Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
от 20 августа 2015 г. N Т 15/182
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее - Комиссия), рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) дело N Т15/182 по жалобе НП строителей и проектировщиков Урала на действия АУ ДО "Исетский детский сад "Солнышко" при проведении запроса котировок на обследование и разработку технических решений по усилению конструкций и гидроизоляции фундамента (реестровый номер закупок на официальном сайте Российской Федерации для размещении информации о закупках отдельными видами юридических лиц www: zakupki.gov.ru: 31502605223), установила:
В Тюменское УФАС России 12.08.2015 г. поступила жалоба НП строителей и проектировщиков Урала (вх.N 6081 от 12.08.2015 г.) о нарушении заказчиком и его закупочной (котировочной) комиссией действующего законодательства при проведении запроса котировок N 31502605223.
В соответствии с ч.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе, на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее- Закон о закупках).
Соответственно, жалобы на действия указанных лиц подаются в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно ч. 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Соответственно, данный перечень действий (бездействия), которые вправе обжаловать в антимонопольный орган участник закупки следует отнести только к одному субъекту - заказчику (организатору торгов).
В свою очередь, частью 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Исходя из приведенной нормы, в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции могут быть обжалованы и рассмотрены, в том числе, действия комиссии при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Таким образом, у Комиссии Тюменского УФАС России имеются полномочия по рассмотрению настоящей жалобы по существу в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.
Как следует из содержания жалобы, заявитель обжалует действия заказчика и его закупочной (котировочной) комиссии в связи с отклонением заявки НП строителей и проектировщиков Урала от участия в запросе котировок по причине непредставления свидетельства о допуске к определенным видам работ.
Заявитель, будучи уведомленным надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей на заседание Комиссии не направил, в связи, с чем дело рассмотрено в отсутствие его представителей.
В заседание комиссии заказчиком представлены материалы и документы по проведению обозначенного запроса котировок, а также письменные пояснения по жалобе заявителя (письмо исх. N 24/1 от 19.08.2015 г.) из которых следует, что комиссия приняла решение об отклонении заявки заявителя по причине непредставления свидетельства о допуске к определенным видам работ, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок. При этом, данный участник закупки предложил наименьшую цену договора, в отличие от других участников. Однако, учитывая особую значимость работ на объекте, которым является дошкольное учреждение, а также необходимость выполнения работ только квалифицированными специалистами, имеющими соответствующие допуски и разрешения на проведение таких работ, НП строителей и проектировщиков Урала не подтвердило свое соответствие определенными документами. При этом, в своих пояснениях заказчик не отрицает факт того, в извещении о проведении запроса котировок непосредственно требование о предоставлении в составе котировочной заявки каких-либо документов (в том числе свидетельства о допуске к работам) установлено не было.
Комиссия, заслушав представителя ответчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), положения настоящего Закона распространяются, в том числе и на автономные учреждения, которые обязаны при осуществлении закупки товаров, работ, услуг руководствоваться указанным Федеральным законом.
Согласно статье 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).
В соответствии со ст. 2 и ч. 3 статьи 3 Закона о закупках для осуществления закупок на основании указанного Закона заказчику необходимо утвердить положение о закупке, в котором могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки.
Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, приказом директора АУ ДО "Исетский детский сад "Солнышко" от 19.12.2014 г. N 56 во исполнение требований Закона о закупках и осуществления регламентации закупочной деятельности утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд указанного учреждения.
Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.
Комиссией установлено, что указанное Положение о закупке 19.12.2014 (МСК+2) опубликовано на официальном сайте Российской Федерации для размещении информации о закупках отдельными видами юридических лиц (официальный сайт) www: zakupki.gov.ru с реестровым номером 1130017432.
27.07.2015 г. (МСК+2) заказчиком извещением N 31502605223 на официальном сайте объявлено о проведении запроса котировок на обследование и разработку технических решений по усилению конструкций и гидроизоляции фундамента.
Как следует из материалов дела и пояснений заказчика до окончания установленного извещением срока подачи заявок 10.08.2015 г. 13:00 (МСК+2) на участие в запросе котировок было подано 5 (пять) котировочных заявок, в том числе от НП строителей и проектировщиков Урала.
10.08.2015 г. котировочная комиссия рассмотрела заявки, поступившее на участие в запросе котировок, на предмет соответствия требованиям, установленным заказчиком, по результатам чего был составлен протокол N 6 от 10.08.2015 г.
Как усматривается из содержания указанного протокола, НП строителей и проектировщиков Урала предложило наименьшую цену договора (250 000,00 рублей), однако никаких сопутствующих документов помимо самой заявки данным участником не приложено. В этой связи, комиссия посчитала необходимым признать победителем ООО "Ростинвестстрой" с предложенной ценой 340 000, 00 рублей, и предоставившего в составе заявки копию свидетельства о допуске к работам.
Исходя из представленных заказчиком документов и материалов, касающихся проведения вышеуказанного запроса котировок, Комиссия считает необходимым указать на следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно ч.5 статьи 3 Закона о закупках участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
При этом, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (ч. 6 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно п.12 и 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации.
Комиссией установлено, что извещение о проведении запроса котировок N 4-2015-ЗКЦ на обследование и разработку технических решений по усилению конструкций и гидроизоляции фундамента не содержало каких-либо требований к участникам данной закупки, равно как и не содержало требования о предоставлении документов о соответствии установленным требованиям.
Согласно п.2.2.1 Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд АУ ДО "Исетский детский сад "Солнышко" при запросе котировок цен победителем признается участник закупки, предоставивший наилучшее (минимальное) ценовое предложение. Соответственно, единственным критерием выбора победителя запроса котировок, в данном случае будет являться исключительно предложенная участником цена договора.
Необходимо отметить, что Положение о закупках учреждения вообще не предусматривает возможность установления каких-либо требований к участникам закупки, проводимой в форме запроса котировок цен и предоставления в этой связи документов.
При этом, под участником закупки, определение которого дано в настоящем Положения понимается, в том числе, любое юридическое лицо (либо группа юридических лиц), которое соответствует требованиям, установленным заказчиком в соответствии с Положением и выполнившее в этой связи юридически значимые действия, направленные на участие в закупке.
Соответственно, основание, по которому котировочная комиссия отклонила заявку НП строителей и проектировщиков Урала, является надуманным и противоречащим действующему законодательству, извещению о проведении запроса котировок. В этой связи, жалоба заявителя признается обоснованной.
При таких обстоятельствах, рассматриваемые действия закупочной (котировочной) комиссии АУ ДО "Исетский детский сад "Солнышко" в связи с отклонением заявки НП строителей и проектировщиков Урала, что отражено в протоколе N 6 от 10.08.2015 г., нарушают требования ч. 1, 6 статьи 3 Закона о закупках, п.2.2.1 Положения о закупке товаров, работ и услуг для нужд АУ ДО "Исетский детский сад "Солнышко", и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3. КоАП РФ.
Кроме того, частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Так, Комиссией в рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что заказчиком в составе информации о проводимой им закупке на официальном сайте размещено извещение N 4-2015-ЗКЦ, в котором установлены предмет (объект) закупки, сроки выполнения работ, начальная (максимальная) цена договора, а также иные положения, регламентирующие данную публичную процедуру.
Помимо извещения на официальном сайте также прикреплены техническое задание и проект договора, при этом документация о закупке на указанном интернет-ресурсе заказчиком не размещена. Аналогичные документы представлены в материалы дела.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Исходя из части 8 статьи 4 Закона о закупках извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
В части 9 и 10 указанной статьи установлен обязательный перечень сведений, который должен быть отражен как извещении, так и в документации о проведении закупки.
Так, согласно ч. 10 статьи 4 Закона о закупках, документация о закупке, помимо прочего, должна содержать установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений (ч.11 статьи 4 Закона о закупка)
Таким образом, толкование вышеприведенных нормоположений данного Закона позволяет сделать вывод о том, что документация о закупке (в том числе все изменения, вносимые в такую документацию) подлежит обязательному опубликованию заказчиком на официальном сайте в составе информации о проводимой закупке, при этом, каких-либо исключений для закупки, осуществляемой способом запроса котировок, названный Федеральный закон не содержит.
При этом, Законом о закупках предъявляются определенные требования к перечню информации, которая должна содержаться в документации о закупке, и отсутствие такой информации нарушает принцип информационной открытости закупки, не способствуют реализации целей правового регулирования закупочной деятельности, связанных с обеспечением гласности и прозрачности закупки, предотвращением коррупции и других злоупотреблений.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о том, что заказчиком нарушен порядок размещения в единой информационной системе информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено статьей 4 Закона о закупках, что в свою очередь образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3. КоАП РФ.
В соответствии с ч.20, статьи 18.1., ч. 3.1. статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов, в том числе об аннулировании торгов.
В этой связи, Комиссия, руководствуясь, ч.20, статьи 18.1., ч. 3.1. статьи 23 Закона о защите конкуренции с учетом выявленных нарушений, считает необходимым выдать заказчику и его закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание путем аннулирования (отмены) запроса котировок N 31502605223 на обследование и разработку технических решений по усилению конструкций и гидроизоляции фундамента.
Руководствуясь частью 1,4, 20 ст.18.1, частями 1 - 4 статьи 41, частями 1, 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия, решила:
1. Признать жалобу НП строителей и проектировщиков Урала на действия АУ ДО "Исетский детский сад "Солнышко" при проведении запроса котировок N 31502605223 на обследование и разработку технических решений по усилению конструкций и гидроизоляции фундамента обоснованной.
2. Признать заказчика в лице АУ ДО "Исетский детский сад "Солнышко" и закупочную (котировочную) комиссию нарушившими ч.6 статьи 3, ч.5, 8, 10 статьи 4 Закона о закупках, п.2.2.1 Положения о закупке товаров, работ и услуг для нужд АУ ДО "Исетский детский сад "Солнышко".
3. Выдать АУ ДО "Исетский детский сад "Солнышко" обязательное для исполнения предписание об аннулировании запроса котировок N 31502605223 на обследование и разработку технических решений по усилению конструкций и гидроизоляции фундамента.
В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 20 августа 2015 г. N Т 15/182
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016