Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 24 августа 2010 г.
Комиссия Московского УФАС России (далее в тексте - Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N 06-01/15-205/10 по признакам нарушения Московским городским фондом обязательного медицинского страхования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Основанием для возбуждения дела N 06-01/15-205/10 послужило письмо Московского городского фонда обязательного медицинского страхования N 7052 от 18.05.2010 (далее - МГФОМС), содержащее информацию об отсутствии необходимости в отборе страховых медицинских организаций, адресованное всем Руководителям организаций г. Москвы (страхователям по обязательному медицинскому страхованию), в том числе в Московское УФАС России.
Согласно данному письму проведение работодателями (страхователями) конкурса по выбору страховой медицинской организации для осуществления обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) работающих граждан - сотрудников противоречит действующему законодательству Российской Федерации по ОМС и ограничивает право граждан Российской Федерации по выбору страховой медицинской организации.
Кроме этого, МГФОМС указывает на то, что в реализации Московской городской программы ОМС на протяжении последнего десятилетия стабильно участвуют 8 страховых медицинских компаний (далее - СМО): ЗАО "Медицинская страховая компания МАКС-М", ЗАО Медицинская страховая компания "Солидарность для жизни", ОАО "Страховая компания Росно-МС", Московский филиал ООО "Страховая медицинская компания РЕСО-МЕД", ООО Медицинская компания "Икар", ЗАО СГ "Спасские ворота-М", ООО "Медицинская страховая компания "МЕДСТРАХ", ОАО Медицинская страховая компания "Уралсиб" с которыми заключены договоры ОМС. Между МГФОМС и данными СМО заключены договоры о финансировании до 31.12.2012.
Таким образом, согласно письму, участие в осуществлении ОМС работающих граждан новых СМО, не имеющих договорных отношений в системе ОМС г. Москвы, нарушит сложившиеся договорные отношения в системе ОМС г. Москвы и приведет к дестабилизации осуществления ОМС застрахованных граждан, которыми уже выбраны СМО и получены полисы ОМС.
Однако, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций, в том числе СМО, путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания услуг личного страхования, в том числе медицинского.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о медицинском страховании) медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. При этом частью 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 27.11.92 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" установлено, что имущественные интересы, связанные с оказанием гражданам медицинских услуг, являются объектом личного страхования.
Статьей 6 Закона о медицинском страховании определено право гражданина на выбор СМО. Однако ни в указанном законе, ни в иных нормативных актах не предусмотрен механизм реализации этого права. В соответствии с Законом о медицинском страховании право на выбор СМО реализуется страхователем.
В соответствии со статьей 2 Закона о медицинском страховании страхователями ОМС неработающего населения являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а работающего населения - работодатели. Страхователи имеют право и обязанности по этому виду страхования, определенные статьей 9 того же закона, в том числе право на выбор СМО. Страхователи реализуют это право путем заключения с СМО договора согласно требованиям статьи 4 Закона о медицинском страховании. Страхователи также обязаны вносить страховые взносы в порядке, установленном Законом и договором медицинского страхования.
Источниками уплаты взносов за ОМС неработающего населения являются выделенные на эти цели средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а за ОМС работающего населения страховые взносы уплачиваются в виде единого социального налога.
Страховые взносы в соответствии с Законом о медицинском страховании аккумулируются в фондах ОМС и согласно договорам финансирования поступают в СМО в зависимости от количества застрахованных ими граждан по договорам страхования, заключенным со страхователями.
Следовательно, ОМС является одним из видов личного страхования и на этот вид финансовых услуг распространяется требование части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции об обязанности отбора финансовой организации для ее оказания путем проведения открытого конкурса или аукциона.
Таким образом, субъекты, поименованные в части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, должны заключать договоры ОМС работающего и неработающего населения только с СМО, отобранными по результатам открытого конкурса/открытого аукциона.
В соответствии с пунктом 6.3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" Федеральная антимонопольная служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право, в том числе, давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к ее компетенции.
Следовательно, дача разъяснений положений Закона о защите конкуренции не относится к коомпетенции МГФОМС и выходит за рамки его полномочий.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в том числе государственным внебюджетным фондам запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, распространение МГФОМС писем, указывающих на отсутствие необходимости осуществлять отбор страховых медицинских организаций для оказания услуг по обязательному медицинскому страхованию в соответствии со статьей 18 Закона о защите конкуренции поскольку МГФОМС уже отобраны ЗАО "Медицинская страховая компания МАКС-М", ЗАО Медицинская страховая компания "Солидарность для жизни", ОАО "Страховая компания Росно-МС", Московский филиал ООО "Страховая медицинская компания РЕСО-МЕД", ООО Медицинская компания "Икар", ЗАО СГ "Спасские ворота-М", ООО "Медицинская страховая компания "МЕДСТРАХ", ОАО Медицинская страховая компания "Уралсиб", приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке страховых услуг, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частями 1 и 4 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона "О защите конкуренции" Комиссия, решила:
1. Признать Московский городской фонд обязательного медицинского страхования нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать Московскому городскому фонду обязательного медицинского страхования предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела N 06-01/15-205/10 должностному лицу Московского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.
ПРЕДПИСАНИЕ
24 августа 2010 года г. Москва
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве (далее - Московское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия), руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 24 августа 2010 года по делу N 06-01/15-205/10 о нарушении Московским городским фондом обязательного медицинского страхования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем: - отозвать письмо N 7052 от 18.05.2010 ( далее - письмо), адресованное Руководителям г. Москвы (страхователям по обязательному медицинскому страхованию), содержащее информацию об отсутствии необходимости осуществлять отбор страховых медицинских организаций для оказания услуг по обязательному медицинскому страхованию в соответствии со статьей 18 Закона о защите конкуренции; - разместить на официальном сайте Московскоого городского фонда обязательного медицинского страхования опровержение информации, указанной в письме.
2. Московскому городскому фонду обязательного медицинского страхования в срок до 15 октября 2010 года направить в Московское УФАС России доказательства исполнения предписания.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 августа 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016