Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
от 3 сентября 2010 г.
Резолютивная часть решения оглашена "25" августа 2010 г город Иваново
В полном объеме решение изготовлено "03" сентября 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия Ивановского УФАС России, Комиссия) в составе: <_>
в присутствии:
представителей ответчика - Администрации Фурмановского городского поселения Ивановской области: <_>
представителя ответчика - ООО "Автотракт" - <_>,
рассмотрев дело N 02-30/043, возбужденное по признакам нарушения Администрацией Фурмановского городского поселения Ивановской области (155520, Ивановская область, г. Фурманов, ул. Социалистическая, д. 15) и обществом с ограниченной ответственностью "Автотракт" (<_>) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
При проведении Ивановским УФАС России плановой проверки, в период с 01.06.2010 по 28.06.2010, на предмет соблюдения Администрацией Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области (далее - Администрация) требований антимонопольного законодательства, было выявлено дополнительное соглашение N 1 от 29.12.2007 к договору N 22 от 29.12.2006 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом на муниципальных (городских) маршрутах регулярного сообщения в Фурмановском городском поселении Фурмановского муниципального района Ивановской области, заключенное между Администрацией и ООО "Автотракт".
Данным соглашением стороны внесли изменения в договор N 22 от 29.12.2006, связанные с изменением городских маршрутов N 3 и N 5 и, соответственно, графиков движения по указанным маршрутам.
Указанное соглашение заключено Администрацией и ООО "Автотракт" без проведения открытого конкурса, что содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В связи с изложенным, Приказом Ивановского УФАС России N114 от 27.07.2010 возбуждено дело N 02-30/043 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
При рассмотрении дела представитель <_> нарушение Администрацией антимонопольного законодательства Российской Федерации признала частично и пояснила, что договор N 22 от 29.12.2006 действительно заключен без проведения открытого конкурса, но для заключения дополнительного соглашения N1 от 29.12.2007 к указанному договору, по мнению <_> необходимость проведения Администрацией конкурса отсутствовала, поскольку данным соглашением в договор N 22 от 29.12.2006 вносились изменения относительно расписания движения маршрутных транспортных средств.
Представитель ООО "Автотракт" <_> нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации признал и пояснил, что директор ООО "Автотракт" - <_> при заключении договора N 22 от 29.12.2006 и дополнительного соглашения N1 от 29.12.2007 к нему, не знал, что подобные договоры заключаются только по результатам открытого конкурса.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
29.12.2007 Администрация Фурмановского городского поселения Ивановской области и ООО "Автотракт" заключили дополнительное соглашение N1 от 29.12.2007 к договору N 22 от 29.12.2006 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом на муниципальных (городских) маршрутах регулярного сообщения в Фурмановском городском поселении Фурмановского муниципального района Ивановской области.
Указанным соглашением стороны внесли изменения в договор N 22 от 29.12.2006, связанные с изменением городских маршрутов N3 и N5, а, следовательно, и с изменением расписания движения транспортных средств по этим маршрутам.
В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции товаром является объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Товарным рынком, в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Таким образом, в рассматриваемом деле товарным рынком является деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на муниципальных (городских) маршрутах регулярного сообщения в Фурмановском городском поселении Фурмановского муниципального района Ивановской области (далее - пассажирские перевозки), а Товаром - услуга, оказываемая по пассажирским перевозкам.
В соответствии с пунктом 4.2.12 Правил организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на муниципальных (городских) маршрутах регулярного сообщения Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области (далее по тексту - Правила), которые утверждены решением Совета муниципального образования "Фурмановское городское поселение" от 20.12.2007 N 117 на основании статьи 8 Закона Ивановской области от 29.12.2000 N 93-ОЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Ивановской области" на вновь открытый маршрут регулярного сообщения проводится открытый конкурс на предоставление права осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по городским маршрутам регулярного сообщения на территории Фурмановского городского поселения в порядке, установленном Правительством Ивановской области.
В свою очередь, пункт 4.3.1 Правил устанавливает, что изменение городских маршрутов регулярного сообщения осуществляется в том же порядке, что и их открытие.
Как следует из материалов дела и не отрицается ни Администрацией, ни ООО "Автотракт", дополнительное соглашение N1 от 29.12.2007 к договору N 22 от 29.12.2006 заключено без проведения открытого конкурса.
Рынок пассажирских перевозок является конкурентным, так как на данном рынке осуществляют деятельность множество хозяйствующих субъектов, что подтверждается представленным 21.05.2010 Департаментом транспорта и телекоммуникаций Ивановской области (в настоящий момент - комитет Ивановской области по транспорту) списком договоров в количестве 105 штук заключенных с различными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в Ивановской области.
Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Таким образом, Администрация и ООО "Автотракт", заключив указанное выше соглашение без проведения открытого конкурса, ограничили доступ на товарный рынок пассажирских перевозок другим хозяйствующим субъектам, действующим на данном рынке. При наличии возможности (при проведении открытого конкурса) каждый из хозяйствующих субъектов имел бы возможность принять участие в открытом конкурсе и претендовать на победу в нем. Однако, Администрация и ООО "Автотракт", заключив дополнительное соглашение N1 от 29.12.2007 к договору N 22 от 29.12.2006, лишили их такой возможности.
Довод представителя Администрации о том, что для заключения дополнительного соглашения не требовалось проведение конкурса, Комиссией отклоняется, так как пунктом 4.3.1 Правил установлено, что изменение городских маршрутов регулярного сообщения осуществляется в том же порядке, что и их открытие, а на вновь открытый маршрут необходимо проводить открытый конкурс на право заключения договора на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом на муниципальных (городских) маршрутах регулярного сообщения.
Администрацией должен был быть проведен конкурс на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам N3 и N5 Фурмановского городского поселения до заключения соответствующего договора (соглашения), однако, этого сделано не было.
Оснований для прекращения рассмотрения дела в соответствии со статьей 48 Закона о защите конкуренции, Комиссией не установлено.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать действия Администрации Фурмановского городского поселения Ивановской области по заключению дополнительного соглашения N1 от 29.12.2007 к договору N22 от 29.12.2006 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом на муниципальных (городских) маршрутах регулярного сообщения в Фурмановском городском поселении Фурмановского муниципального района Ивановской области с ООО "Автотракт", без проведения открытого конкурса, нарушением пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Признать действия ООО "Автотракт" по заключению дополнительного соглашения N1 от 29.12.2007 к договору N22 от 29.12.2006 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом на муниципальных (городских) маршрутах регулярного сообщения в Фурмановском городском поселении Фурмановского муниципального района Ивановской области с Администрацией Фурмановского городского поселения Ивановской области, без проведения открытого конкурса, нарушением пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Основания для прекращения рассмотрения дела N02-30/043, в соответствии со статьей 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.
4. Выдать Администрации Фурмановского городского поселения Ивановской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего расторгнуть дополнительное соглашение N1 от 29.12.2007 к договору N22 от 29.12.2006, противоречащее требованиям антимонопольного законодательства.
5. Выдать ООО "Автотракт" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего расторгнуть дополнительное соглашение N1 от 29.12.2007 к договору N22 от 29.12.2006, противоречащее требованиям антимонопольного законодательства.
6. Передать уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России материалы дела N02-30/043 для решения вопроса о возбуждении дел в соответствии с КоАП РФ.
Подписи членов Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев, со дня его принятия, в Арбитражный суд Ивановской области.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законных решения и предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ N 02-30/043-1
03 сентября 2010 года г. Иваново
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 03.09.2010 года по делу N 02-30/043 о нарушении Администрацией Фурмановского городского поселения Ивановской области (155520, Ивановская область, г. Фурманов, ул. Социалистическая, д. 15) и обществом с ограниченной ответственностью "Автотракт" (<_>) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), предписывает:
1. Администрации Фурмановского городского поселения Ивановской области (155520, Ивановская область, г. Фурманов, ул. Социалистическая, д. 15) в срок до 01.11.2010 прекратить нарушение пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, для чего совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно, расторгнуть дополнительное соглашение N1 от 29.12.2007 к договору N22 от 29.12.2006, противоречащее требованиям антимонопольного законодательства.
2. Администрации Фурмановского городского поселения Ивановской области о выполнении настоящего Предписания сообщить и представить соответствующее документальное подтверждение в Ивановское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Подписи членов Комиссии
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 02-30/043-2
03 сентября 2010 года г. Иваново
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 03.09.2010 года по делу N 02-30/043 о нарушении Администрацией Фурмановского городского поселения Ивановской области (155520, Ивановская область, г. Фурманов, ул. Социалистическая, д. 15) и обществом с ограниченной ответственностью "Автотракт" (<_>) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), предписывает:
1. Обществу с ограниченной ответственностью "Автотракт" (<_>) в срок до 01.11.2010 прекратить нарушение пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, для чего совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно, расторгнуть дополнительное соглашение N1 от 29.12.2007 к договору N22 от 29.12.2006, противоречащее требованиям антимонопольного законодательства.
2. ООО "Автотракт" о выполнении настоящего Предписания сообщить и представить соответствующее документальное подтверждение в Ивановское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Подписи членов Комиссии
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 3 сентября 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016