Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
(опубликовано 30 августа 2010 г.)
Резолютивная часть решения оглашена " 20 " августа 2010 г.
В полном объеме решение изготовлено " 30 " августа 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля органов власти;
Члены Комиссии:
- старший государственный инспектор отдела контроля органов власти;
- специалист I разряда отдела контроля органов власти
рассмотрев дело N 10-01-15-03/288-ВО по признакам нарушения Управлением транспорта и коммуникаций Администрации Волгоградской области (400074, г. Волгоград, ул.Козловская 32а) и Департаментом городского хозяйства Администрации Волгограда (400131, г. Волгоград, ул. им. Маршала Чуйкова, 15) части 1 статьи 15 ФЗ от 26.07.2006N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
12 июля 2010 года по заявлению ИП (вх. N3846 от 30 июня 2010 года) и в связи с обнаружением признаков нарушения ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции Приказом N216 возбуждено дело в отношении Управления транспорта и коммуникаций Администрации Волгоградской области. Также в качестве ответчика по ходатайству Управления транспорта и коммуникаций Администрации Волгоградской области привлечён Департамент городского хозяйства Администрации Волгограда.
К. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. ИП имеет лицензию на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, со сроком действия с 08.04.2009 по 07.04.2014.
Порядок утверждения автобусного маршрута регулярных перевозок в пригородном сообщении установлен Правилами организации транспортного обслуживания населения на автобусных маршрутах регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщениях в Волгоградской области, утверждёнными Постановлением Главы Администрации Волгоградской обл. от 09.09.2008 N 1202 (далее - Правила, утверждённые Постановлением от 09.09.2008 N 1202).
ИП обратился (заявление от 05.05.2010) в Управление транспорта и коммуникаций Администрации Волгоградской области для открытия пригородного автобусного маршрута регулярных перевозок "г. Волжский (Ж/Д вокзал) - г. Волгоград (Гипермаркет "Реал")" в соответствии с Правилами, утверждёнными Постановлением от 09.09.2008 N 1202.
Документы ИП рассмотрены Управлением транспорта и коммуникаций Администрации Волгоградской области и в установленном порядке издано Распоряжение от 04.06.2010 N35-02-05/259-р, в соответствии с которым ИП обязан представить в десятидневный срок согласованное с администрациями г. Волжского и г. Волгограда расписание движения на пригородном маршруте "г. Волгоград (Гипермаркет "Реал") - г. Волжский (Ж/Д вокзал)".
ИП обратился в Администрацию г.Волжского и Администрация г.Волжского согласовала расписание движения на пригородном маршруте "г. Волгоград (Гипермаркет "Реал") - г. Волжский (Ж/Д вокзал)".
Для согласования расписания движения автобусов по маршруту "г. Волжский (Ж/Д вокзал) - г. Волгоград (Гипермаркет "Реал")" ИП обратился (письмо от 08.06.2010 N80) в Департамент городского хозяйства администрации Волгограда. Департамент в ответ (письмо от 24.06.2010 NДГХ/08-3778) указал, со ссылкой на пункт 2.16 Правил организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования на маршрутах регулярного сообщения в границах городского округа город-герой Волгоград, утверждённых Решением Волгоградской городской Думы от 25.10.2007 N 51/1244 (далее - Правила, утверждённые Решением от 25.10.2007 N 51/1244), что пригородный маршрут утверждается по согласованию с администрацией Волгограда при условии нахождения конечной остановки на крупных пассажирообразующих узлах на границе городского округа.
Из-за отсутствия согласования расписания движения на пригородном маршруте "г. Волгоград (Гипермаркет "Реал") - г. Волжский (Ж/Д вокзал)" Департаментом городского хозяйства Администрации Волгограда, Управление транспорта и коммуникаций Администрации Волгоградской области отказало индивидуальному предпринимателю в организации автобусного маршрута "Волжский - Волгоград" в связи с нарушением срока оформления маршрутной документации (N35-02-06/1059 от 28.06.2010).
Представители Управления транспорта и коммуникаций Администрации Волгоградской области представили документы, свидетельствующие о фактах согласования в период с 24.12.2009 по 07.06.2010 года Департаментом городского хозяйства Администрации города Волгограда расписания движения автобусов следующих пригородных маршрутов:
- б/н "Краснослободск (Пристань) - Тулака" от 28.01.2010;
- N 173 "Парк Хаус - Рынок (Средняя Ахтуба)" от 27.02.2010;
- N 156 "х.Клетский (Среднеахтубинский район) - пл.Ленина (г.Волгоград)" от 17.02.2010;
- N168 "Краснослободск (Пристань) - Волгоград (Тр.з-д)" от 05.02.2010;
- N167 "г.Волгоград "Рынок ТЗР - г.Краснослободск (Причал)" от 23.03.2010;
- N165 "пл.Ленина (г.Волгоград) - Пристань (Краснослободск)" от 24.12.2009;
- N166 "Клиника "Движение" (г.Волгоград) - Пристань (Краснослободск)" от 24.12.2009;
- N176 "Детский центр - Краснослободск Пристань" от 07.06.2010;
- N174 "ВОИР (Среднеахтубинского района) - ВолГУ (г.Волгоград)" от 19.04.2010.
Представитель Департамента городского хозяйства Администрации города Волгограда представил письменные объяснения от 20.08.2010. Департамент руководствуясь требованиями пункта 2.16 Правил, утверждённых Решением от 25.10.2007 N 51/1244, считает что не обязан согласовывать ИП расписание движения на пригородном маршруте "г. Волгоград (Гипермаркет "Реал") - г. Волжский (Ж/Д вокзал)", так как в открываемом им маршруте конечные остановки не находятся на крупных пассажирообразующих узлах на границе городского округа город Волгоград, маршрут не является сезонным пригородным (дачным), и конечным пунктом пригородного маршрута не является автовокзал, и маршрут на территории города не является полуэкспрессным. Одновременно с этим, Департамент указывает, что ответ NДГХ/08-3778 от 24.06.2010 в адрес ИП не является отказом. Также представитель Департамента считает, что перевозчик для открытия предложенного маршрута, не соответствующего параметрам, указанным в пункте 2.16 Правил, утверждённых Решением от 25.10.2007 N 51/1244, обязан руководствоваться пунктами 2.17 и 2.3 тех же Правил.
При анализе материалов дела Комиссия пришла к следующим выводам:
Управление транспорта и коммуникаций Администрации Волгоградской области действовало в рамках полномочий, наделённых в соответствии с Постановлением Главы Администрации Волгоградской обл. от 09.09.2008 N 1202 "Об утверждении Правил организации транспортного обслуживания населения на автобусных маршрутах регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщениях в Волгоградской области".
Пункт 1.1 Положения о департаменте городского хозяйства администрации Волгограда, утверждённом Решением Волгоградской городской Думы от 04.02.2009 N 15/446 (далее - Положение о Департаменте), закрепляет, что отраслевым структурным подразделением администрации Волгограда, осуществляющим полномочия органа местного самоуправления Волгограда от лица администрации Волгограда в части создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования город-герой Волгоград, является Департамент городского хозяйства администрации Волгограда.
Пункт 3.4.7 Положения о Департаменте, устанавливает, что Департамент выполняет функцию по утверждению и согласованию хозяйствующим субъектам, осуществляющим перевозки пассажиров транспортом общего пользования на маршрутах регулярного сообщения, маршрутную документацию в установленном законодательством порядке.
Положения пунктов 1.1 и 3.4.7 Положения о Департаменте и Распоряжение от 04.06.2010 N35-02-05/259-р устанавливают необходимость обращения ИП за согласованием расписания движения автобусов по маршруту "г. Волжский (Ж/Д вокзал) - г. Волгоград (Гипермаркет "Реал")" в орган, наделённый полномочиями в части создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования город-герой Волгоград, которым является Департамент городского хозяйства Администрации Волгограда.
Ссылка Департамента городского хозяйства Администрации города Волгограда на пункты 2.3 и 2.17 Правил, утверждённых Решением от 25.10.2007 N 51/1244 является необоснованной, так как согласно п.1.2 Правил, утверждённых Решением от 25.10.2007 N 51/1244, требования настоящих Правил обязательны для юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих и обеспечивающих деятельность, связанную с перевозкой пассажиров транспортом общего пользования на маршрутах регулярного сообщения в границах городского округа город-герой Волгоград.
Из буквального толкования п.2.16 Правил, утверждённых Решением от 25.10.2007 N 51/1244 следует, что субъектами отношений, регулируемых указанным пунктом, являются Организатор пригородных перевозок, которым в соответствии с п. 1.5. Правил, утверждённых Постановлением от 09.09.2008 N 1202, являются: уполномоченный орган исполнительной власти Волгоградской области - Управление транспорта и коммуникаций Администрации Волгоградской области, осуществляющий организацию транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом и Администрация Волгограда.
Перевозчик как субъект правоотношений в п. 2.16 Правил, утверждённых Решением от 25.10.2007 N 51/1244 не поименован.
Представитель Департамента городского хозяйства Администрации города Волгограда признаёт, что маршрут "г. Волжский (Ж/Д вокзал) - г. Волгоград (Гипермаркет "Реал")" не обладает признаками, по которым маршрут подпадает под применение п.2.16 Правил, утверждённых Решением от 25.10.2007 N 51/1244. Поэтому отсутствует необходимость согласования данного маршрута при его открытии с Администрацией Волгограда. Следовательно, издание Распоряжения Управления транспорта и коммуникаций Администрации Волгоградской области от 04.06.2010 N35-02-05/259-р без согласования с органом местного самоуправления городского округа не противоречит п.2.16 Правил, утверждённых Решением от 25.10.2007 N 51/1244.
Так как маршрут ИП является пригородным, то ИП следовал порядку открытия пригородного маршрута, который установлен Правилами, утверждёнными Постановлением от 09.09.2008 N 1202. Согласно п.2.10 Правил, утверждённых Постановлением от 09.09.2008 N 1202, ИП обратился за согласованием расписания движения автобусов по маршруту "г. Волжский (Ж/Д вокзал) - г. Волгоград (Гипермаркет "Реал")".
Ответ Департамента (письмо от 24.06.2010 NДГХ/08-3778) не соответствует существу обращения ИП (письмо от 08.06.2010 N80) и в связи с этим не признаётся мотивированным.
Данное действие Департамента препятствует ИП открыть маршрут "г. Волжский (Ж/Д вокзал) - г. Волгоград (Гипермаркет "Реал")". В то же время, Департамент согласовывает ИП Шеллунцу расписание движения автобусов по маршруту N147 "Аквапарк" - г. Волжский - "Речной вокзал" - г.Волгоград" от 17.06.2010, который совпадает со схемой маршрута ИП, то есть позволяет конкуренту ИП осуществлять перевозки.
Таким образом, Департамент, не рассмотрев заявление ИП о согласовании расписания движения автобусов по маршруту "г. Волжский (Ж/Д вокзал) - г. Волгоград (Гипермаркет "Реал")" по существу, ошибочно руководствовался п.2.16 Правил, утверждённых Решением от 25.10.2007 N 51/1244 и предоставив возможность осуществления деятельности по перевозке пассажиров конкуренту по совпадающему маршруту, совершил действие, которое ограничивает конкуренцию на рынке пригородных перевозок г.Волгоград - г.Волжский.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать факт нарушения Департаментом городского хозяйства Администрации города Волгограда п.2 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", которое выразилось в необоснованном отказе ИП в согласовании расписания движения автобусов по маршруту "г. Волжский (Ж/Д вокзал) - г. Волгоград (Гипермаркет "Реал")", послужившему препятствием для осуществления перевозок в пригородном сообщении г.Волгоград - г.Волжский.
2. Прекратить участие Управления транспорта и коммуникаций Администрации Волгоградской области в качестве ответчика по делу.
3. Выдать Департаменту городского хозяйства Администрации города Волгограда для исполнения Предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно: рассмотреть в установленном порядке заявление ИП о согласовании расписания движения автобусов по маршруту "г. Волгоград (Гипермаркет "Реал") - г. Волжский (Ж/Д вокзал)".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (опубликовано 30 августа 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016