Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
N 06/2609 (опубликовано 31 августа 2015 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 26.08.2015
Решение изготовлено в полном объёме 31.08.2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) по рассмотрению материалов дела N06/374-15 о нарушении антимонопольного законодательства государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Крым "Феодосийский медицинский центр" (далее - ГБУЗ РК "Феодосийский МЦ", Заказчик, Ответчик) (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - заместителя руководителя Крымского УФАС России М. С. Муравьёва,
членов Комиссии:
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Крымского УФАС России
А. С. Ребрикова,
специалиста - эксперта отдела контроля рекламы и органов власти Крымского УФАС России Р. А. Замзараева, -
при участии представителя интересов ГБУЗ РК "Феодосийский МЦ" Иванова П. Н. (по доверенности), -
рассмотрев информацию прокуратуры г. Феодосии от 14.07.2015
N7/2-15-2015 о нарушении антимонопольного законодательства при проведении 30.04.2015 Ответчиком открытого конкурса на поставку лекарственных средств (далее - Конкурс), материалы дела N06/374-15 о нарушении антимонопольного законодательства ГБУЗ РК "Феодосийский МЦ", в соответствии со статьей 45 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установила:
В Крымское УФАС России поступило письмо прокуратуры г. Феодосии от 14.07.2015 N7/2-15-2015 о нарушении антимонопольного законодательства Ответчиком при заключении ГБУЗ РК "Феодосийский МЦ" договора поставки лекарственных средств от 27.05.2015 N171.
В ходе проверки проведения Заказчиком процедуры закупки лекарственных средств, по результатам которой Ответчиком заключен договор поставки от 27.05.2015 N171, на основании документов, предоставленных Заказчиком, и пояснений представителя Заявителя, Комиссией установлено.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки от 30.04.2015:
- извещение размещено Заказчиком на сайте "Государственные закупки Республики Крым" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Республики Крым http://zakup-rk.ru - 30.04.2015;
- наименование объекта закупки - поставка лекарственных препаратов (273 наименований лекарственных препаратов);
- способ определения поставщика - открытый конкурс;
- начальная (максимальная) цена контракта - 4 950 000,00 российских рублей;
- срок завершения оказания услуг - до 30.06.2015;
- наилучшая цена предложения участника закупки - 4 541 268,60 российских рублей.
По результатам торгов 27.05.2015 Заказчиком заключен с ООО "Фарм-Сиб" договор поставки лекарственных средства за N171.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В ходе рассмотрения дела N06/374-15 установлено, что одним из препаратов указанных в Техническом задании Конкурсной документации является "Кетамин - раствор для внутривенного и внутримышечного введения" в количестве одной упаковки.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 08.01.1998 N3-ФЗ
"О наркотических средствах и психотропных веществах" наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.
Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (далее - Перечень) утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N681.
Препарат "Кетамин" включен в раздел "Психотропные вещества" Списка наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (список II) Перечня.
В соответствии с пунктами 18, 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) такие виды деятельности, как оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений и фармацевтическая деятельность подлежат лицензированию.
Таким образом, включение препарата "Кетамина" в Техническое задание Конкурсной документации не позволило неограниченному перечню хозяйствующих субъектов, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, полученную в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N61-ФЗ
"Об обращении лекарственных средств", но не имеющих лицензию на осуществление деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, принять участия в Конкурсе.
Данные действия Заказчика, выразившиеся в ограничении круга участников Конкурса и, как следствие, конкуренции, нарушают требования части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Комиссией установлено, что в Техническом задании Конкурсной документации для закупаемых лекарственных средств Заказчиком указывалась одна конкретная лекарственная форма выпуска.
Так, для препарата "Диклофенак" Ответчиком указана одна конкретная лекарственная форма его выпуска, а именно: "таблетки в кишечнорастворимой пленочной оболочке". Данный препарат выпускается и в иных формах, и при этом лечебное действие препарата не ставится в зависимость от формы его выпуска.
В ходе выборочного анализа аналогичные требования выявлены Комиссией по таким препаратам как "Ибупрофен" (данный препарат выпускается как в капсулах, так и в таблетках), "Кетолорак" (выпускается как в оболочке, так и в пленочной оболочке), "Диклофенак" (выпускается в форме таблеток, покрытых кишечнорастворимой оболочкой, а так же таблеток пролонгированного действия покрытых пленочной оболочкой).
На ряду с изложенным, в Конкурсной документации Заказчиком предъявлены требования к комплектации лекарственного препарата (например, препарат Метранидазол, таблетки 20 мг -10 штук) без возможности поставки аналогичного препарата в кратной дозировке и двойном количестве (например, 10 мг - 20 штук, производства фирмы Валента Фармацевтика).
Аналогичны требования Заказчиком определены для таких препаратов как:
- Глюкоза (раствор для инфузий имеет различные дозировки -5%, 10%, 20%);
- Каптоприл (в форме таблеток имеет дозировки 12,5 мг, 25 мг, 50 мг, 100 мг);
- Кеппра (таблетки, покрытые пленочной оболочкой, имеют дозировки 250 мг, 500 мг, 1 г);
- Лизиноприл (в форме таблеток имеет дозировки 5 мг, 10 мг, 20 мг);
- Промедол (в форме раствора для инъекций имеет следующие дозировки
10 мг/мл, 20 мг/мл, 25 мг/мл);
- Омнипак (в форме раствора для инъекций имеет дозировки 300 мг йода/мл, 350 мг йода/мл, 240 мг йода/мл);
- Мирапекс (в форме таблеток имеет дозировки 0,25 мг, 1 мг, 0,375 мг, 3 мг, 0,75 мг, 1,5 мг, 4,5 мг).
При этом Заказчиком предъявлены требования к упаковке лекарственного препарата, например, препарат Аспаркам: таблетки - 10 штук, упаковки ячейковые контурные N5, - без возможности поставки аналогичного препарата в иной упаковке, например, банка полимерная, контурная безъячейковая упаковка.
В ходе выборочного анализа Комиссией установлено, что в Техническом задании Конкурсной документации содержаться тождественные требования в отношении таких лекарственных средств как:
- Клопидогрел (выпускается в различных формах упаковки: флаконы темного стекла, упаковки ячейковые контурные, банки полимерные);
- Вормин (формы упаковки: ячейковые контурные, ПВХ/аллюминиевый блистер);
- Ранитидин (выпускается в различных формах упаковки: контурная ячейковая упаковка из пленки поливинилхлоридной и фольги алюминиевой печатной лакированной, блистер, контейнер полимерный);
- Цераксон (форма упаковки: пакетики из комбинированного материала, флаконы);
- Мирапекс (выпускается в различных формах упаковки: блистеры, упаковки ячейковые контурные).
В силу части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Комиссией установлено, что Заказчиком объединены в один лот радиофармацевтические лекарственные препараты (Иогексол; Гемцитабин) с иными препаратами.
Учитывая приведенное выше, описание Заказчиком в Техническом задании Конкурсной документации лекарственных средств фактически сводятся к описанию препаратов конкретных производителей, что является недопустимым в соответствии с антимонопольным законодательством.
При этом отсутствие у потенциальных поставщиков возможности поставить препараты, соответствующие описаниям, изложенным в Техническом задании Конкурсной документации, при наличии у них возможности поставить аналогичный препарат с равными лечебными свойствами другого производителя, приводит к ограничению круга участников процедуры закупки, и как следствие, к ограничению конкуренции.
Данные действия Заказчика, выразившиеся в ограничении круга участников Конкурса и, как следствие, конкуренции, нарушают требования частей 2, 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
В своих возражениях Заказчик привод следующие доводы:
"Включение препарата "Кетамин" в Техническое задание конкурсной документации произошло в результате технической ошибки при формировании и обработке заявок на лекарственные препараты от лечебных учреждений.
Умысла лишить хозяйствующие субъекты имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, но не имеющих лицензию на осуществление деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ возможности принять участие в конкурсе, сотрудники контрактного отдела принимающие участие в подготовке документации и проведении торгов не имели.
Хозяйствующий субъект признанный победителем в конкурсе, с которым по итогам конкурса был заключен Контракт на поставку лекарственных препаратов, а так же второй участник конкурса не имеют лицензий на осуществление деятельности но обороту наркотических средств и психотропных веществ. Требования предоставить эти лицензии не были предусмотрены конкурсной документацией, и не проверялись закупочной комиссией, так как данные торги предполагали закупку лекарственных средств не относящихся к наркотическим средствам и психотропным веществам.
О том, что в Техническое задание, а затем и в спецификацию к заключенному контракту поставки лекарственных препаратов попали позиции препаратов относящиеся к наркотическим и психотропным веществам, стало известно лишь после заключения контракта с хозяйствующим субъектом победителем, на этапе исполнения контракта, поставки и закупки препарата "Кетамин" по контракту не проводились." (Цитата из возражений)
Представитель Заказчика, пояснил на заседании Комиссии: ".Техническое задание конкурсной документации по закупке лекарственных препаратов было подготовлено сотрудниками контрактного отдела медицинского учреждения. Так как в контрактной службе отсутствует сотрудник с фармацевтическим образованием, а взаимодействие с сотрудниками обладающими специальными знаниями на момент закупки проводимой в срочном порядке было крайне затруднительно, работниками контрактной службы не обладающими достаточными знаниями в данной области, однако представляющими себе, что препараты с различной дозировкой и способом введения не всегда могут быть взаимозаменяемыми, ибо такие препараты содержат различное количество активного вещества, биологическая доступность которого не эквивалентна, имеют различные лекарственные формы и пути введения, обладают отличным друг от друга фармакологическим действием, наличием (отсутствием) побочных эффектов и противопоказаний к применению, было принято решение провести закупку лекарственных препаратов на основе анализа остатков имеющихся в наличии лекарственных препаратов закупленных по ранее заключенным контрактам путем приобретения подобных препаратов с подобными характеристиками, в связи с чем в техническое задание были включены препараты с конкретно указанными параметрами упаковки и дозировки при этом сотрудники контрактной службы медицинского учреждения руководствовались ст. 33 44-ФЗ в частности в описании объекта закупки были указанны функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки, при этом отсутствовали наименования товарных знаков и фирменные наименования.
Информация по остаточному сроку годности была включена в документацию из соображений того, что лекарственный препарат может быть востребован не только в течении всего периода на который осуществляется закупка но и после его окончания (ряд препаратов может применяться в достаточно редких случаях при этом имея довольно высокую рыночную стоимость).
Однако в последствии сотрудники контрактной службы ознакомившись с рядом нормативных документов в частности с письмом-разъяснением Федеральной антимонопольной службы N АК/34487/14 от 26 августа 2014 года, а также с ответом на обращение Комитета конкурентной политики Республики Крым Крымского УФАС России от 09.06.2015 года N АК/28644/15 Пришли к выводу, что установленное в технической документации требование к остаточному сроку годности лекарственных препаратов, выраженное в процентах могло повлечь за собой некоторое ограничение конкуренции и количества участников закупок, в целях последующего недопущения подобного, впредь сроки годности лекарственных средств указывать исключительно в виде конкретной даты окончания срока годности, либо конкретного периода пригодности лекарственного средства исчисляемого в годах месяцах и днях, также принято решение отказаться от наличия в технической документации требований к поставке определенной дозировки лекарственных препаратов, указанию формы выпуска (первичной упаковки) лекарственных препаратов без возможности поставки аналогичных препаратов в иной форме выпуска, требованию к количеству единиц лекарственного препарата во вторичной упаковке, а также требованию поставки конкретного количества упаковок вместо количества лекарственного препарата" (цитата из пояснений Ответчика N1170 от 25.08.2015).
Таким образом, Заказчик признал совершение нарушения антимонопольного законодательства.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями), Комиссия решила:
1. Признать государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым "Феодосийский медицинский центр" при проведении 30.04.2015 открытого конкурса на поставку лекарственных средств нарушившим части 2, 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в виде совершения действий, которые приводят к ограничению конкуренции.
2. Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Крым "Феодосийский медицинский центр" предписание об устранении нарушений не выдавать в связи заключением 27.05.2015 договора поставки лекарственных средств за N171.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю N 06/2609 (опубликовано 31 августа 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016