Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
(опубликовано 6 сентября 2010 г.)
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов путём проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области в составе: <_>
в присутствии представителей:
- государственного заказчика - Государственного учреждения здравоохранения "Противотуберкулезный санаторий "Велебицы" - и.о. главного врача <_> (приказ "О предоставлении отпуска <_>" от 16.08.2010 N 134 л);
- уполномоченного органа - Комитета по управлению государственным имуществом области - главного консультанта управления по организации размещения заказов <_> (доверенность N <_> от 01.09.2010); рассмотрев жалобу участника размещения заказа - Общества с ограниченной ответственностью "Регионстрой" (далее - ООО "Регионстрой") - на действия государственного заказчика - Государственного учреждения здравоохранения "Противотуберкулезный санаторий "Велебицы" (далее - ГУЗ "Противотуберкулезный санаторий "Велебицы") - при размещении им и уполномоченным органом - Комитетом по управлению государственным имуществом области - государственного заказа путём проведения запроса котировок на право заключения государственного контракта на поставку каменного угля для нужд Новгородской области, извещение N 248 о проведении которого было размещено 18 августа 2010 года на официальном сайте Новгородской области для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: http://goszakaz.admreg.nov.ru, установила:
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 94 Федеральная антимонопольная служба России (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу. В соответствии с пунктом 4 раздела I Положения о Федеральной антимонопольной службе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 (с изм. и доп.), Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. В соответствии с пунктом 45 приложения "Перечень территориальных органов Федеральной антимонопольной службы" к Положению о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утверждённому приказом ФАС России от 15.12.2006 N 324, Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) является территориальным органом ФАС России.
В соответствии с частью 5 статьи 57 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 N 94-ФЗ (с изм. и доп., далее - Закон о размещении заказов) участник размещения заказа вправе подать в письменной форме жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа для нужд субъекта Российской Федерации в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти или в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
26 сентября 2010 года в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника размещения заказа - ООО "Регионстрой" - на действия государственного заказчика - ГУЗ "Противотуберкулезный санаторий "Велебицы" - при размещении государственного заказа путём проведения запроса котировок на право заключения государственного контракта на поставку каменного угля для нужд Новгородской области, извещение N 248 о проведении которого было размещено 18 августа 2010 года на официальном сайте Новгородской области для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: http://goszakaz.admreg.nov.ru (далее - Жалоба).
В связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России на основании части 4 статьи 60 Закона о размещении заказов государственному заказчику - ГУЗ "Противотуберкулезный санаторий "Велебицы", уполномоченному органу - Комитету по управлению государственным имуществом области (далее - КУГИ) -было направлено требование о приостановлении размещения вышеуказанного заказа до рассмотрения Жалобы по существу (исх. N 3498/03 от 27.08.2010 Новгородского УФАС России), которое ГУЗ "Противотуберкулезный санаторий "Велебицы", КУГИ исполнено, размещение государственного заказа приостановлено, государственный контракт не заключён.
Из Жалобы следует, что 18 августа 2010 года уполномоченным органом - КУГИ - на официальном сайте Новгородской области для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: http://goszakaz.admreg.nov.ru было опубликовано извещение N 248 о проведении запроса котировок на право заключения государственного контракта на поставку каменного угля для нужд Новгородской области для государственного заказчика - ГУЗ "Противотуберкулезный санаторий "Велебицы".
Во втором абзаце пункта 9 указанного извещения содержится требование ("наличие лицензии на осуществление деятельности") которое нарушает положения статьи 43 Закона о размещении заказов, а также может привести к ограничению числа участников размещения заказа, поскольку согласно пункту 12 извещения N 248 победителем в проведении запроса котировок признается участник, предложивший наиболее низкую цену государственного контракта, при соблюдении всех требований, установленных извещением N 248 о проведении запроса котировок.
На основании вышеизложенного ООО "Регионстрой" просит провести внеплановую проверку размещения данного заказа и обязать государственного заказчика устранить нарушение действующего законодательства.
О месте и времени рассмотрения Жалобы ООО "Регионстрой" было надлежащим образом уведомлено (исх. N 3499/03 от 27.08.2010 Новгородского УФАС России). На рассмотрение Жалобы представитель ООО "Регионстрой" не явился. ООО "Регионстрой" представлено ходатайство (вх. N 4802 от 01.09.2010 Новгородского УФАС России) о рассмотрении Жалобы в отсутствие его представителя, которое Комиссией по рассмотрению Жалобы удовлетворено.
Государственный заказчик - ГУЗ "Противотуберкулезный санаторий "Велебицы" - в своих письменных возражениях на Жалобу (исх. N 146 от 30.08.2010) указал, что в соответствии с Законом о размещении заказов ГУЗ "Противотуберкулезный санаторий "Велебицы" представляет заявку о размещении заказа на поставку каменного угля в форме запроса котировок за счет средств областного бюджета в соответствии с прилагаемой документацией, утвержденной в установленном порядке. Самостоятельно ГУЗ "Противотуберкулезный санаторий "Велебицы" не вправе определять поставщика.
Уполномоченный орган (КУГИ) в отзыве на Жалобу (вх. N 4766 от 01.09.2010 Новгородского УФАС России) указал, что 29.07.2010 к нему от государственного заказчика - ГУЗ "Противотуберкулезный санаторий "Велебицы" - поступила заявка на размещение государственного заказа на поставку каменного угля в форме запроса котировок. В заявки на размещение данного государственного заказа государственный заказчик - ГУЗ "Противотуберкулезный санаторий "Велебицы" - представил утвержденное извещение о проведении запроса котировок с приложениями и 18.08.2010 информация о проведении запроса котировок в соответствии с представленной заявкой была размещена на официальном сайте Новгородской области. Также КУГИ указал, что уполномоченный орган не наделен полномочиями по правовой экспертизе заявок на размещение заказа для государственных нужд области, в том числе заявок на размещение заказа в форме запроса котировок.
На рассмотрении Жалобы представитель государственного заказчика - ГУЗ "Противотуберкулезный санаторий "Велебицы" - <_> и представитель уполномоченного органа - КУГИ - <_> представленные в их возражениях доводы поддержали в полном объеме, устно пояснили, что согласны с нарушением законодательства о размещении заказов.
В связи с поступлением Жалобы, на основании части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка размещения рассматриваемого государственного заказа путём проведения запроса котировок.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки размещения заказа установлено следующее.
18.08.2010 уполномоченным органом - КУГИ - на официальном сайте Новгородской области для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: http://goszakaz.admreg.nov.ru было опубликовано извещение N 248 о размещении государственного заказа путем проведения запроса котировок на право заключения государственного контракта на поставку каменного угля для нужд Новгородской области, для государственного заказчика - ГУЗ "Противотуберкулезный санаторий "Велебицы". Размещение заказа проводилось на основании и в соответствии с Законом о размещении заказов.
В извещении о проведении рассматриваемого запроса котировок N 248 во втором абзаце пункта 9 содержится требование ("наличие лицензии на осуществление деятельности").
В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона о размещении заказов извещение о проведении запроса котировок должно содержать сведения, предусмотренные статьей 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 43 Закона о размещении заказов запрос котировок должен содержать следующие сведения:
1) наименование заказчика, его почтовый адрес, адрес электронной почты заказчика (при его наличии);
2) источник финансирования заказа;
3) форма котировочной заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа;
4) наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика;
5) место доставки поставляемых товаров, место выполнения работ, место оказания услуг;
6) сроки поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;
7) сведения о включенных (невключенных) в цену товаров, работ, услуг расходах, в том числе расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей;
8) максимальная цена контракта, определяемая заказчиком, уполномоченным органом в результате изучения рынка необходимых товаров, работ, услуг;
9) место подачи котировочных заявок, срок их подачи, в том числе дата и время окончания срока подачи котировочных заявок;
10) срок и условия оплаты поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;
11) срок подписания победителем в проведении запроса котировок государственного или муниципального контракта со дня подписания протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок;
12) требование, предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено такое требование.
Таким образом, перечень требований, которые должны и могут предъявляться к участникам размещения заказа путем проведения запроса котировок, установленный статьей 43 Закона о размещении заказов является исчерпывающим и закрытым.
В данном случае в извещении о проведении запроса котировок N 248 (абзац 2 пункта 9), утвержденном главным врачом ГУЗ "Противотуберкулезный санаторий "Велебицы" Исабогандовым М.А., государственным заказчиком установлено требование к участникам размещения заказа о наличии у них лицензии на осуществление деятельности. При этом указание на то, какой конкретно деятельности, отсутствует.
Установление требования к участникам размещения заказа путем проведения запроса котировок о наличии у них каких-либо лицензий, тем более без указания конкретного вида лицензируемой деятельности, Законом о размещении заказов (в том числе статьей 43) не предусмотрено.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - ГУЗ "Противотуберкулезный санаторий "Велебицы" - по утверждению им извещения о проведении рассматриваемого запроса котировок содержится нарушение статьи 43 Закона о размещении заказов, выразившееся в установлении в извещении о проведении запроса котировок требования к участникам размещения заказа о наличии у них лицензии на осуществление деятельности, не предусмотренного Законом о размещении заказов. При этом установление данного незаконного требования могло повлечь за собой ограничение количества участников размещения заказа путем проведения рассматриваемого запроса котировок.
Руководствуясь частями 5 и 9 статьи 17, статьей 43, статьей 57, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, Комиссия решила:
1. Признать жалобу участника размещения заказа - Общества с ограниченной ответственностью "Регионстрой" на действия государственного заказчика - Государственного учреждения здравоохранения "Противотуберкулезный санаторий "Велебицы" - при размещении им и уполномоченным органом - Комитетом по управлению государственным имуществом области - государственного заказа путём проведения запроса котировок на поставку каменного угля для нужд Новгородской области, извещение N 248 о проведении которого было размещено на официальном сайте Новгородской области для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: http://goszakaz.admreg.nov.ru 18 августа 2010 года, обоснованной.
2. Признать в действиях государственного заказчика - Государственного учреждения здравоохранения "Противотуберкулезный санаторий "Велебицы" - нарушение статьи 43 Закона о размещении заказов.
3. Выдать государственному заказчику - Государственному учреждению здравоохранения "Противотуберкулезный санаторий "Велебицы" - обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
4. Выдать уполномоченному органу - Комитету по управлению государственным имуществом области - обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
5. Направить материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица государственного заказчика - Государственного учреждения здравоохранения "Противотуберкулезный санаторий "Велебицы".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (опубликовано 6 сентября 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016