Резолютивная часть решения объявлена 25.08.2015
Решение в полном объеме изготовлено 28.08.2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), на нарушение порядка проведения торгов (далее - Комиссия) в составе:
Чушкин Д.Ю. - председатель Комиссии, зам. руководителя - начальник отдела;
Грибанова Н.А. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт;
Шевцова И.С. - член комиссии, государственный инспектор,
в присутствии:
заявителя - Кузнецова И.А.;
представителя организатора торгов - <_>
при организации и проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, установила:
14.08.2015 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба Кузнецова И.А. (далее - Заявитель) на действия организатора торгов - администрацию городского округа город Воронеж при организации и проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: г. Воронеж, ул. Беговая, 2/2 (лот N 2).
Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, и принята к рассмотрению. На основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции информация о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте Воронежского УФАС России http//voronezh.fas.gov.ru.
По мнению Заявителя организатором торгов неправомерно организовано проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г. Воронеж, ул. Беговая, 2/2, поскольку жильцами дома было уже реализовано право выбора способа управления своим домом.
Представитель организатора торгов не согласился с позицией Заявителя, считает, что собственниками помещений многоквартирного дома 2/2 по ул. Беговая не была предоставлена информация о выборе способа управления домом, в связи с чем организатором торгов были проведены мероприятия по организации проведения конкурса по отбору управляющей организации в отношении указанного дома.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.
Отношения, связанные с порядком выбора способа управления многоквартирными домами, регламентируются Жилищным Кодексом РФ (далее - ЖК РФ), Федеральным законом от 21.07.2014 г. N 255-ФЗ "О внесении изменений в ЖК РФ, отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ", постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 г. N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" и иными нормативными правовыми актами.
Из положений статьи 44 ЖК РФ следует, что органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом.
Решение о выборе способа управления и управляющей организации принимается большинством голосов присутствующих на общем собрании домовладельцев или их представителей и оформляется протоколом. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 3 статьи 45, статьи 46 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятидесяти процентами голосов от общего числа голосов
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (часть 4 статьи 161 ЖК РФ).
Порядок проведения такого открытого конкурса содержится в Постановлении Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее также - Правила N 75).
Согласно пункту 3 Правил N 75 конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом проводится, если:
1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях:
- собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
- по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом 7 повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях:
- большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
- не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Пунктом 39 Правил N 75 (с учетом Решения Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2009 N ГКПИ09-830) предусмотрено, что конкурс не проводится в случае, если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом.
Как установлено из материалов дела, 07.07.2015 г. администрацией городского округа город Воронеж был объявлен открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: г. Воронеж, ул. Беговая, д. 2/2 (лот N 2), о чем свидетельствует опубликованное на официальном сайте РФ для размещения о проведении торгов по адресу в сети "Интернет" www.torgi.gov.ru извещение N 070715/9011985/02. Заявки по лоту N 2 вышеуказанного конкурса принимаются с 10.07.2015 г. по 13.08.2015 г. Датой проведения конкурса определено 21.08.2015 г.
Собственникам помещений многоквартирного дома по ул. Беговая 2/2 стало известно о проведении конкурса по выбору управляющей организации для управления их домом.
13.08.2015 г. представителем собственников помещений многоквартирного дома по ул. Беговая 2/2 в адрес организатора торгов посредством электронной почты было направлено заявление о том, что по дому на ул. Беговая, 2/2 собственниками помещений выбран и реализован способ управления многоквартирным домом на общем собрании собственников помещений 28.06.2011 г. в форме непосредственного управления собственниками помещений. В силу обстоятельств формирования фонда капремонта, собственники сменили способ управления и выбрали способ управления - управление товариществом собственников жилья: ТСН "ТСЖ Беговая 2/2", о чем свидетельствует протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (очная форма) от 19.03.2015 г. К заявлению, в подтверждение указанных аргументов было направлено свидетельство о государственной регистрации ТСН "ТСЖ Беговая 2/2".
Организатором торгов каких-либо действий, в связи с получением информации о выбранном собственниками помещений способе управления домом по ул. Беговая, 2/2, предпринято не было. В связи с чем, Заявитель 14.08.2015 г. обратился в Управление за защитой прав и интересов жильцов дома по ул. Беговая, д.2/2.
В материалы дела предоставлен протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (очная форма) от 19.03.2015 г., свидетельство о государственной регистрации ТСН "ТСЖ Беговая 2/2", сведения о регистрации юридического лица ТСН "ТСЖ Беговая 2/2" (выписка из ЕГРЮЛ).
Таким образом, при объявлении открытого конкурса по выбору управляющей организации администрация городского округа город Воронеж, прежде чем включать спорный многоквартирный дом в конкурсную массу, должна была и могла проверить, реализованы ли решения собственников домов о выборе ими способа управления многоквартирным домом. Такая проверка была необходима администрации как уполномоченному органу в целях соблюдения установленной публичной процедуры по отбору управляющей компании, а также прав и законных интересов собственников помещений домов и организации - ТСН "ТСЖ Беговая 2/2", зарегистрированной собственниками для управления многоквартирным домом, что в данном случае администрацией организовано не было, в связи с чем своими действиями по объявлению конкурса администрация создала реальную угрозу ущемления прав и законных интересов собственников помещений многоквартирных домов и ТСН "ТСЖ Беговая 2/2".
При таких обстоятельствах, обязанность по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по ул. Беговая, д.2/2 у администрации не возникла, поскольку не было установлено факта отсутствия реализации способа управления многоквартирным домом.
Для участия в открытом конкурсе по отбору управляющей организации по лоту N 2 было подано 3 заявки, согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 13.08.2015 г. В случае проведения конкурса среди претендентов, подавших заявки по лоту N 2 права и интересы жильцов спорного многоквартирного дома, а также товарищества собственников жилья не могут быть учтены.
Таким образом, на основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что доводы Заявителя о нарушении в данном случае прав и законных интересов собственников помещений многоквартирного дома по ул. Беговая, д.2/2, а также интересов товарищества собственников недвижимости - ТСН "ТСЖ Беговая 2/2" являются обоснованными, а правомерность действий администрации городского округа город Воронеж по подготовке и проведению конкурса, не подтверждена.
Оценив фактические обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу о неправомерности действий администрации городского округа город Воронеж по подготовке и проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенному по адресу: г. Воронеж, ул. Беговая, д. 2/2 (лот N 2).
На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать жалобу Кузнецова И.А. на действия организатора торгов - администрации городского округа город Воронеж при организации и проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по ул. Беговая, д. 2/2 (лот N 2) (N извещения 070715/9011895/02), обоснованной.
2. Выдать организатору торгов - администрации городского округа город Воронеж предписание об аннулировании торгов - открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по лоту N 2 (N извещения 070715/9011895/02).
Настоящее решение размещено на сайте Воронежского УФАС России в сети "Интернет".
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии Д.Ю. Чушкин
Члены Комиссии Н.А. Грибанова
И.С. Шевцов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области N 413-18.1К (опубликовано 31 августа 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016