Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области
N 02-02/10-2015 (опубликовано 28 августа 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 27 августа 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено 28 августа 2015 г.
Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя управления;
Члены комиссии: <_> - заместитель начальника отдела,
<_> - главный специалист - эксперт
в присутствии
<_> - представителя ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по доверенности N 31 от 12.01.2015 г.;
<_> - представителя Тульского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по доверенности N 03-13/526 от 13.01.2015 г.;
<_> - представителя Тульского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ" по доверенности N 03-13/572 от 13.01.2015 г.
в отсутствие представителей ООО "Декстер-Гео", уведомленного надлежащим образом (уведомление о вручение почтового отправления от 15.07.2015 г.), рассмотрев дело N 02-02/10-2015 по признакам нарушения ООО "Декстер -Гео" части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
13.11.2014 г. Тульский филиал ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" обратилось в Следственное управление Следственного комитета РФ по Тульской области с заявлением о проведении в отношении ООО "Декстер-Гео" проверки, в части законности осуществления Обществом деятельности по изготовлению технического паспорта на объект жилого фонда.
В ходе проверки, проведенной Следственным управлением, в действиях ООО "Декстер-Гео" были усмотрены признаки нарушения статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с чем 18.02.2015 г. указанное заявление предприятия вместе с материалами проверки направлено по подведомственности в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области.
Материалами антимонопольного дела, включающими в себя материалы проверки органов внутренних дел, решения суда общей юрисдикции, установлено следующее:
ООО "Дектер -Гео" на территории города Тулы и Тульской области осуществляет деятельность по изготовлению технических паспортов на объекты недвижимости, что подтверждается письменными пояснениями Общества от 09.12.2014 г., от 23.04.2015 г., от 22.06.2015 г., от 15.07.2015 г., вступившим в силу решением Советского районного суда города Тулы от 28.04.2015 г.
В обоснование своих действий ООО "Дектер -Гео" приводит довод о том, что действующее законодательство РФ и нормативно-правовые акты органов государственной власти РФ не содержат норм, устанавливающих запрет на осуществление негосударственными организациями, кадастровыми инженерами деятельности по подготовке технических паспортов зданий, сооружений, в том числе и жилых объектов (исх. N 2015/04-183 от 22.04.2015 г).
Комиссия Управления не может согласиться с данным доводом в силу следующего:
Частью 1 статьи 43, частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определяет, что с 01.01.2013 г на всей территории РФ осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в соответствии с требованиями настоящего Закона.
Вместе с тем, согласно части 4 статьи 19 Жилищного Кодекса РФ жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Частью 5 статьи 19 ЖК РФ предусмотрено, что государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038 "О министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" принятие порядка государственного учета жилищного фонда отнесено к сфере деятельности Минстроя России. Такой порядок указанным органом не принят.
Однако, в настоящее время продолжает действовать Положение о государственном учете жилищного фонда в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 г. N 1301 (далее - Положение), в части непротиворечащий законодательству РФ, пунктом 3 которого прямо предусмотрено, что технический учет жилищного фонда, составляющий основу государственного жилищного фонда, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ).
В соответствии с пунктом 7 Положения, в целях государственного учета жилищного фонда БТИ осуществляют:
техническую инвентаризацию жилищного фонда;
оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения;
информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда.
Письмом Министерства экономического развития РФ от 22.05.2013 г. N Д23а-2365, разъяснено, что до установления порядка осуществления государственного учета жилищного фонда в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и признания утратившим силу Постановления N 1301, специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации для целей учета жилищного фонда вправе осуществлять техническую инвентаризацию объектов, относящихся к жилищному фонду, и выдачу технических паспортов на объекты жилищного фонда.
При этом процедура проведения технической инвентаризации объектов жилищного фонда установлена Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя Российской Федерации от 4 августа 1998 г. N 37.
Следовательно, помимо государственного кадастрового учета недвижимого имущества, в том числе жилых и нежилых помещений, осуществляемого в рамках Закона о государственном кадастре, государство в лице уполномоченных органов ведет государственный учет жилищного фонда в соответствии со статьей 19 ЖК РФ.
Возможность осуществления технического учета жилищного фонда и выдача технических паспортов иными хозяйствующими субъектами вышеуказанными нормативными правовыми актами не предусмотрена.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона о кадастре кадастровую деятельность на территории Российской Федерации вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера (далее - кадастровый инженер).
При этом частью 4 статьи 1 Закона о кадастре установлено, что кадастровой деятельностью является выполнение кадастровым инженером в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными Законом о кадастре, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).
Результатом кадастровых работ в соответствии со статьей 37 Закона о кадастре является межевой план, технический план или акт обследования.
В числе документов, составляемых кадастровым инженером по результатам осуществления им кадастровой деятельности, технический паспорт не указан.
Подготовка технических паспортов на объекты капитального строительства, которые не относятся к объектам жилищного фонда, в рамках Закона о государственном кадастре и иными нормативными правовыми актами не предусмотрена.
Согласно статьям 32 и 33 Закона о кадастре кадастровый инженер может выбрать формы организации своей кадастровой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с таким юридическим лицом (статья 31 Закона о кадастре).
Учитывая изложенное, кадастровый инженер в рамках действующего законодательства не наделен полномочиями на осуществление работ по технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Исходя из вышеуказанных норм, письма Минэкономразвития, в настоящее время деятельность по изготовлению технических паспортов вправе осуществлять только специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро - БТИ, на территории Тульской области таковым является - Тульский филиал ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", а ООО "Декстер-Гео" к указанным организациям не относится.
Пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" определено понятие недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
ООО "Декстер-Гео" и ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в лице его Тульского филиала являются конкурентами, поскольку осуществляют аналогичную деятельность по изготовлению технических паспортов, что следует из Выписки ЕГРЮЛ Предприятия, материалов антимонопольного дела.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция, в частности:
распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.
В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 г. N 11 "О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях" в статье 14 Закона о защите конкуренции приведен открытый перечень действий, являющихся недобросовестной конкуренцией.
При анализе вопроса о том, является ли конкретное совершенное лицом действие актом недобросовестной конкуренции, подлежат учету не только указанные законоположения, но и положения статьи 10bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, в силу которых актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.
Пунктом 2 статьи 10bis Парижской конвенции установлено, что подлежат запрету:
1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента;
2) ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента;
3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.
Осуществляя деятельность по изготовлению технических паспортов, предлагая свои услуги потребителям, ООО "Декстер -Гео" распространяет ложную информацию о правомерности ее осуществления, вводя в заблуждение потребителей указанных услуг, что в свою очередь может причинить ущерб (материальный/нематериальный) не только его конкуренту - ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в лице Тульского филиала, но потребителям данных услуг.
Неправомерность действий ООО "Декстер-Гео" подтверждается также письмами Росреестра от 06.05.2015 г., 31.07.2015 г. (вх. NN 2793 от 14.05.2015 г., 4635 от 17.08.2015), решением Советского районного суда города Тулы от 28.04.2015 г., вступившим в законную силу, которым определено, что "поскольку проводить техническую инвентаризацию могут только специализированные государственные и муниципальные организации унитарные предприятия, управления, центры, бюро, в действиях Ответчика (ООО "Декстер-Гео") присутствуют признаки недобросовестной конкуренции" (л.р. 2 абз. 1).
Учитывая изложенное, в соответствии со статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьи 48-50 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 г "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать ООО "Декстер-Гео" нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г "О защите конкуренции".
2. Выдать ООО "Декстер - Гео" предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции".
3. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении ООО "Декстер-Гео" к административной ответственности.
Председатель Комиссии <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
27 августа 2015 года г. Тула
Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: <_> - заместитель руководителя управления,
Члены комиссии: <_> - заместитель начальника отдела,
<_> - главный специалист-эксперт,
руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 27 августа 2015 года по делу 02-02/10-2015 о нарушении ООО "Декстер-Гео" части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
1. ООО "Декстер -Гео" прекратить нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно: прекратить распространять ложную информацию о допустимости (возможности) осуществления им деятельности по изготовлению технических паспортов на объекты жилого фонда, вводя тем самым в заблуждение потребителей указанных услуг.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тульское УФАС России до 1 октября 2015 года.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области N 02-02/10-2015 (опубликовано 28 августа 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016