Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
от 28 августа 2015 г.
Комиссия N1 Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в составе:
- Валитова М.А. |
- |
заместителя председателя комиссии, начальникаотдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями; |
- Кудряшова Г.А. |
- |
члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями; |
- Сильцова Р.О. |
- |
члена комиссии, ведущего специалиста-эксперта отделаантимонопольного контроля и борьбы с картелями; |
- Патокиной Н.Н. |
- |
члена комиссии, специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями, |
с участием представителейООО Сервисный центр "Химаналитсервис"-С. Е.Ф. (доверенность от 25.08.2015),Л.А.В. (доверенность от 25.08.2015), представителейФедерального государственного унитарного предприятия "Российский Федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики" - А.Г.В. (доверенность от 27.08.2015), Б. С.Б. (доверенность от 27.08.2015),рассмотрев в открытом заседании комиссии жалобуООО Сервисный центр "Химаналитсервис" на действия Федерального государственного унитарного предприятия "Российский Федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики" при проведении запроса цен на право заключения договора поставки Хроматографа "Цвет 800" и ЗИП-ов,
установила:
ООО Сервисный центр "Химаналитсервис" (далее - заявитель) обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области с жалобой на действия Федерального государственного унитарного предприятия "Российский Федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики" (далее - ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ", заказчик) при проведении запроса цен на право заключения договора поставки Хроматографа "Цвет 800" и ЗИП-ов (номер извещения на сайте http://www.zakupki.gov.ru - 31502590951).
Заявитель оспаривает решение заказчика отклонить заявку ООО Сервисный центр "Химаналитсервис" в связи с несоответствием предложенной продукции требованиям технического задания закупки, что отражено в протоколе заседания закупочной комиссии от 10.08.2015 N23360/1. Вместе с тем, как полагает ООО Сервисный центр "Химаналитсервис", закупочная документация не содержала требования к закупаемому хроматографу о возможности его работы с петлями 0.25, 0.5, 1.0, 2.0 кубических сантиметра, в связи с чем отклонение заявки общества в связи с указанным выше несоответствием является необоснованным.
ЖалобаООО Сервисный центр "Химаналитсервис" принята антимонопольным органом к рассмотрению в соответствии с установленным статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) порядком.
На заседании комиссии представителиООО Сервисный центр "Химаналитсервис" поддержали доводы жалобы, указав, что мотивы отклонения заявки общества заказчиком не соотносятся с требованиями, предъявляемыми к закупочной деятельности единым отраслевым стандартом закупок Госкорпорации "Росатом", законодательством в сфере закупок товаров отдельными видами юридических лиц.Кроме того, выводы заказчика о неспособности предлагаемого заявителем к поставке крана-дозатора работать с определённым петлями являются ошибочными.
Представители заказчика с доводами жалобыне согласились, указав, что в соответствии с требованиями закупочной документации требовалось поставить хроматограф "Цвет-800" (а также соответствующие комплектующие) либо равноценный по функционалу и характеристикам аналог. Предложенный заявителем хроматограф "Хромос ГХ-1000" не равноценен требуемому заказчику товару; указанные в протоколе рассмотрения заявок претензии к продукции ООО Сервисный центр "Химаналитсервис" подтверждают данный тезис, в связи с чем решение заказчика отклонить заявку ООО Сервисный центр "Химаналитсервис" являлось верным.
Изучив жалобу ООО Сервисный центр "Химаналитсервис", документациюзапроса цен, заявки участников, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, представленные доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, комиссия приходит к следующим выводам.
По правилам части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ" входит в структуру Госкорпорации "Росатом", в связи с чем закупки данного хозяйствующего субъекта подлежат регулированию Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Установлено, что ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ"22 июля 2015 года опубликовано извещение о проведении открытого запроса цен в электронной форме на право заключения договора поставки Хроматографа "Цвет 800" и ЗИП-ов (запасные части и принадлежности).Как следует из протокола заседания закупочной комиссии по рассмотрению и оценке котировочных заявок на участие в открытом запросе цен в электронной форме от 10.08.2015 N23360/1 в закупке приняли участие ООО Сервисный центр "Химаналитсервис", ООО "Стройтехконтроль", ООО "Норма". Согласно пункту 2 данного протокола заявки ООО Сервисный центр "Химаналитсервис", ООО "Стройтехконтроль" отклонены со ссылкой на положения подпункта "д" пункта 14.9.4 единого отраслевого стандарта закупок государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - ЕОСЗ) со следующей формулировкой: "у предлагаемого аналога краны-дозаторы имеют возможность присоединения только одной дозирующей петли размером 1см3. Требуемый кран-дозатор имеет возможность работать с петлями 0,25, 0,5, 1,0, 2,0 см3." В отношении заявкиООО "Стройтехконтроль" дополнительно отмечено, что "предлагаемый детектор ДТП с диапазоном термостатирования 90-450°С, требуемый должен работать в том числе в температурном диапазоне 60-70°С".
С учётом того, что заявки ООО Сервисный центр "Химаналитсервис", ООО "Стройтехконтроль" отклонены заказчиком, победителем запроса цен признано ООО "Норма".
Оценивая правомерность действий ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ", антимонопольный орган исходит из того, что в силу части 1 статьи 2 Закона о закупках при проведении закупки заказчик обязан руководствоваться принятым им положением о закупке, которое регламентирует правила проведения закупок. В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках заказчик в документации о закупке обязан указать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
С учётом приведённых правоположений решение заказчика отклонить заявки ООО Сервисный центр "Химаналитсервис", ООО "Стройтехконтроль" по приведённым в протоколе от 10.08.2015 N23360/1 основаниям является незаконным, так как в изложенных в томе 2 "Техническая часть" документации о проведении запроса цен технических характеристиках закупаемого товара (хроматографа и принадлежностей к нему) отсутствуют указания на необходимость его работы с дозирующими петлями определённых размеров, требования об обеспечении его работы в температурных диапазонах.
Данный вывод также следует из норм положения о закупке заказчика. Как следует из пункта 20.7.2 ЕОСЗ, рассмотрение заявок на участие в запросе цен осуществляется в порядке, указанном в подразделах 14.8 и 14.9 ЕОСЗ, в том числе применим подпункт "д" пункта 14.9.4 ЕОСЗ, на который сослался заказчик, отклоняя заявки ООО Сервисный центр "Химаналитсервис", ООО "Стройтехконтроль".
По смыслу пункта 14.9.1 ЕОСЗ в рамках отборочной стадии закупки комиссия заказчика рассматривает заявки на соответствие требованиям, установленным закупочной документацией. Цель отборочной стадии - допуск к дальнейшему участию в закупке заявок, отвечающих требованиям закупочной документации. По итогам отборочной стадии комиссия заказчика на своём заседании в отношении каждого участника принимает решение о допуске к дальнейшему участию в закупке либо об отказе в допуске в соответствии с критериями отбора, которые установлены в документации о закупке (пункт 14.9.4 ЕОСЗ). Основанием для отклонения заявки участника закупки является в том числе: несоответствие продукции требованиям закупочной документации (подпункт "д" пункта 14.9.4 ЕОСЗ).
Отказ в допуске к участию в закупке по иным основаниям, нежели указанным в пункте 14.9.4., не допускается (пункт 14.9.5 ЕОСЗ).
В нарушение установленных ЕОСЗ правил ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ" отклонило заявки ООО Сервисный центр "Химаналитсервис", ООО "Стройтехконтроль" в связи с несоответствием их продукции требованиям, которые в закупочной документации отсутствовали, чем нарушило своё положение о закупке.
Доводы заказчика о том, что предложенная участниками запроса цен продукция не являлась аналогом закупаемой, в связи с чем отклонение их заявок правомерно, является ошибочным в силу следующего.
Из протокола от 10.08.2015 N23360/1 следует, что предложенные ООО Сервисный центр "Химаналитсервис", ООО "Стройтехконтроль"краны-дозаторы не удовлетворяют заказчика, так какне имеют возможности работать с петлями 0,25, 0,5, 1,0, 2,0 см3. В отношении заявки ООО "Стройтехконтроль" дополнительно отмечено, что предлагаемый детектор ДТП с диапазоном термостатирования 90-450°С, требуемый должен работать в том числе в температурном диапазоне 60-70°С. Иных причин, по которым заявки данных участников подлежали отклонению, в протоколе не приводится.
В силу подпункта б пункта 12.2.1 ЕОСЗ в требованиях к продукции в случае указания товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования изготовителя, должны быть указаны слова "или аналог" ("или эквивалент") с указанием критериев определения соответствия аналога (эквивалента).
Документация рассматриваемого запроса цен не содержит критериев определения соответствия аналога (эквивалента), в связи с чем доводы заказчика о том, что предложенная продукция ООО Сервисный центр "Химаналитсервис", ООО "Стройтехконтроль" не аналогична (не эквивалентна) требуемой заказчикуявляются голословными.
С учётом изложенного жалоба ООО Сервисный центр "Химаналитсервис" признаётся обоснованной.
Оценивая необходимость выдачи заказчику предписания, антимонопольный орган исходит из того, что в данной закупке заказчиком предъявлены непредусмотренные закупочной документацией требования к закупаемому товару, что обусловило отстранение ООО Сервисный центр "Химаналитсервис", ООО "Стройтехконтроль" от участия в закупке и в итоге привело к нарушению при определении победителя закупки в ходе процедуры оценки и сопоставления заявок. Устранение данного нарушения возможно только при отмене протокола N23360/1 от 10.08.2015 заседания закупочной комиссии по рассмотрению и оценке котировочных заявок на участие в открытом запросе цен в электронной форме на право заключения договора поставки хроматографа и ЗИП-ов согласно ТЗ.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона "О защите конкуренции",
решила:
1) Жалобу ООО Сервисный центр "Химаналитсервис" на действия ФГУП "РФЯЦ-ВНИЭФ" при проведении запроса цен на право заключения договора поставки Хроматографа "Цвет 800" и ЗИП-ов признать обоснованной.
2) Выдать ФГУП "РФЯЦ-ВНИЭФ" обязательное для исполнения предписание об отмене в срок до 07.09.2015 Протокола N23360/1 от 10.08.2015 заседания закупочной комиссии по рассмотрению и оценке котировочных заявок на участие в открытом запросе цен в электронной форме на право заключения договора поставки хроматографа и ЗИП-ов согласно ТЗ и повторном проведении процедуры оценки и рассмотрения поданных в данном запросе цен заявок в срок до 14.09.2015 с учётом выводов, содержащихся в настоящем решении.
Настоящее решение и выданное предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии М.А. Валитов
Члены комиссии Г.А. Кудряшов
Р.О. Сильцов
Н.Н. Патокина
Предписание
по делу N1259-ФАС52-02/15 (ж)
28 августа 2015 года г. Нижний Новгород
Комиссия N1 Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в составе:
- Валитова М.А. |
- |
заместителя председателя комиссии, начальника отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями; |
- Кудряшова Г.А. |
- |
члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями; |
- Сильцова Р.О. |
- |
члена комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями; |
- Патокиной Н.Н. |
- |
члена комиссии, специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями, |
на основании своего решения N1259-ФАС52-02/15(ж), принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО Сервисный центр "Химаналитсервис" на действия Федерального государственного унитарного предприятия "Российский Федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики" при проведении запроса цен на право заключения договора поставки Хроматографа "Цвет 800" и ЗИП-ов (номер извещения на сайте http://www.zakupki.gov.ru - 31502590951),
предписывает:
ФГУП "РФЯЦ-ВНИЭФ" отменить в срок до 07.09.2015 протокол N23360/1 от 10.08.2015 заседания закупочной комиссии по рассмотрению и оценке котировочных заявок на участие в открытом запросе цен в электронной форме на право заключения договора поставки хроматографа и ЗИП-ов согласно ТЗ и повторно провести процедуру оценки и рассмотрения поданных в данном запросе цен заявок в срок до 14.09.2015 с учётом выводов, содержащихся в решении N1259-ФАС52-02/15(ж).
На основании части 1 статьи 25 Федерального закона "О защите конкуренции" сообщить об исполнении предписания в Нижегородское УФАС России в срок до 01.10.2015.
За невыполнение в установленный срок настоящего предписания в соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридические лица и их руководители несут административную ответственность.
Заместитель председателя комиссии М.А. Валитов
Члены комиссии
Г.А. Кудряшов
Р.О. Сильцов
Н.Н. Патокин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 28 августа 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016