещенные на рекламном сообщении с использованием рекламной конструкции выполнены 28 шрифтом Рекламная конструкция располагается на пешеходном тротуаре, поэтому данный шрифт является достаточно крупным и видным пешеходам на расстоянии пяти метров от рекламной конструкции.
Комиссия полагает, что реклама, размещенная на рекламной конструкции, предназначена неопределенному кругу лиц, то есть не только для пешеходов, но и для водителей, проезжающих по дороге, расположенной в непосредственной близости от рекламной конструкции. Указание существенных условий кредитования мелким шрифтом делает невозможным их восприятие со стороны проезжей части.
Таким образом, банк обязан был указать все условия оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, одинаковым шрифтом, позволяющим ознакомится с ними всем потребителям рекламы.
Следовательно, указанные выше рекламные сообщения содержат признаки нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
Частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" определено, что ответственность за нарушение требований, установленных статьей 28 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
КБ "ЛОКО-Банк" (ЗАО) является рекламодателем на основании договоров: от 19 ноября 2010 года N 42/09, заключенного с ООО "Паритет", от 21 апреля 2009 года N 16, заключенного с ООО "ЛазерХолл+", от 18 января 2010 года N 5, заключенного с ООО "АкваГрафика".
Таким образом, КБ "ЛОКО-Банк" (ЗАО) нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
На момент рассмотрения дела N882-ФАС52-Р-5,28-07/08-10 рекламные сообщения, противоречащие требованиям рекламного законодательства, сняты с распространения, в связи с чем, Комиссия Нижегородского УФАС России приняла решение о том, что предписание выдаваться не будет.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", и в соответствии с пунктами 37 - 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года N 508, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную КБ "ЛОКО-Банк" (ЗАО) (111250, г.Москва, ул.Госпитальная, д.14) на рекламных листовка, на рекламных плакатах, на объекте наружной рекламы, расположенном по адресу: г.Н.Новгород, ул.Звездинка, у дома N 3,поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 02 сентября 2010 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии С.В.Смирнов
Члены комиссии Н.В.Михайлова
О.Ю. Швецов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 30 августа 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016