Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
(опубликовано 30 августа 2010 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 20 августа 2010 года
В полном объеме решение изготовлено 30 августа 2010 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе <_>
рассмотрев материалы дела N 246-10-р по признакам нарушения пункта 20 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" в отношении ООО "Славимед", возбужденное по заявлению ООО "Биона",
заседания Комиссии состоялись:
19.05.2010 г. в отсутствие ООО "Славимед" (в материалах дела отсутствует документальное подтверждение надлежащего извещения Общества о времени и месте рассмотрения дела),
в отсутствие ООО "Биона" (в материалах дела отсутствует документальное подтверждение надлежащего извещения Общества о времени и месте рассмотрения дела),
21.06.2010 г. в отсутствие ООО "Славимед" (в материалах дела отсутствует документальное подтверждение надлежащего извещения Общества о времени и месте рассмотрения дела),
в отсутствие ООО "Биона" (в материалах дела имеется документальное подтверждение надлежащего извещения Общества о времени и месте рассмотрения дела),
20.07.2010 г. в отсутствие ООО "Славимед" (в материалах дела отсутствует документальное подтверждение надлежащего извещения Общества о времени и месте рассмотрения дела),
в отсутствие ООО "Биона" (в материалах дела имеется документальное подтверждение надлежащего извещения Общества о времени и месте рассмотрения дела),
20.08.2010 г. в отсутствие ООО "Славимед" (в материалах дела имеется документальное подтверждение надлежащего извещения Общества о времени и месте рассмотрения дела),
в присутствие представителя ООО "Биона" - <_> (доверенность б/н от 18.08.2010 г.; предъявлен паспорт), установила:
В Пермское УФАС России поступило заявление ООО "Биона" о ненадлежащей рекламе в виде вывесок "Аптека оптовых цен", размещенной на фасадах аптечных учреждений сети "Лекса", находящихся по адресам: г. Пермь, ул. Пожарского, 10; г. Пермь, пр. Парковый, 40.
Как следует из заявления, на фасаде указанных аптек, размещена реклама "Аптека оптовых цен", которая, по мнению заявителя, вводит в заблуждение потребителей рекламы и является недостоверной.
В целях рассмотрения дела по существу Пермским УФАС России направлен запрос в адрес Управления Росздравнадзора по Пермскому краю (исх. N 2710-10 от 13.04.2010 г.) с просьбой представить информацию о хозяйствующих субъектах, осуществляющих деятельность в аптечных учреждениях, расположенных по адресам: г. Пермь, ул. Пожарского, 10; г. Пермь, пр. Парковый, 40.
В ответ на запрос Управление Росздравнадзора по Пермскому краю представило информацию (вх. N 4647-10 от 20.04.2010 г) о том, что по указанным адресам деятельность осуществляет ООО "Славимед".
Также, Пермским УФАС России направлен запрос в адрес УФНС России по Пермскому краю (исх. N 6246-10 от 22.07.2010 г) с просьбой представить выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО "Славимед".
Согласно информации, представленной УФНС России по Пермскому краю (вх. N 9447-10 от 30.07.2010 г), юридический адрес ООО "Славимед".
Определением об отложении дела N 246-10-р от 20.07.2010 г. (исх. N 6788-10 от 05.08.2010 г), у ООО "Славимед" запрашивались: копия выписки из ЕГРЮЛ; копии документов, подтверждающих право владения/пользования помещениями аптек по адресам: г. Пермь, ул. Пожарского, 10; г. Пермь, пр. Парковый, 40; копия договора с рекламопроизводителем рекламы "Аптека оптовых цен", размещенной на фасадах аптек по адресам: г. Пермь, ул. Пожарского, 10 и пр. Парковый, 40; письменные пояснения относительно оснований возбуждения дела N 246-10-р.
Однако на день оглашения резолютивной части решения указанные документы ООО "Славимед" представлены не были.
Комиссия по рассмотрению дела N 246-10-р полагает возможным рассмотреть дело на основании имеющихся доказательств и приходит к следующему.
Над входом в помещение аптек по адресам: г. Пермь, ул. Пожарского, 10 и пр. Парковый, 40, размещена информация следующего содержания: "Аптека оптовых цен". Данная информация соответствует понятию рекламы, установленному пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе". При этом каких-либо уточняющих (объясняющих) ссылок для ознакомления с условиями проводимой акции, в том числе для понимания потребителем термина "оптовых цен", на рассматриваемой наружной рекламе не размещалось, поэтому, содержание данной рекламы необходимо анализировать непосредственно, т.е. как самостоятельный носитель указанной информации.
Комиссией установлено, что в данных аптеках проводилась акция "Аптека оптовых цен", условия которой содержались в Регламенте данной акции, и были размещены на информационных стендах внутри помещений аптек.
Согласно условиям акции "Аптека оптовых цен", розничная наценка к закупочным ценам, составляющая итоговые цены на лекарства отображается только на ценниках и не является отпускной ценой во время проведения акции "Аптека оптовых цен". Фактическая отпускная цена для покупателя формируется по наценке, применяемой в период действия акции, т.е. со скидкой от первоначальной розничной наценки, результат которой указан в ценнике.
При этом знак "плюс", используемый в рекламе, пояснение которому приводится только в условиях данной акции, размещенных на информационных стендах внутри помещения аптек, не может быть однозначно воспринят потребителем (покупателем) как информация о том, что реализация товаров осуществляется со скидкой от первоначальной исчисленной цены с учётом розничной надбавки.
В соответствии со словарной статьей Современного экономического словаря под редакцией Райзберга Б.А. (ИНФРА-М, 2006) оптовая цена - цена товара в условиях его оптовой продажи. Обычно такая цена ниже розничной, так как при оптовой продаже меньше издержки обращения в расчете на единицу товара.
Таким образом, при рассмотрении данного дела правомерно применять понятие "оптовая цена" к стоимости приобретения ООО "Славимед" конкретного препарата в конкретное время у определенного производителя.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;
Как указано ранее, оптовая цена - это цена товара в условиях его оптовой продажи. При этом под оптовой продажей следует понимать продажу товара крупными партиями для целей, исключающих дальнейшее использование для личных, семейных, бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Следовательно, оптовая цена - это цена продажи товара для его дальнейшей реализации, что прямо противоречит сути аптечного учреждения, т.е. организации, осуществляющей розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств с такой торговой надбавкой, которая обеспечивает покрытие издержек и получение прибыли.
Более того, в условиях современной российской экономики невозможно говорить о диапазоне сложившихся в Пермском крае оптовых цен, т.к. стоимость товаров постоянно меняется в связи с инфляцией, остаточными кризисными явлениями, увеличении расходов на производство и доставку товаров до конечных потребителей. При этом розничная цена у одних аптечных учреждений, которые закупали товары несколько раньше, может стать оптовой для других, закупивших товар позже.
Таким образом, можно расширять понятие оптовой цены, сложившейся в каком-либо регионе, до максимально широких пределов, именно поэтому под оптовой ценой для данного конкретного аптечного учреждения необходимо считать цену приобретения товара для последующей реализации.
Кроме того, в рекламе "Аптека оптовых цен", размещенной при входе в аптеки, отсутствует часть существенной информации, указывающей на порядок проведение акции.
Таким образом, у потребителя указанной рекламы может сложиться впечатление о том, что все товары в данных аптеках реализуются по ценам приобретения товара аптечной организацией, что не соответствует действительности.
Следовательно, реклама "Аптека оптовых цен", размещенная в аптеках, расположенной по адресам: г. Пермь, ул. Пожарского, 10 и пр. Парковый, 40, является недостоверной, так как не содержит существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования и при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Следовательно, в данной рекламе нарушены требования ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
Также необходимо учитывать особенности информации рекламного характера и её восприятия потребителями разных социальных слоёв населения.
Исходя из непосредственного содержания размещенной информации, Комиссия пришла к выводу, что формулировка "Аптека оптовых цен" привлекает внимание не только к самой аптеке, но и к ценам, установленным в данных аптеках - оптовым. Причем к "оптовым ценам" - в первую очередь.
В соответствии с п. 20 ч.3 ст. 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о продавце рекламируемого товара.
Учитывая то обстоятельство, что формулировка "Аптека оптовых цен" направлена на привлечение внимания потенциальных потребителей к рекламируемым товарам в части их цены, а также направлена на привлечение внимания к продавцу рекламируемого товара, Пермское УФАС России приходит к выводу, что употребление в рекламе несоответствующей действительности фразы "Аптека оптовых цен" является нарушением также п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.
Таким образом, реклама "Аптека оптовых цен", распространяемая ООО "Славимед" над входом в аптеки, расположенные по адресам: г. Пермь, ул. Пожарского, 10 и пр. Парковый, 40, является недостоверной, содержащей не соответствующие действительности сведения о цене реализуемого товара, а также о его продавце.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ о рекламе, признается ненадлежащей.
В соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований п. 20 ч. 3 и ч. 7 ст. 5 указанного Закона несет рекламодатель.
В силу п. 5 ст. 3 Федерального закона "О рекламе", рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Исходя из п. 5 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем указанной рекламы является ООО "Славимед".
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 33 и ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе", и в соответствии с п.п. 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу "Аптека оптовых цен", размещенную на фасадах аптек "Лекса", расположенных по адресам: г. Пермь, ул. Пожарского, 10 и пр. Парковый, 40, поскольку в ней нарушены требования п. 20 ч. 3 и ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Славимед" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ООО "Славимед" административного дела по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ N 246-10-р
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
30 августа 2010 года г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе <_>
на основании своего решения от 30.08.2010 года по делу N 246-10-р о признании ненадлежащей рекламы в виде вывесок "Аптека оптовых цен", размещенной на фасадах аптек "Лекса", расположенных по адресам: г. Пермь, ул. Пожарского, 10; г. Пермь, пр. Парковый, 40, поскольку в ней нарушены требования п.20 ч.3 и ч.7 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "Славимед" в пятнадцатидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение п.20 ч.3 и ч.7 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", а именно:
- не допускать распространения не соответствующих действительности сведений о продавце товаров;
- не допускать рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
2. ООО "Славимед" в срок до 01 октября 2010 года представить в Пермское УФАС России документальное подтверждение исполнения п. 1 настоящего предписания.
В соответствии с ч. 2.4 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (опубликовано 30 августа 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016